Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

РОСТУРИЗМ: Сокращается глубина продаж на Вьетнам


16.02.2012
Российский туризм освоил вьетнамское направление, что называется «в промышленных масштабах», на несколько лет раньше, чем сюда выдвинулись первые разведчики от украинской туриндустрии. В то же время, средний украинский и российский туристы достаточно близки в своих запросах и предпочтениях. Посему опыт россиян для нас может быть, как минимум, полезным. Прежде всего – насколько ожидания, связанные со Вьетнамом, как перспективной туристической страной оправдываются? В общем страну в прошлом году посетило до 6 млн туристов, включая неорганизованных путешественников, что примерно на 16% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако более всего здесь туристов – 1,2 млн – из Китая. Это на 49% превышает показатель 2010 года. 473 тысячи путешественников приехали из Южной Кореи (+5,1%). Значительный рост турпотока наблюдался из таких стран, как Япония, США, Франция, Камбоджа, Австралия и Малайзия. Самым популярным направлением у иностранных гостей стал Хошимин, который за 11 месяцев посетили 3,1 млн туристов (+8,4%).
Количество российских туристов во Вьетнаме сегодня по разным острожным оценкам не превышает 70 тыс. человек. Страна занимает средние позиции в списке 40 самых популярных у россиян туристических направлений. Тем не менее, после введения с 2009 г. безвизового режима для россиян при поездке во Вьетнам на срок до 15 дней, сюда наблюдается рост турпотока из РФ. Тенденцию можно объяснить и развитием чартерного сообщения. С конца прошлого года из 9 российских городов (Екатеринбург, Самара, Иркутск, Хабаровск, Кемерово и др.) были организованы чартерные цепочки в Камрань, бывший аэропорт, расположенный примерно в середине Вьетнама, недалеко от морского курорта Ня Чанг. Пока наибольший прирост наблюдался за первые шесть месяцев 2010 года – 57,3%. За это время во Вьетнаме побывало 26,6 тыс. россиян. Для сравнения, за тот же период 2009 года – только 16,6 тыс.
Однако, заметная конкуренция со стороны более платежеспособным западных туристов, и многочисленных китайцев уже сегодня создает проблемы российскому турбизнесу. И вопрос заключается, прежде всего, в недостаточно развитии вьетнамской инфраструктуры в целом, и отельного фонда в частности. Гуляющая по разного рода доморощенным «профессиональным» изданиям цифра в 2,5 млн. вьетнамских гостиничных номеров «всех категорий» по состоянию на конец 2011 года не выдерживает никакой критики. Хотя если включить в это число «бабушкины сарайчики и летние кухни», то «по сусекам» можно наскрести и такую «цифирь». Для сравнения – в куда более продвинутой в туризме Турции за последние 10 лет число гостиничных номеров увеличилось на 67% (100 тысяч единиц) и сегодня составляет 250 тысяч в 2,5 тыс. отелях страны. К 2015 году ожидается, что общее количество турецких гостиниц вырастет до 3 500, а число номеров в них составит 365 тысяч. На этом фоне куда более реалистичной являются данные российских профессиональных организаций о том, что в настоящее время во Вьетнаме в общей сложности насчитывается примерно 12 тысяч гостиниц «всех категорий», совокупная вместимость которых составляет 235 тысяч номеров. При этом на долю отелей категорий от 3* до 5* приходится 19% гостиничного фонда Вьетнама. В стране работают 48 пятизвездочных отелей с общим номерным фондом более 12 тысяч комнат, 110 четырехзвездочных отелей (13 500 комнат) и 235 трехзвездочных отелей (примерно 16 400 комнат). Одним словом, отелей во Вьетнаме скоро на всех желающих перестанет хватать. Обозначенная тенденция, а так же ежегодное увеличение объема авиаперевозки россиян на вьетнамском направлении стало негативно сказываться в феврале 2012 года на глубине продаж. Более того, в этом году не все кресла в российских самолётах оказались обеспечены номерным фондом. Впрочем, пока туроператорам удается находить свободные номера в довольно ограниченной отельной базе курортов Вьетнама. Однако близок день, когда россияне столкнуться с ситуацией, когда верхняя планка наполняемости направления будет достигнута.
Впрочем уже сейчас эксперты рынка говорят, что, начиная с лета 2011, ситуация изменилась в пользу более поздних бронирований, при снижении глубины продаж на направлении. Если в 2010 году основные продажи по Вьетнаму совершались за 4-3 недели, то сейчас это 1-2 недели. Глубина в среднем не выше месяца-полутора.
В то же время по сравнению с прошлым годом, ситуация кардинально изменилась и по другой причине. На рынок вышли крупные российские туроператоры, и конкурентная борьба вынуждает игроков демпинговать. Именно по этим причинам глубина продаж так же сокращается. Ее в настоящий момент определяют только каникулярные даты – 8 марта и майские праздники.
Показательно, что после остановки работы «Ланты», многие ее турагенты бросились переоформлять для своих туристов вьетнамские туры через других туроператоров. Но, по данным эксперта, из-за ограниченности вьетнамской отельной базы это удалось сделать лишь примерно для 70% желающих.
Для сравнения – высокий сезон для региона Юго-Восточной Азии проходит с февраля по март, а уже с конца марта авиакомпания «Vietnam Airlines» планово сокращает количество рейсов, чем вьетнамцы пытаются избежать переизбытка «воздуха».
Совокупность переизбытка до 20% авиарейсов из России и недостатка отельных номеров подтолкнет российский турбизнес включить экономические регуляторы. Никто на самом деле не хочет повторения истории с «Лантой», поэтому велика вероятность стабилизации российского турпотока во Вьетнам с последующим ростом цен. Если этого не произойдет – мы скоро услышим про громкие неприятности у очередного российского туроператора.
Какие уроки из всего перечисленного могут вынести для себя украинские турфирмы? Прежде всего – вьетнамский туррынок, не смотря на всю его перспективность, в силу неразвитости инфраструктуры сегодня имеет ярко выраженные ограничения по приему гостей. Кроме того, в стране достаточно много не только русских туристов, но и более платежеспособных туристов из других стран. Сами россияне уже столкнулись с сокращением глубины продаж.
Мы верим, что украинский турбизнес займет свои позиции во Вьетнаме. Однако, соразмерность реалий и ожиданий, возможно, сегодня требует корректировки.