Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Антонов vs Boeing


03.08.2011

Отныне уже две украинские авиакомпании будут эксплуатировать отечественный самолет Как сообщает сайт Мининфраструктуры, пока запланирована передача авиакомпании Международные авиалинии Украины (МАУ) регионального пассажирского самолета Ан-148 производства ГП «Антонов». Это будет первый отечественный самолет в парке МАУ и третий в Украине Ан-148, который находится в коммерческой эксплуатации (два таких самолета уже летают в парке компаний «Украинской авиационной группы»). Кроме непосредственно церемонии передачи воздушного судна на территории ГП «Антонов» состоится также подписание Протокола о намерениях приобретения самолетов Ан-148/Ан-158 с целью их дальнейшей передачи отечественным авиакомпаниям на условиях финансового лизинга с участием авиаконструкторов, представителей ГП «Лизингтехтранс» и МАУ.

Схемой эксплуатации по-прежнему остается финансовый лизинг, который перевозчики считают для себя невыгодным. Представители украинских авиакомпаний и отраслевые эксперты неоднократно говорили, что действующая в Украине модель финансового лизинга не устраивает эксплуатантов, из-за чего начало использования отечественных самолетов местными перевозчиками оказалось затрудненным. Так, обременительной схему финансового лизинга посчитали для себя в «АэроСвите», из-за чего была выбрана посредническая схема сотрудничества. При ней ГП «Лизингтехтранс», приобретая за бюджетные средства у ГП «Антонов» самолеты, передало технику не авиакомпании, как это предусмотрено традиционным лизинговым договором, а тому же ГП «Антонов».

Выступив лизингополучателем, предприятие взяло все экономические риски эксплуатации новой техники на себя (финансовый лизинг предполагает оплату объекта лизинга независимо от того, эксплуатируется ли самолет или стоит на приколе по техническим причинам). «АэроСвит» же получил самолеты у ГП «Антонов» по договору обмена воздушными судами, выплачивая ежемесячно фиксированные платежи. Партнеры ни разу не сообщали о том, сколько составляют эти платежи, но некоторые расчеты Мининфраструктуры показывают, насколько перевозчику была выгодна эта схема. Из аналитической записки, подготовленной ведомством, следует, что ежемесячный платеж ГП «Антонов» «Лизингтехтрансу» по договору финансового лизинга в период 2009-2010 гг. составлял 3 млн грн. плюс 432 тыс. – комиссия лизингодателю.

В то же время ставка по договорам «мокрого» лизинга авиакомпании «АэроСвит» во второй половине 2010 г. составляла $1350 за летный час, что во время интенсивной эксплуатации летнего расписания обходилось в 1,9 млн. грн. в месяц на один самолет. Ориентируясь на эти данные, можно предположить, что перевозчик экономит на предложенной схеме более 40% средств.

В ГП «Лизинтехтранс» и ГП «Антонов» также пока не сообщили, будет ли отработанная схема применяться и в случае с МАУ. Сергей Фоменко, вице-президент авиакомпании, сказал только, что МАУ разработала собственную схему сотрудничества. Ранее в компании также говорили, что наиболее приемлемой для нее является модель оперативного лизинга, при которой размер платежей зависит от налета часов.

Скоро станет известно, кто из сторон сделки пошел на уступки, и был ли найден компромисс. Правда, в компании «АэроСвит» рассказали, что также претендовали на тот единственный Ан-148, который находится на стадии полной готовности в цехах серийного завода «Антонова». Но возможность эксплуатировать самолет на тех же условиях, что и два предыдущих, компании не подтвердили. Как долго будет действовать договор с «Антоновым» на счет двух летающих Ан-148, тоже не до конца ясно: в «АэроСвите» говорят, что полетная программа по ним согласована как минимум до конца летнего расписания, но не на долгосрочную перспективу. Напомним, в «Украинской авиационной группе» (УАГ, объединяет кроме «АэроСвита» также компании «Днеправиа» и «Донбассаэро») в мае заявили о том, что рассматривается возможность расширения флота за счет 10-15 самолетов Ан-158 в 2012-2014 гг. Правда, тогда со стороны компаний и производителя прозвучали замечания о том, что стоило бы предусмотреть возможность установки на самолет импортных двигателей.

В то же время в «Антонове» заверили, что МАУ получит первый самолет с двигателями «Мотор Січі», а самолет с другими двигателями еще необходимо сертифицировать, поэтому это дело не ближайших дней. Заявленные масштабы закупок пока останутся лишь в виде абстрактных заявлений еще и потому, что ГП «Антонов» фактически не производит самолеты, несмотря на их востребованность. На предприятии сообщают, что текущие заделы позволят сдать в эксплуатацию до конца года еще кроме завтрашнего максимум один самолет Ан-148. Сергей Фоменко из МАУ в беседе с представителями СМИ сказал, что компания не заказывает большее количество самолетов просто потому, что завод их не успевает производить.