Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Турпотоки Украина-Израиль: осторожный оптимизм


 
Статья на сайте ИСРАГЕО
 
Главный редактор журнала "Украинский туризм" Юрий САМОЙЛОВ — о перспективах сотрудничества туристической отрасли двух стран
 
Въездной туристический поток из стран бывшего СССР играет для Израиля определяющую роль: из в среднем 3 млн. иностранных туристов, прибывающих каждый год на Святую Землю, около 40% составляют обладатели паспортов постсоветских стран. В частности, Украины, которая в прошлогоднем рейтинге доноров турпотока в Израиль, составленном Минтуром, заняла почетное 6 место, делегировав Израилю 134 тысячи туристов. Это количество имеет тенденцию к постоянному увеличению: небольшое снижение имело место лишь по результатам 2014 года. Однако уже сегодня турпоток из нашей страны на Святую землю вновь приобрел тенденцию к увеличению.
 
«НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КАК ГЕНЕРАТОР ТУРПОТОКА
 
Более того, в украинском обществе появились новые мотивы и причины посетить именно Израиль. В первую очередь, это то, что принято назвать «народной дипломатией», т.е. неформальные связи между гражданами обеих стран. Так, сегодня подразделения украинских Вооруженных сил и Национальной гвардии тренируют израильские волонтеры, за спинами которых – опыт службы в спецподразделениях ЦАХАЛа и других службах безопасности. Некоторые израильтяне служат в украинской армии, помогая нам отстаивать независимость своей страны, отражая российскую агрессию.
 
Весьма активно помогают Украине сообщества выходцев из нашей страны в Израиле, собирая и отправляя гуманитарную помощь, участвуя в лечении и реабилитации раненых украинских военнослужащих и мирных жителей, самой известной из которых стала основатель волонтерской организации «Госпитальеры» Яна Зиневич, буквально поставленная на ноги израильскими медиками. Наконец, в последние годы резко интенсифицировались связи между израильским и украинским бизнесом, что тоже способствует общению, а значит, и взаимным поездкам граждан наших стран друг к другу.
 
ИЗРАИЛЬСКИЙ ВОРКШОП – СОБЫТИЕ ПОПУЛЯРНОЕ
 
Все это прекрасно понимают израильские отельеры, инкаминг-туроператоры, владельцы и топ-менеджеры различных инфраструктурных объектов туристической направленности. Именно поэтому 7 июня под эгидой Минтура в Киеве состоялся расширенный израильско-украинский туристический воркшоп на тему «Иерусалим и Тель-Авив: две столицы – одна страна». Мероприятие, которое проводилось в одном из фешенебельных киевских отелей, привлекло довольно много весьма солидных участников с израильской стороны: отелей и гостиничных сетей, туроператоров и авиаперевозчиков общим числом 34 официальных представительств израильских организаций, включая руководителей Ассоциаций отельеров Тель-Авива и Иерусалима (соответственно Адет Грофман и Арье Зоммер). Эти почетные гости довольно подробно презентовали туристические возможности двух крупнейших городов Израиля, сконцентрировавшись на новациях, которые ожидают иностранных туристов уже в ближайшее время.
 
А были ведь на мероприятии и украинские участники, например, авиакомпания «Международные авиалинии Украины», которая совершает регулярные рейсы в Израиль практически из всех действующих аэропортов Украины. Не говоря уже об украинских партнерах израильских компаний (например, туроператор «Рондо», который много лет работает на израильском направлении с одним из ведущих туроператоров по инкамингу в Израиле Flying Carpet), или же украинских фирмах, владельцами которых являются живущие в нашей стране израильтяне (к примеру, компания Adventec). В общем, воркшоп получился весьма насыщенным и многолюдным.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО «БЮДЖЕТ»
 
Открывая мероприятие, атташе по вопросам туризма посольства Израиля в Украине Лариса Самойлович отметила, что за последние 5 лет, в течение которых между Израилем и Украиной действует безвизовый режим, количество украинцев, посетивших Святую Землю, составило 687 тыс. человек. При этом за 4 месяца нынешнего года число украинских туристов, приехавших в Израиль, увеличилось на 21%. Кроме того, после отмены виз существенно снизился средний возраст украинских туристов – за счет большего количества молодежи. Также представитель израильского Минтура объявила о запуске рекламной кампании Израиля на территории нашей страны, бюджет которой составит полмиллиона долларов США, и которая стартует уже в середине июля. Целью кампании является повышение туристической привлекательности Израиля для граждан Украины.
 
Госпожа Самойлович выступила перед участниками и гостями воркшопа с довольно- подробной презентацией, включающей статистические данные о распределении украинских турпотоков по городам и курортам Израиля, возрасту туристов и т.д.
 
В короткой журнальной статье привести все эти данные нет возможности, однако гораздо более красноречивыми являются отзывы участников воркшопа – как с израильской, так и с украинской стороны. Так, госпожа Самойлович в своем выступлении упомянула о том, что подобного воркшопа не было в течение двух лет – последний состоялся в 2013 году.
 
Комментарии этого тезиса от нескольких участников-израильтян (на условиях анонимности) были вполне ожидаемыми: в 2014 году в Украине вспыхнула война, и на протяжении какого-то времени было непонятно, устоит ли наша страна, или нет. Но сегодня, в 2016 году, несмотря на продолжающуюся оккупацию Крыма Россией и военные действия в Донбассе, в существовании Украины никто не сомневается, поэтому израильский турбизнес откликнулся на приглашение киевского представительства Минтуризма и приехал в нашу столицу.

УЧАСТНИКИ – О ТУРИСТИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ
 
Представитель туроператора Disenhouse Unitours Елена Куличенко отметила, что за последнее время количество граждан Украины, которые воспользовались услугами компании, ощутимо возросло. При этом она заметила, что украинские клиенты Дизенхауса – в основном представители VIP-сегмента. А менеджер гостиничной сети Dan Hotels Людмила Купстайтис-Кушнир акцентировала на том, что украинских постояльцев в этой сети стало больше, причем в номерах всех категорий – от «эконом» до «суперлюкс».
 
Правда, отметим, что по израильским ценам на гостиничные услуги «эконом» соответствует «верхний средний плюс» где-нибудь в Греции, поэтому бюджетные категории украинских туристов в израильских отелях предпочитают не селиться. Эту информацию подтверждает директор украинского туристического оператора «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий: по его словам, из-за дороговизны израильских отелей многие из его клиентов предпочитают селиться в квартирах, снимаемых израильскими партнерами и переоборудованных в циммеры и хостелы. А директор Паломнического центра Неустанной Божьей матери Владимир Клименко, чья компания специализируется на услугах soft piligrimage по святым христианским местам, в первую очередь – в Израиль, не скрывает, что невысокую стоимость туров (к примеру, 6-дневный тур от этой компании в сентябре обойдется туристу в $575 с перелетом в оба конца), предоставляемых его компанией, возможно обеспечить лишь на базе отелей Вифлеема (Бейт-Лехема). Т.е. такие туристы фактически покидают пределы государства Израиль, пользуясь услугами малопонятного для украинцев образования под названием «Палестинская автономия».
 
Если говорить об общих впечатлениях от воркшопа, то представители Израиля были гораздо более оптимистичны в оценках перспектив турпотоков из Украины в Израиль, чем украинские профессионалы отрасли. Тем не менее, и последние высказывали осторожный оптимизм. Но при этом замечали, что количество украинских туристов в Израиле могло бы быть гораздо больше, если бы цены на туристические услуги (в первую очередь, гостиничные) были существенно снижены. Ведь в тревел-отрасли существует непреложный закон: снижение цен на отели вдвое приводит к повышению турпотока на 90-95%. По этому пути прошла Греция, сейчас по нему идут Испания и Италия. Еще несколько лет назад все эти страны рассматривались как туристические направления класса «верхний средний» и выше, а сегодня вплотную приближаются к классификации «массовый сегмент».
 
* * *
 

Как иностранец, я не обладаю правом давать израильтянам какие-либо советы. Однако как специалист в туристической отрасли, хотел бы заметить: при определенных условиях (массовое открытие недорогих отелей, хостелов, циммеров и т.д., снижение стоимости услуг израильских экскурсионных бюро, автотранспорных компаний и т.д.) Израиль за счет Украины мог бы существенно увеличить въездной турпоток. По самым осторожным оценкам – до 300 тысяч за пару ближайших лет. К тому же этот поток на 99% будет состоять из доброжелательно настроенных к стране, ее культуре, истории и современности, людей: ведь авторитет Израиля в сегодняшней Украине невероятно высок. Грех не воспользоваться таким шансом…