Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Авиационные войны: МАУ против Swissport


Киевский апелляционный хозяйственный суд 27 марта оставил в силе решение суда первой инстанции от октября 2012 года, согласно которому компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) должна стать 100–процентным владельцем ООО «Свиспорт Украина». По информации «КоммерсантЪ-Украина» 70,4% компании будет приобретено за $433 тыс.
«Потеря собственности в украинской компании – следствие рейдерской атаки МАУ и ее акционера Арона Майберга», – сказано в заявлении Swissport.
По данным «КоммерсантЪ-Украина», решение суда еще может быть отменено Высшим хозяйственным судом Украины. Но проигравшая сторона считает, что шансы на победу у нее невелики. Впрочем, в Swissport заявляют, что могут вернуться на украинский рынок – самостоятельно либо в партнерстве.
В Swissport International заявили, что потеряли контроль над украинским ООО «Свиспорт Украина» – оператором наземного обслуживания воздушных судов и багажа в украинских аэропортах.
Отметим, что Swissport International предоставляет услуги хэндлинга в 192 аэропортах в 38 странах мира. В год компания обслуживает 118 млн пассажиров и 3,5 млн т груза. Ее годовой оборот составляет $1,9 млрд. В штате компании – 40 тыс. человек. Штат «Свиспорт Украина» составляет 800 человек. Совместное предприятие (СП) работает в аэропорту «Борисполь» (около 60% пассажирского хэндлинга), а также в киевском аэропорту «Жуляны» и аэропорту Харькова.
Среди клиентов: Wizz Air, Austrian Airlines, Air France, Alitalia, Аэрофлот, Трансаэро, Turkish Airlines, British Airways и El Al.
Совместный бизнес у швейцарской компании и МАУ появился в 2006 году: Swissport выкупила у партнера, основным владельцем которого на тот момент было государство, за $382,8 тыс. 70,4% доли хэндлинговой компании «Интеравиа», которая позже была переименована в «Свиспорт Украина».
После того как Фонд госимущества Украины (ФГИ) продал 61,6% акций МАУ компаниям, совладельцем которых был, в частности, Арон Майберг, авиаперевозчик попытался изменить принципы управления совместным активом. «С 30% в СП мы почти не имели влияния на управление предприятием. Мы попытались договориться со Swissport о цивилизованных правилах управления общей компанией, но переговоры зашли в тупик», – заявил представитель перевозчика.
После покупки МАУ сменила хэндлингового партнера – тендер на обслуживание авиакомпании в аэропортах выиграл «Аэрохэндлинг».
По данным издания, в Swissport утверждают, что их предложение было дешевле, а владельцем «Аэрохэндлинга» являются структуры господина Майберга. Но в МАУ эту информацию опровергают.
Чтобы улучшить финансовое положение СП после потери крупного клиента, Swissport в марте 2012 года предложила участникам ООО увеличить его уставный фонд. Это предложение обсуждалось на собрании акционеров, но решение принято не было – вопрос планировали обсудить на следующей встрече акционеров, рассказал британскому профильному изданию The Loadstar старший вице-президент Swissport Марк Скиннер.
В МАУ утверждают, пишет The Loadstar, что столкнулись с «откровенно враждебными действиями своего швейцарского партнера»: «6 марта Swissport созвала собрание акционеров, где проголосовала за размытие доли МАУ и утвердила оценку долей в «Свиспорт Украина» для их последующего выкупа».
После этого авиаперевозчик обратился в Киевский хозяйственный суд, который 26 октября 2012 года фактически обязал Swissport продать свою долю в СП партнеру, признав за последним право на собственность и наличие договора о купле-продаже. По соглашению между партнерами одна из сторон может потребовать принудительной продажи доли партнера, если тот грубо нарушит ее права. Например, таким нарушением может считаться размытие доли партнера без его ведома.
«Механизм принудительного выкупа, которым воспользовалась МАУ, был согласован сторонами, и каждая из них при определенных условиях могла его применить», – сообщили в МАУ. В Swissport подчеркивают, что протоколов собраний, в которых было бы сказано об увеличении уставного капитала, суд не видел, так как их не существует.
Старший вице-президент Swissport Марк Скиннер заявил The Loadstar, что его компания была удивлена обращением МАУ в суд.
«Еще больше нас удивил вердикт суда», – отметил Скиннер.
Адвокат компании «Логуш, Борсук, Бронфман и Калишевич» Андрей Гук (представляет интересы авиакомпаний Austrian Airlines, Alitalia и British Airways в украинских судах) считает, что суд принял решение, которое не входит в его компетенцию!
«Решение суда можно расценивать как нарушение свободы договора, когда одну из сторон безосновательно принуждают к продаже своего бизнеса. Если честно, я таких судебных решений еще не встречал», – говорит эксперт.
В Swissport считают, что $433 тыс. – мягко говоря, несправедливо низкая цена за долю в 70,4%, и оценивают стоимость компании в $25–30 млн, учитывая инвестиции на протяжении 7 лет.
«Покупка была утверждена судом на основании оценки, одобренной Swissport International, и на условиях, которые ранее оговаривались сторонами», – заявили в МАУ.
Однако в Swissport утверждают, что после оценки, на которую ссылаются в МАУ, инвестировали в оборудование компании $12 млн, а в целом инвестиции в Свиспорт Украина за все годы оцениваются примерно в $20 млн.
«Если сам факт продажи Swissport может и не оспорить, учитывая наличие корпоративного договора, то компания еще может побороться за сумму, по которой выкупают ее долю», – считает партнер юридической компании AstapovLawyers Олег Мальский.
Swissport подаст кассацию в Высший хозяйственный суд, хоть и не рассчитывает на положительный результат.
«Мы потеряли доверие к судебной системе Украины», – заявил изданию Kyiv Post Скиннер.
Все, что осталось у Swissport в Украине – это бренд. МАУ больше не сможет называть свою хендлинговую компанию «Свиспорт Украина». В Swissport рассчитывают вернуться на украинский рынок, но пока не решили, будет ли это в партнерстве или самостоятельная инвестиция.
Кстати! Ранее «КоммерсантЪ-Украина» сообщал, что владельцем крупнейшей по количеству рейсов украинской авиакомпании «Международные авиалинии Украины» стал Игорь Коломойский. Якобы этот факт увязан с решением акционеров «Международных авиалиний Украины» уволить члена наблюдательного совета компании Михаила Табачника, который является братом министра образования Дмитрия Табачника, 31 декабря 2012 года.
Михаил Табачник был членом наблюдательного совета компании в течение полугода, с июля 2012 года, и не владел акциями МАУ непосредственно. Якобы он оставил бизнес из-за плохих финпоказателей компании.
По информации «КоммерсантЪ-Украина» именно партнеры авиакомпании, а также источники в самой МАУ утверждают, что владельцем МАУ стал Игорь Коломойский, пишет издание.
«Все сотрудники прекрасно понимают, но официально никто никому ничего не заявлял. Господина Коломойского в офисе мы не видели, в отличие от представителей руководства «АэроСвита», с которыми очень часто видятся менеджеры МАУ», – рассказывает источник в МАУ. В частности, представители Коломойского, по словам его участников, были на собрании акционеров МАУ 31 декабря. Кроме того, в сентябре должность исполнительного секретаря «Украинской авиационной группы» (объединяет авиаактивы Коломойского) покинул Евгений Трескунов, который перешел на работу в МАУ. Трескунова участники рынка называют одним из ключевых менеджеров в «АэроСвите», а теперь и в МАУ.
В то же время совладелец МАУ Арон Майберг опровергает изменение структуры владельцев: «Никаких изменений не произошло. Лично я остался совладельцем компании». В группе «Приват» ситуацию также не комментируют.
Эксперты рынка допускаю возможность того, что у акционеров и менеджмента авиакомпаний существует договоренности о неразглашении ситуации со сменой собственников МАУ. Следуя данной логике, Арон Майберг может быть номинальным держателем акций или представителем акционеров. Все равно узнать о конечных бенефициариях кипрских компаний крайне сложно. А разглашать такую информацию невыгодно, поскольку на подобную концентрацию вряд ли бы согласился Антимонопольный комитет.
В качестве примера можно вспомнить авиакомпанию Windrose, которая уже несколько лет, по утверждению участников рынка, принадлежит структурам, подконтрольным Игорю Коломойскому. В самой Windrose неофициально подтверждали этот факт – более того, компания тесно сотрудничала с «АэроСвитом», «Днеправиа» и «Донбассаэро», которые входят в число активов Коломойского. За несколько лет этот перевозчик практически ушел с рынка регулярных авиаперевозок и занялся чартерными рейсами. Однако АМКУ так и не смог доказать факт смены собственников Windrose.