Русский   English
RSS

 

Наталі Гур'ева, регіональний директор
у державах Східної Європи
Forte Village & Castel Monastero

Наталія Хватова,
директор туристичної компанії «Караван»


 
 
 
Подписка на рассылку:

В Украине началась аэропортовая лихорадка. Каждый из городов, принимающих матчи Евро-2012, рапортует о строительстве новых терминалов. Одним из первых представил такой терминал Харьков. На церемонию открытия пригласили президента Украины, звезд эстрады и достаточно большую делегацию высокопоставленных чиновников и бизнесменов.

 

Сравним терминалы двух столиц

Харьковчане любят называть свой город «первой столицей», имея в виду то, что на протяжении 1919-1934 гг. Харьков исполнял функции столицы УССР. Исходя из этого, а также того, что в Харькове и Киеве 2 новых авиационных терминала первые лица государства открывали чуть ли не одновременно, «Украинский туризм» провел «полевые» испытания двух ново-построенных терминалов. Ниже приведены их результаты.

Итак, терминал представляет собой классическое сооружение для такого типа зданий – два этажа общей площадью 20 тыс. кв.м. Пассажиропотоки (вылет/прилет) разведены на два уровня. На первом этаже регистрация вылетающих пассажиров, и зона прилета, второй этаж посвящен вылету и транзитным пассажирам. Если же сравнивать харьковский терминал с бориспольским терминалом F, первый выглядит, с одной стороны, больше, с другой – более светлый, хотя площади терминалов одинаковы. Между тем, пропускная способность харьковского терминала 650 пассажиров в час, против 1,5 тыс. человек бориспольского. Количество стоек регистрации также отличается: 20 против 31 в пользу столицы. В администрации аэропорта такой парадокс объясняют желанием создать больше

комфорта для пассажиров. Хотя, на самом деле, проблема в банальном отсутствии пассажиропотока в аэропорту, чем и вызвано размещение большего количества различных кафе, магазинов и других сервисных служб, чем в «Борисполе».

Стоит отметить, что и стоимость строительства терминалов отличается. Если бориспольский терминал обошелся в 365 млн. грн., то, по данным инвестора харьковского аэропорта – группы DCH, подконтрольной украинскому бизнесмену Александру Ярославскому – сметная стоимость проекта оценивается в 508,8 млн. грн. Из которых уже освоена приблизительно половина средств. Полностью же реконструкция должна завершиться в следующем году. Предполагается, что в терминале появятся 3 выхода к самолетам через телескопические трапы. Вокруг терминала обустроят территорию, завершат работы по созданию паркинга и других объектов.

 

Первые впечатления и планы терминала в «первой столице»

Первые же впечатления от нового терминала положительные. В нем уже работают два кафе, в которых относительно либеральные цены – кофе/чай по 8 грн., сэндвичи от 10 до 30 грн., пиво по 8-20 грн. Как говорится, никакого сравнения с «Борисполем».

Что же касается заполняемо-сти терминала, то с этим пока проблемы. На первом этапе он пока обслуживает только внутренние рейсы – на Киев и Симферополь, в дальнейшем же ожидается открытие целого набора маршрутов. К существующим 12 авиаперевозчикам, выполняющим рейсы в Харьков (кроме украинских перевозчиков, это авиакомпании, совершающие полеты в Грузию, Турцию и Россию), добавятся, по крайней мере, еще десяток.

Так, с 21октября турецкая low-cost компания Pegasus Airlines намерена начать полеты из аэропорта Стамбула им. Сабихи Гекчен в Харьков от 3 до 7 раз в неделю в зависимости от спроса (вылет из Харькова в 3:15 утра, вылет из Стамбула в Харьков в 23:40, самолет будет ночевать в Харькове). По словам президента группы DCH Александра Ярославского, недавно также были подписаны соглашения об открытии маршрутов из Харькова в Европу – Париж, Варшаву, аэропорты Италии и Германии.

Кроме того, в ближайшее время планируется расширить также и количество внутренних рейсов: в текущем году запланировано открытие рейсов во Львов и Одессу, а в следующем году - в Севастополь.

Для привлечения перевозчиков в DCH даже разработали целую программу поощрения авиакомпаний. Она заключается в предоставлении скидок в случае открытия новых регулярных маршрутов из Харькова. В частности, в первый год действия нового маршрута авиаперевозчик получает 70% скидку на оплату сбора за взлет/посадку и пассажирского сбора, на 2 год скидка составляет 50%, на третий – 30%. Нечто подобное ранее действовало в «Борисполе», только там градация была в зависимости от пассажиропотока.

 

Стоит ли овчинка выделки?

Что же касается окупаемости проекта, то тут возникает достаточно много вопросов. Александр Ярославский, к примеру, считает, что пассажиропоток в ближайшее время увеличится до 5 млн. человек. «Мы провели скрупулезный анализ при помощи австрийской и немецкой компаний, и они признали, что потенциальный перспективный авиационный пассажиропоток через Харьков составляет – 4,8 млн. человек. Например, сейчас около 600 тысяч харьковчан улетают за рубеж через Киев. Кроме того, харьковский аэропорт сможет обслуживать пассажиров Сумской, Белгородской, Полтавской областей, которые могут не ехать лишние 300 км до столицы, а воспользоваться нашим аэропортом», – говорит А.Ярославский. Правда, эксперты не столь оптимистичны в расчетах. Опрошенные «УТ» специалисты авиационной отрасли отмечают, что в ближайшее время увеличить в разы объемы нереально, реальные цифры – 30-40% роста. К тому же из-за несговорчивости администрации аэропорта совсем недавно Харьков потерял целую маршрутную сеть авиакомпании «Роза ветров», которая предлагала выполнять из Харькова до 40 рейсов в неделю.

Еще один сдерживающий фактор – короткая ВПП аэропорта. Она рассчитана на прием только среднемагистральных лайнеров. Логично было бы при реконструкции аэропорта удлинить полосу, но в проекте почему-то предусмотрено строительство новой ВПП с такой же длиной (!) общей стоимостью 1,086 525 млрд. грн. Впрочем, проект на то таковым и является, чтобы его всегда можно было доработать.

 

Терминал – еще не весь аэропорт

Что касается других проектов DCH в Харьковском аэропорту,

то следующим шагом станет реконструкция существующего здания аэровокзала, который является памятником архитектуры. По словам А.Ярославского, приблизительно через 1,5-2 месяца начнутся работы по проектированию реконструкции здания. При этом особое внимание будет уделено реставрации картин и фресок терминала. После завершения работ приблизительно половина здания будет отведена под терминал для обслуживания VIP пассажиров, а в другой его части откроют роскошный ресторан в советском стиле. Стоимость работ пока не оглашается, но по оценкам экспертов она составит порядка $5-6 млн. На время проведения матчей Евро-2012 терминал предполагают отдать для обслуживания официальных делегаций УЕФА. Как утверждают представители группы DCH, пропускная способность терминала составит около 250 пассажиров в час, хотя следует отметить, что для VIP-терминалов оценивать пропускную способность сотнями пассажиров в час не совсем корректно.

В аэропорту также готовят и еще один проект под Евро-2012. В ближайшее время начнется строительство временного терминала для обслуживания чартеров с болельщиками, пропускной способностью до 2 тыс. пассажиров в час. Как говорит руководитель дирекции по строительству аэропорта Харьков Александр Сивальнев, данный терминал проектируется как раз для обслуживания пассажиров во время максимального наплыва болельщиков. В этом здании будет минимум удобств и в дальнейшем… оно будет переоборудовано в ангар для обслуживания VIP-самолетов. Размеры здания 50 на 60 метров. Стоимость работ оценивают в $5-7 млн., однако в аэропорту оговариваются – все будет зависеть от оборудования, которое установят в терминале. В украинских реалиях это, как правило, означает, что конечная цена может существенно превысить озвученную цифру.

Если же в целом оценивать перспективы аэропорта в Харькове, то, по большому счету, город получил дорогую игрушку. Инвестор согласился вкладывать средства в аэропорт исключительно в обмен на льготы под другие свои проекты, а об окупаемости сейчас нет и речи. Главное – провести Евро-2012, а там уже будем разбираться, что делать со стадионами и новыми терминалами, может быть экономическая ситуация поменяется и у людей появятся деньги чаще летать. Но это из разряда предположений.

 

Вячеслав КОНОВАЛОВ

назад >>>