Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Российский турбизнес в шоке: Путин предложил повысить размер уставного капитала турфирм


14.02.2012
Очередная идея верховных властей, озвученная на фоне предвыборной гонки, ввергла туротрасль в шок: туристическим компаниям предложено увеличить размер собственного капитала по аналогии с банковским сектором.
«Судя по тому, что в банковской системе происходит, увеличение требований к собственному капиталу не ухудшает ситуацию в отрасли, а, наоборот, делает её более устойчивой. Нужно это иметь в виду при повышении требований для работы предприятий в других отраслях, в том числе в сфере туризма», - цитируют российские СМИ заявление Владимир Путина, сделанное на прошлой неделе на заседании президиума правительства РФ.
Кроме того, накануне рабочая группа профильного комитета нижней палаты российского парламента по экономической политике предложила пересмотреть подходы к финансовому обеспечению в туризме. Туроператорам с годовым оборотом не более 1 миллиарда рублей предлагается назначить фингарантии в объеме до 200 миллионов рублей, компаниям с оборотом свыше 1 миллиарда - 200 миллионов, плюс 10% от оборота, полученного свыше миллиарда. По мнению чиновников, зависимость размера фингарантий от реального финансового оборота компании позволит повысить ответственность туроператоров.
Замглавы Минспорттуризма Надежда Назина, в свою очередь, отметила, что в числе новаций рассматривается возможность введения единой регистрации туристских путевок и страхования каждого договора на выезд.
Учитывая низкую доходность туристического бизнеса и его сильную зависимость от кредитов, любая заморозка средств на счетах турфирм приведет туротрасль к коллапсу, а простое увеличение размера уставного капитала никак не сможет повысить защищенность туристов от мошенничества или банкротства туроператоров, считают эксперты. Специалисты указывают, что ранее предложенный профессиональным сообществом комплекс законодательных изменений для стабилизации туротрасли является достаточным и включает в себя все необходимые меры, главной из которых является страхование каждой путевки, а новые необдуманные предложения лишь наносят вред российской индустрии туризма.
Отметим, что с 1 января 2012 года минимальный размер капитала российских банков был повышен до 180 миллионов рублей с 90 миллионов рублей. С января 2015 года планируется повысить этот показатель до 300 миллионов рублей. Кредитные организации, не дотянувшие до этих планок, будут лишиться лицензий. Российский премьер отметил, что в туристической сфере должны быть другие процедуры и требования, нежели в банковской, но аналогичные действия необходимо произвести.
С таким предложением эксперты туристического рынка не согласны, тем более, что наиболее оптимальные меры по стабилизации туррынка уже предложены. «Премьер в своем посыле, безусловно, прав в том, что нужно ужесточать требования к туроператорам. Однако повышение требования к капиталу туркомпаний, на мой взгляд, не принесет желаемого результата. У туроператоров не те обороты и не та рентабельность, чтобы вводить для них подобные ограничения. Если мы пойдет таким путем, то от малого бизнеса у нас точно ничего не останется, а туроператоры будут существовать лишь в рамках банков», – отметил Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР). По оценке эксперта, до 95% всех туроператоров не смогут полноценно удовлетворять таким требованиям. «На мой взгляд, нужно не капитал увеличивать, а увеличивать сумму финансовых гарантий, чтобы они были достаточны для выплаты компенсаций туристам в полном объеме», – добавил Канторович.
Аналогичного мнения придерживаются и в Российском союза туриндустрии (РСТ). «Повысить требования к капиталу туркомпаний – не выход из положения. Если такая модель подходит к банковской сфере, то это вовсе не значит, что ее можно беспроблемно распространить на туристическую отрасль. Сейчас все туркомпании, так или иначе, сидят на кредитах, а все получаемые средства постоянно пускают в оборот. А это значит, что заморозить для них даже часть таких средств невозможно. Наиболее рационально защитить потребителя можно, только внедрив обязательное страхование каждого тура. Причем такой путь будет выгоден как турфирмам, так и страховщикам, а сами туристы при этом будут защищены наилучшим образом», – сообщил Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Как пояснил эксперт, большинство страховщиков уже согласились с таким предложением, а рассчитать стоимость подобной страховки технически большого труда не составит. «Для этого у страховщиков есть все данные – сейчас в год за рубеж выезжает около 14 млн российских граждан, средняя стоимость тура составляет около 30 тыс. рублей, а его средняя продолжительность – 10 дней. Исходя из этого вполне можно рассчитать стоимость такой страховки», – пояснил эксперт.
Для украинского туристического бизнеса подобные телодвижения на российском рынке важны, прежде всего, тем, что наши власти имеют тенденцию иногда повторять опыт наших соседей. Посему, не за горами возможные новые законодательные инициативы в сфере украинского туризма.