Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

ХОРТИЦА: Завершена реставрация двух древних судов


 
В Запорожье практически завершились работы по реставрации двух древних судов, которые сейчас находятся на территории Национального заповедника «Хортица» – байдака XIX века и дюбель-шлюпки 1730-х годов. Работы проводились при финансовой поддержке посольского фонда США.
 
Напомним, что байдак, который подняли со дна Десны, доставлен в заповедник из Черниговской области в 2010 году, а дюбель-шлюпку подняли со дна Днепра в Запорожье в 2007 году.      
 
– Из того, что было у нас запланировано по реставрации двух судов, уже практически все сделано, остались мелкие доработки и декоративные нюансы, а в целом на сегодня все, – сказал научный сотрудник отдела охраны памятников Национального заповедника «Хортица» Виктор Кривоносов
 
«Чайка», бригантина и дюбель-шлюпка примерно одного периода – времен русско-турецкой войны 1735–1739 годов.
 
– Дюбель-шлюпка – это военное парусно-гребное судно, у которого на вооружении было 6 пушек и команда гребцов примерно из 40 человек. В принципе, предназначение «чайки» и дюбель-шлюпки похоже – это небольшие десантные судна, на которых можно выходить как в лиман, так и на открытую воду. Бригантина, конечно, на порядок больше – это палубное морское судно для проведения военных действий.      
 
На протяжении всего года специалисты воссоздавали первоначальный вид корабля. Сложность заключается в том, что чертежей подобных судов, которые относятся к первой половине XVIII века, нет.  В арсенале реставраторов были только доски обшивки, которые достали со дна Днепра 6 лет назад. Но после обработки материалов специалисты создали каркас, на котором снаружи размещаются найденные фрагменты судна, что позволило восстановить форму корабля.
 
– Проанализировав опыт наших коллег за рубежом, мы разработали следующую концепцию реставрации: так как найденные фрагменты дубель-шлюпок изначально не были единым целым, но принадлежали к однотипным и наиболее многочисленным кораблям флотилии, мы сочли приемлемым изготовить цельный каркас, реконструирующий модель лодки по сохранившимся частям. К такому решению подталкивало и то, что часть фрагментов, таких как куски бортов с пушечными опорами, гакаборт, отдельные обшивочные доски и т.д., не имели стыкующихся участков и как бы «повисали» в воздухе. Соединение их в единое целое без визуализации контуров корабля давало весьма условное представление о памятнике, интересное разве что специалистам. Напротив, реконструкция модели помогала зрителю ощутить габариты дубель-шлюпки, понять степень сохранности и место расположения найденных предметов. Изящная каркасная конструкция при этом не скрадывала пространство, появлялась возможность рассмотреть экспонат во всех деталях и под разными углами, – рассказал заведующий отделом охраны памятников и археологии Дмитрий Кобалия.    
 
Что касается внешнего вида судов после реставрации, то, по словам сотрудника заповедника, в методике реконструкции не предусматривается полная обшивка деревом – дюбель-шлюпка, как и «чайка», будет представлена как бы в разрезе, что позволит зрителю иметь представление о том, как корабль выглядит внутри.
 
– Есть корпус и часть обшивки: полное обшивание деревом судна не предусмотрено. Есть отдельные детали, которые мы вставляли, чтобы представить оригинальные компоненты, и их мы выделили черным цветом. Зашивать судно нет смысла, потому как в данном случае мы можем увидеть его в разрезе. Конечно, чем больше сохранилось деталей, тем лучше, но у дюбель-шлюпки повреждений больше, чем у той же «чайки», но здесь очень хорошо сохранилась носовая часть, несущие конструкции и пушечная форма, – отмечает Виктор Кривоносов.
 
Кстати, на данный момент на Хортице представлена довольно богатая коллекция судов, но маленькое помещение ангара не дает возможности рассмотреть древние плавсредства в масштабе. Потому научные сотрудники заповедника – они же энтузиасты – вынашивают идею открытия в Запорожье музея кораблестроения, однако пока на его открытие нет реальных средств.  
 
– Здесь вы не сможете увидеть ни одно судно полностью, поскольку помещение не предназначено для демонстрации таких объектов. Музей нам нужен, и если он появится, то это усилит туристическую привлекательность нашего города и даст нам возможность освободить место для дальнейших реставрационных работ. Например, чтобы взяться за бригантину и ее массивные детали, нужно много места, – констатирует сотрудник заповедника.
 
Напомним также, что запорожскую бригантину подняли в 2004 году и провели первичную консервацию. Этот объект очень большой и сложный, а потому он ждет своего времени – работы на нем требуют не только пространства, но и значительных финансов. Стоит заметить, что запорожская бригантина – это палубное одномачтовое парусно-гребное судно периода русско-турецкой войны 1735–1739 гг. Построено на Брянской (Запорожской) верфи в 1738 году. При длине около 20 метров судно имело артиллерийское вооружение и предназначалось для ведения боевых действий на Черном море. Конструкция и теоретические чертежи бригантины разрабатывались в 1710 г. при непосредственном участии Петра І. На данный момент корабль представляет собою единственный памятник судостроения Петровской эпохи, доступный для полного изучения и реставрации. Уникальность данного судна заключается в том, что подобных памятников на территории Европы на сегодняшний день не найдено. Сохранность корпуса составляет около 70%, что делает его весьма перспективным для дальнейшей реставрации и музеефикации.
 

В пользу открытия музея судоходства говорит тот факт, что на территории Национального заповедника «Хортица» уже накопилось достаточное количество экспонатов – древних лодок и кораблей (помимо «чайки» и бригантины, дюбель-шлюпки и байдака, есть еще пара лодок-однодревок и несколько небольших дощатых судов), а также масса другого интересного сопроводительного материала – от такелажа до вооружения и инструментария мастеров, строивших эти суда.