Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Коммуникационные технологии как неотъемлемая составляющая туристического продукта
Современную туристическую индустрию невозможно представить без связи: давно ушли в прошлое душные телефонные кабинки, опаздывающие телеграммы и не всегда доходящие до адресата письма «с курорта». Современный турист, как правило, хорошо ориентируется в возможностях новейших информационных технологий, а потому желает быть на связи с родными, друзьями, сотрудниками или бизнес-партнерами каждую минуту своего путешествия. Кроме того, с развитием портативных компьютеров и смартфонов, этот самый турист не хочет зря терять время ни в аэропорту, ни во время автобусного переезда, ни даже в шезлонге на пляже или где-нибудь на яхте в водах какого-нибудь экзотического архипелага. Следовательно, коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью туристического продукта. Следовательно, туроператор или агент, хорошо владеющий коммуникационным инструментарием, повышает качество своего турпродукта, а значит, и свою конкурентоспособность на весьма насыщенном игроками туристическом рынке.
 
Классификация коммуникационных продуктов на рынке
Продукты связи и коммуникации, которые сегодня предлагаются на рынке, можно разделить на 2 больших класса: туристическая мобильная связь (контрактная или предоплаченная в стране проживания туриста) и услуги местных коммуникативных провайдеров (к этому классу можно отнести различные предложения местных провайдеров, как правил, предоставляющих доступ в Интернет). Если услуги, относящиеся к первому классу, может продавать любой агент, то второй класс «по зубам» лишь туроператорам, организовывающим туры и продающим их как самостоятельно, так и через сеть агентов. Впрочем, агентам тоже стоит ориентироваться в номенклатуре услуг второго класса: нынешний турист очень любит задавать вопросы наподобие «какова скорость wifi в этом отеле?» Разумеется, что грамотные ответы на подобные вопросы существенно повышают вероятность, что потенциальный клиент перейдет в категорию реальных.
 
Международные роуминговые компании
Принято считать, что международный роуминг в «чужих» сетях сотовой связи для традиционных сотовых операторов – удовольствие весьма недешевое и для среднего пользователя малодоступное. В реальности это не совсем так, однако для украинских мобильных операторов это во многом соответствует действительности. Автор этих строк, выезжая за рубеж, регулярно получает СМС от одного из отечественных операторов с предложением звонить по 25 грн. за минуту.
Именно поэтому на просторах бывшего СССР большой популярнстью стали пользоваться такие торговые марки, как TravelSiM, Goodline, Simfortour, EUREKA и некоторые другие. Продукты под этими торговыми марками предлагают отечественным туристам услуги роуминга, т.е. мобильной связи за границей, по довольно привлекательным тарифам, в несколько раз меньшим стандартных роуминговых тарифов для отечественных операторов сотовой связи. К примеру, минимальная декларируемая стоимость минуты выходящего звонка по карточке TravelSiM составляет $0.25 (в реальности она несколько больше, поскольку курс доллара при расчете к гривне в компании «Тревел СиМ Украина» существенно завышен: к примеру, на 20 января он составлял 9 грн/USD – Ред.).
Секрет происхождения таких тарифов достаточно прост: они устроены так, что международный голосовой трафик проходит не по традиционным телефонным каналам, а через Интернет. Компания, предоставляющая такие услуги, заключает договоры с местными операторами сотовой связи, в результате чего дорогой трафик по телефонным сетям не используется вообще: прямо с ближайшей базовой станции сигнал в оцифрованном виде отправляется в Интернет, а уж там работают свои законы, в том числе и тарифообразования. Эксперты-связисты утверждают, что брутто-прибыльность такого вида услуг, т.е. превышение дохода от продажи над платой за стоимость пропуска трафика через Интернет, а также в местных сотовых сетях, составляет около 500%. Учитывая затраты на рекламу, промоушн и тому подобное, рентабельность данного вида бизнеса ниже, однако он все равно остается высокоприбыльным.
Как правило, такие роуминго-вые компании используют номерную емкость стран, в которых налогообложение услуг связи осуществляется на льготных условиях. Для услуги TravelSiM и ее клонов Goodline и Simfortour (по сути, это одна и та же услуга, предоставляемая канадской компанией CSC) используется номерная емкость эстонского оператора мобильной связи NMT, для услуги EUREKA – одного из чешских операторов проводной телефонной связи. Дополнительным источником дохода для таких компаний являются дополнительные услуги, такие, как установление украинского номера, телефонного переводчика, локатора на местности и т.д.
 
Традиционные сотовые операторы
Под давлением международных роуминговых компаний и традиционные операторы сотовой связи вынуждены были демократизировать свои роуминг-тарифы. К примеру, оператор МТС предлагает своим абонентам воспользоваться услугой роуминга по 5.00 грн/мин. Впрочем, услугу необходимо активировать, активация на не-
делю стоит 15 грн. Аналогичная услуга существует и у оператора «Киевстар», правда, минута в роуминге обойдется абоненту несколько дороже – 7.97 грн с всеми налогами и сборами, в том числе и в Пенсионный фонд. Если учесть, что 5 грн – это $0.625, то этот тариф уже являются сравнимым со стоимостью звонка у международных роуминговых компаний. Если принять во внимание, что такая услуга, как и у последних, предоставляется с помощью callback, т.е. обратного звонка, похоже на то, что, подгоняемые конкуренцией, отечественные мобильные операторы взяли на вооружение ту же самую технологию, что международные роумин-говые компании.
 
VoIP, или Интернет-телефония
Практически любой пользователь Интернета знает, что такое Skype – эта разработка эстонских программистов сегодня популярна среди десятков миллионов пользователей. Ведь для того, чтобы использовать Skype в том или ином его проявлении, необходимо лишь одно – подключение к Интернету.
Компания, владеющая этой торговой маркой, интенсивно развивается, выпуская, в частности, разнообразные вариации для мобильных устройств. Если учесть криптостойкий протокол, а также невысокие требования к Интернет-соединению, становится понятна огромная популярность этого приложения.
Впрочем, у Skype существуют и конкуренты – например, ooVoo, работающий точно таким же образом, а также некоторые другие Интернет-коммуникаторы. В последнее время созданием собственных систем передачи голоса и видеоизображения озаботились такие гиганты коммуникации, как Google, AOL, Mail.ru (недавно, кстати, купивший первый массовый Интернет-пейджер ICQ).
Далеко не все знают, что с помощью Интернет-коммуникаторов, таких, как Skype, можно звонить на обычные телефоны. Услуга эта, разумеется, платная, стоимость зависит от направления, а также от вида телефона (стационарный или мобильный). К примеру, минута звонка в Украину (независимо от места нахождения пользователя) через Skype обойдется в $0.16 при звонке на стационарный телефон, и $0.23 на мобильный, в то время как в Польшу – от $0.026. Заметим также, что при звонках из Skype на телефонные номера взимается плата за соединение.
Преимуществом Skype и ему подобных коммуникаторов перед сотовой связью является возможность видеозвонков, а недостатком – этот вид связи работает лишь там, где есть подключение к Интернету, к тому же достаточно высокоскоростному. Впрочем, если учесть, что сегодня широкое распростране-
ние приобрели разнообразные миниатюрные коммуникаторы (смартфоны, планшетные компьютеры и т.п.), для которых разработчики программного обеспечения активно создают мобильные версии коммуникаторов, то такой способ связи может считаться вполне конкурентоспособным с другими, более традиционными.
 
SIP-фония
Альтернативой Skype и других подобных Интернет-коммуникаторов является SIP-фония. Некоторые украинские Интернет-провайдеры предоставляют своим абонентам возможность зарегистрировать один или несколько специальных телефонных SIP-номеров. Звонки на такие номера возможны при любом подключении к Интернету при условии установки специального программного обеспечения. SIP-фония в большинстве случаев не дает возможности передавать видеоизображение, однако отличается от скайпо-подобных коммуникаторов выгодностью тарифов: к примеру, звонок с SIP-номера, представленного Укртелекомом, на любой стационарный телефонный номер Украины (не только Укртелекомовский) обойдется в 36 коп/мин, на номера украин-
ских GSM и CDMA-операторов – вдвое дороже.
 
Коммуникации на объектах как средство повышения конкурентности турфирм
С развитием коммуникационной отрасли все большее количество объектов туристической инфраструктуры расширяет пакет своих услуг предоставлением доступа в Интернет. Да и туристов такие вопросы интересуют все больше. Следовательно, туристическому агенту стоит ориентироваться в вопросах коммуникаций, а туроператорам – включать эти услуги в свой турпродукт.
Сегодня многие отели предоставляют скоростной доступ в Интернет либо на бесплатной основе (точнее, его стоимость входит в цену номера), либо подключение к Сети осуществляется как опция, за дополнительную плату. Некоторые отели в стандартном пакете услуг предоставляют бесплатный доступ лишь в зонах общего пользования, а в номерах – как опцию, за дополнительную плату. В любом случае, отели охотно предоставляют операторам (а те, соответственно, агентам) информацию о возможностях подключения, однако для агентов не лишним будет владеть информацией и об альтернативных возможностях (к примеру, о расположении ближайшего ресторана Макдональдс, в которых традиционно предоставляется бесплатный wifi).
Преимуществом для агента также будет являться информация о коммуникациях в аэропортах, вокзалах, морских портах, на кру-изных судах, поездах и т.п. Общего стандарта здесь не существует, поэтому знание таких деталей существенно повысит впечатление об агенте у клиента, а значит, повысит вероятность приобретения тура именно в данной компании.

назад >>>