Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Получит ли Одесса свое Открытое небо?


Мы уже писали о развитии аэропорта в Одессе. Вполне вероятно, что режим, который был пока применен только во Львове, может быть применен и в Одессе. Но насколько этот порт готов к новым условиям работы?
Интересное интервью с его гендиректором Виталием Портянко разместил интернет портал http://biz.liga.net/

У Одесского международного аэропорта большие перспективы для развития, сказал на прошлой неделе журналистам министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
Это будет очень кстати для аэропорта, заканчивающего большую стройку. К концу 2015 года управляющая компания Одесса Аэропорт Девелопмент обещает достроить и запустить в работу новый терминал для международных рейсов. На него уже потратили $18 млн из кредита в $30 млн. К этому времени аэропорт планирует стать главными воздушными воротами в южном регионе. "Если эксперимент с "Открытым небом", запущенный в аэропорту Львов, окажется успешным, следующим городом, где снимут все барьеры для полетов зарубежных авиакомпаний, станет именно Одесса", - заявил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
Строительные работы идут на фоне скандала, разгоревшегося в начале 2015 года. Активисты общественной организации "Аэропорт наш" инициировали возврат аэропорта в коммунальную собственность на основании того, что инвестор якобы не исполняет обязательств перед взятым в концессию объектом. В феврале Одесский губернатор Игорь Палица обратился к Генпрокурору Виктору Шокину с просьбой провести проверку законности передачи аэропорта "Одесса" компании Одесса Аэропорт Девелопмент. Издание "Деловая столица" связывало эту фирму с одесскими бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. В феврале Хозяйственный суд Одесской области не нашел нарушения со стороны инвестора.
В интервью гендиректор аэропорта Одесса Виталий Портянко рассказал, кто стоит за попытками вернуть аэропорт городу, как город будет конкурировать с Херсоном за крымского пассажира и чего ждут от летнего сезона в Одессе.

- Сколько авиакомпаний сегодня осуществляют полеты в Одессу и из нее? Стали ли летать меньше, чем в прошлом году?
- Сейчас выполняют полеты 15 авиакомпаний, из которых шесть украинских. В прошлом летнем сезоне мы сотрудничали с 16 авиакомпаниями (из которых пять украинских). Если говорить об уходе - это касается в первую очередь авиакомпании Авиалинии Харькова. Хотя на загруженности нашего аэропорта это существенно не сказалось.

- Насколько сегодня загружены мощности аэропорта? Сколько рейсов вы принимаете и сколько физически можете выполнять?
- В сутки обслуживаем от 20 до 40 рейсов (в зависимости от сезона). По частотности остались примерно на уровне прошлого года. В марте видим небольшое уменьшение чартерных программ. Это связано с изменением на рынке туристических операторов. Критичных тенденций мы не видим и находимся в том коридоре, который прогнозировали.

- Какова пропускная способность аэропорта? Она нуждается в увеличении?
- В 2011 году, когда сюда зашел инвестор, пропускная способность существующего пассажирского терминала составляла около 400 пассажиров в час. Это два среднемагистральных рейса, выполняемых одновременно. После модернизации пропускная способность увеличилась в три раза. Сейчас аэропорт может одновременно обслуживать 6-7 самолетовылетов.
Суточная загрузка у нас пока недостаточная. Это связано с тем, что у нас нет большого базового перевозчика.

- Вы видите авиакомпанию, которая могла бы стать для Одессы базовой?
- Мы к этому готовы уже сейчас. Но чтобы привлечь для базирования крупного перевозчика, мы должны стать крупным региональным хабом и выдерживать конкуренцию с аэропортами, находящимися рядом с нами: в Стамбуле, Кишиневе, Борисполе и Жулянах.

- Могла бы стать таким перевозчиком для вас авиакомпания Турецкие авиалинии, которая сейчас активно развивает Херсонский аэропорт? Почему перевозчик выбрал не вас?
- Мы приветствуем развитие аэропортов в нашем регионе, хоть и конкурируем с ними. Это позволяет каждому найти ниши для генерирования доходов. Например, мы являемся запасным аэропортом для Херсона и при плохих погодных условиях там мы принимаем рейсы тех же Турецких авиалиний у себя.
Также есть особенность в сегментации рынка. Херсон и Турецкие авиалинии больше заточены на крымского пассажира. Турецкий перевозчик, наряду с российскими, лидировал в этом регионе как сетевой и предлагал довольно широкую палитру направлений, востребованных в этом регионе.
Херсон очень сезонный аэропорт. У нас сезонность тоже присутствует, но не настолько критично.

- Как на работе аэропорта сказалась аннексия Крыма и прекращение полетов в аэропорты Донецка, Луганска?
- После аннексии Крыма мы стали основными южными воротами Украины. Но мы не получили роста пассажиропотока за счет упущенных возможностей этих регионов. Пассажиропоток, например, в Симферополь автоматически не интерполируется на Одессу.

- Одессу называют одним из нестабильных регионов Украины. Вы это чувствуете? Люди действительно опасаются к вам летать?
- Любое негативное наполнение информационного поля влияет на перевозки. Есть миф, что Одесса - это нестабильный регион. Я, как директор аэропорта, могу сказать, что мы потеряли определенный пассажиропоток, но говорить о критичных показателях нельзя. Нам верит перевозчик, пассажир, и нет никаких поводов для опасений.

- С каким финансовым результатом вы закончили 2014 год и на какие показатели рассчитываете по итогам года?- Проблема в том, что 2014 год, который и так был тяжелым, мы сравниваем с 2013-м, который был самым лучшим по объемам пассажироперевозок (перевезено более 1 млн пассажиров) за 23 года существования аэропорта. Но мы закончили год с плюсом.

- Насколько сократился пассажиропоток и какие результаты будут по итогам года?
- Если в 2014-м пассажиропоток снизился на 19,2%, то в 2015 году падение будет около 10%. Мы наблюдаем, что рынок уже оживает.
Мы наблюдаем, что рынок уже оживает. 

- Авиакомпания МАУ запустила пять новых рейсов из аэропорта Одесса. Какова доля МАУ в структуре полетов аэропорта?
- МАУ входит в тройку лидеров аэропорта наряду с Турецкими авиалиниями и Аэрофлотом. Также большая часть самолетовылетов приходится на деловую авиацию.


- На каких условиях вы сотрудничаете? Даете ли МАУ преференции? Какие?
- Финансовые условия унифицированы для всех перевозчиков, независимо от их доли рынка. Есть базовые ставки, которые мы стараемся не регулировать. Это делает рынок.

- Какие новые авиакомпании и новые направления появились в Одессе в летнем сезоне?
- С 30 марта, после пятилетнего перерыва, начала полеты авиакомпания Австрийские авиалинии. В неделю предусмотрено четыре частоты. Этого пока достаточно. Из международных направлений МАУ открыла Вильнюс, Санкт-Петербург, Москву. Также продолжается эксплуатация линий на Тиват (Черногория), Салоники (Греция). ЯнЭйр открывает полеты на линии Одесса-Батуми.

- Какие авиакомпании развивают внутренние полеты из Одессы?
- МАУ открывает два новых направления - Львов и Харьков. Это трудные направления, надеюсь, они останутся на зимнюю навигацию. Планируем Днеправиа на Батуми и Ивано-Франковск в зимний период навигации.

- Как прошел прошлый туристический сезон? Вы почувствовали всплеск? Что ожидаете в этом году?
- У нас нет больших сезонных пиковых скачков. Роста рынка за счет переориентации пассажиров на внутренний туризм мы не ожидаем. Тем не менее возможности для роста есть. Зимой в сутки вылетало в Борисполь в среднем около 360 кресел в самолетах МАУ, летом количество кресел увеличится до 540.


- Когда будет завершено строительство нового терминального комплекса? Какие инфраструктурные проекты в планах?
- Строительство продолжается и будет завершено к концу 2015 года. Уровень выполнения всех работ - более 60%. Также продолжается модернизация действующего терминала: вдвое увеличили пункты контроля, поменяли технологию регистрации пассажиров и т.д.

- Сколько денег потрачено на строительство и модернизацию? Какова стоимость проектов?
- Общая сумма вложенных инвестором средств по состоянию на конец января 2015 года около 550 млн грн. Деньги потрачены на обновление парка аэродромной техники, работы внутри терминала, а также на проектную документацию и строительство нового терминала.

- Одна из проблем Борисполя - отсутствие пунктов питания, а также завышенные цены в кафе. Сколько стоит бутерброд и чашка кофе в аэропорту Одесса?
- Палитра широкая и нет фиксации какой-то цены. Хот-дог и кофе можно купить возле стоянки, которая расположена в 50 шагах от терминала. В кафе, которые находятся в самом терминале, цены существенно ниже, чем в Борисполе и Жулянах.

- Собираетесь реконструировать взлетно-посадочную полосу (ВПП)?
- Оператором ВПП является коммунальное предприятие Международный аэропорт Одесса. Мы не являемся оператором и никогда не брали на себя обязательства по ее строительству. Полоса сегодня имеет первую категорию. Мы очень заинтересованы в строительстве новой, современной ВПП.

- Вы пытались договориться с местными властями о ее строительстве? Что мешает?
- Это компетенция госпредприятия "Дирекция по строительству Международный аэропорт Одесса". Это вопрос государства. Распоряжением Кабмина утвержден титул строительства аэродромного комплекса, а также условия предоставления госгарантий. Вопрос пока на этой стадии.

- Активисты общественной организации "Аэропорт наш" заявили, что аэропорт Одесса уклоняется от уплаты налогов, и требуют его вернуть в коммунальную собственность. Что стоит за этими требованиями - политика или экономика?
- Против аэропорта началась системная заказная информационная атака. Все лозунги и заявления так называемых активистов - это популизм, под которым нет никаких законных оснований.

- Кто стоит за этой информационной кампанией? В СМИ появлялась информация, что аэропорт интересен структурам, связанным с Игорем Коломойским. Это так? Вы знаете о желании конкурентов получить контроль над аэропортом?
- Я не знаю, кто конкретно за этим стоит, и среди этих активистов нет людей из авиации.

- Какова конечная цель этой кампании?
- Цель - дестабилизация работы предприятия. Для чего? Мне непонятно.

- У аэропорта есть задолженности перед бюджетом или партнерами?
- Мы законопослушный и прозрачный налогоплательщик. У нас нет задолженностей ни перед государством, ни перед партнерами. Нам тоже никто не должен.

- Вам удается своевременно обслуживать кредитные обязательства? Каков на сегодня кредитный портфель аэропорта?
- Есть кредитный портфель в государственном Укрэксимбанке на сумму $30 млн. Эти деньги были выделены под строительство терминального комплекса. Других пакетов нет. На данный момент мы освоили чуть более $18 млн. Все проценты и комиссии мы выплачиваем вовремя. Платить по телу кредита мы начнем с 2016 года.

- Кому принадлежит аэропорт Одесса? Кто инвестирует средства в реконструкцию?
- В ООО Международный аэропорт Одесса входит два участника - городской совет, которому принадлежит 25%, и компания Одесса Аэропорт Девелопмент с долей в 75%. Это основатели предприятия, которое ведет оперативную деятельность, а также обслуживает кредитный портфель.  

СПРАВКА: Международный аэропорт Одесса входит в топ-3 крупнейших аэропортов Украины по количеству обслуженных пассажиров по итогам 2014 года. С 2011 года проводится реконструкция нового терминального комплекса. Новый терминал будет четырехэтажным. Его общая площадь (29 000 кв. м) позволит увеличить нынешнюю площадь аэропорта в 3,5 раза. После завершения строительства нового терминала аэропорт сможет обслуживать до 3 млн пассажиров ежегодно. В прошлом году аэропорт обслужил 864 000 пассажиров. Это почти на 20% меньше, чем в рекордном 2013-м, когда Одесса перешагнула отметку в 1 млн пассажиров.