Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Украинские авиа санкции: что ожидает пассажиров и российские авиакомпании


 

16 сентября президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение СНБО от 2 сентября, которым предусмотрено введение санкций на один год по отношению к ряду российских авиаперевозчиков.
В черный список попали "Аэрофлот", "Донавиа", S7 Airlines, "Глобус", "Трансаэро", "Россия", Red Wings, "Оренбургские авиалинии", "Когалымавиа", специальный летный отряд "Россия", занимающийся перевозкой первых лиц России, "Уральские авиалинии", "Ак Барс Аэро", "Вим-Авиа", "Газпром Авиа" и другие авиакомпании. 
Формальной причиной послужили полеты в аннексированный Крым несмотря на запрет, введенный украинский стороной. Его соблюдают международные авиакомпании, однако российские авиаперевозчики стремительно наращивают число рейсов на полуостров, в результате с начала года аэропорт Симферополь уже обслужил 4 млн. пассажиров.
Примечательно, что российская "Ютэйр" не попала в список, поскольку после аннексии не выполняет полеты в Крым.
К авиакомпаниям из черного списка Украина может применить несколько градаций санкций: от ограничения до частичного или полного прекращения полетов и перевозок территорией Украины.
Таким образом, речь может идти как о полном прекращении авиасообщении с Россией, так и о частичном ограничении полетов.
По словам юриста юридической фирмы "Анте" Андрея Гука, окончательные решения украинских властей о применении вида санкции будут зависеть от поведения авиакомпаний в отношении полетов в Крым и штрафов за такие полеты.
7 августа 2014 года Россия запретила украинским авиакомпаниям летать транзитом над своей территорией. В ответ Украина с 14 августа 2014 года ввела специальный порядок транзита для "Аэрофлота" и "Трансаэро" в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию, предусматривающий, что эти авиакомпании могут пересекать воздушное пространство Украины только при условии получения от нее соответствующего разрешения для каждого рейса отдельно. Однако данное решение не означает полного запрета транзита.
Кроме того, Госавиаслужба Украины штрафует российские авиакомпании за полеты в Крым (ни один штраф пока не оплачен) и ограничила полеты для российской стороны в аэропорты Харьков и Днепропетровск.
Сейчас полеты из санкционного списка в Украину выполняют "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 Airlines и "Россия". В Россию пока летает только МАУ. Таким образом, в случае прекращения авиасообщения между странами больше пострадают авиаперевозчики России, которые выполняют в несколько раз больше рейсов, чем МАУ. Однако не досчитаются дохода также украинские аэропорты из-за прекращения обслуживания российских самолетов, а также пострадают пассажиры, купившие билеты.
Если Украина введет полный, а не частичный запрет транзита для российских авиакомпаний, последние столкнутся с многомиллионными затратами, вызванными необходимостью облета Украины. Украинские авиакомпании ответные санкции не затронут, поскольку полный запрет транзита над Россией и так действуют уже год.
Однако пострадает государственное предприятие Украэрорух, занимающееся аэронавигационным обслуживанием. После введения запретов полетов над Крымом, зоной АТО и катастрофы Boeing 777 в Донецкой области, предприятие столкнулось со значительным уменьшением объема транзитного трафика иностранных авиаперевозчиков.
Таким образом, реальное, а не декларативное применение санкций по отношению к авиаотрасли России может затронуть как авиапредприятия Украины, так и украинского пассажира, выбор вариантов перелета для которого будет уменьшен.
На момент публикации данного материала Минтранс России заявил, что не получал уведомлений о возможной отмене полетов российских авиакомпаний в Украину. Госавиаслужба Украины пока хранит молчание.