Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Вкратце о чартерах

То, что на массовых туристических направлениях используются авиачартеры, является прописной истиной туристической деятельности: арендуя (а точнее, фрахтуя) самолет целиком, можно существенно снизить себестоимость пассажиро-кресла по сравнению с перевозкой регулярными линиями. Поэтому, заказывая чартер, туроператоры часто продают друг другу блоки мест на нем – чтобы максимально заполнить рейс.
Изредка места на чартерных авиарейсах появляются в свободной продаже. Так произошло в этом сезоне, например, на Адриатическом направлении: из-за хронической недозагрузки туристами туроператоры открыли продажу билетов на чартера как на своих сайтах, так и в своих агентских сетях.
Во всем мире чартерные рейсы по категорийности ниже регулярных. Впрочем, данное утверждение применимо исключительно к организационным моментам. Всегда при возникновении какой-то сбойной ситуации в аэропорту, когда встает вопрос, кого в первую очередь выпускать, преимущество будет у регулярного рейса. Именно этим фактором объясняются не такие уж и редкие задержки туристических групп, как в отечественных, так и зарубежных авиатерминалах.
 
Немного статистики
Согласно отчету Государственной авиационной администрации Украины, за первое полугодие 2010 года украинскими авиакомпаниями было выполнено около 12 тыс. чартерных авиарейсов, в то время как за аналогичный период прошлого года было выполнено 11 тыс. таких рейсов. Также наблюдается рост пассажиропотока на чартерных рейсах. Так, за 6 месяцев 2010 года такими авиарейсами было перевезено 864,4 тыс. человек, в то время как за первое полугодие 2009 года было перевезено 697,2 тыс. пассажиров. Таким образом, только за полгода чартерный прирост пассажиров составил почти 20%.
Хочется подчеркнуть, что совсем иная картина наблюдалась при сравнении итогов 2009 и 2008 годов. Так, в прошлом году было осуществлено около 25 тыс. чартерных рейсов, в то время как в 2008 году эта цифра составляла 34,6 тыс. рейсов. При этом за весь прошлый год чартерами было перевезено около 1 млн 750 тыс. пассажиров, в то время как за 2008 год было перевезено порядка 2 млн 408 тыс пассажиров. Таким образом видно, что 2009 год оказался действительно кризисным для авиаперевозчиков и туроператоров.
 
Куда летим?
Теперь о наиболее популярных чартерных направлениях. Здесь пальму первенства стабильно удерживает Турция. Так, по данным туроператоров, в 2009 году эту страну посетило не менее 600 тыс. украинцев, при чем всего за рубеж выехало около 12 млн. украинских туристов.
«Украинцы облюбовали курорты южной провинции Анталия, нравится им также Мугла — за последние пару лет турпоток сюда увеличился на 60 процентов, тогда как ранее Эгейский регион в основном предпочитали граждане ЕС», — говорит генеральный директор отеля Amara Dolce Vita Реджеп Джошкун.
Второе место по посещаемости украинцами принадлежит Египту (в 2009-м его посетило около 300 тыс. человек). Также, если судить по статистике, предоставляемой Госслужбой по туризму и курортам, то увеличение чартеров наблюдалось на ОАЭ. Именно туда за первый квартал 2010 года отправилось на 64% больше организованных групп украинских туристов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме этого, выросло количество организованных туристов в Израиль (на 38%) и Таиланд (на 32%). Впрочем, по двум последним направлениям чартерные авиарейсы не организовываются: в Израиль – по формальным признакам (отсутствие в двустороннем соглашении об авиационном сообщении упоминания о чартерах), в Таиланд – из-за дальности этой страны и недостаточности турпотоков для полной загрузки борта. Правда, заметим, что рейс израильской авиакомпании «Аркия» в Киев хотя и выполняется как регулярный, но по всем признакам является чартерным, организованным туроператором TURTESS.
Капля дегтя
Летний период принес туристическому рынку череду банкротств. Первым о своей неплатежеспособности заявил туроператор «Карья Тур Украина». Тогда, по данным Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ), проблемы с возвратом из Турции на родину возникли примерно у 1650 туристов. Следующим на очереди оказался туроператор «Zeta», специализирующийся по Черногории и Хорватии.
По мнению экспертов, руководство «Zeta» подвела излишняя эйфория, царившая на украинском туррынке вокруг хорватского направления, где для украинских туристов отменили на летний сезон визы. В результате весной на Хорватию из Украины было заявлено 20 авиарейсов в неделю, что в 2 раза больше, чем в 2009 году.
Разумеется, все они выполнены не были: так, в распоряжении автора оказалась информация, что туроператор «Адрия Хит» вдвое сократил число зафрахтованных авиарейсов в регион, объединив 2 направления в одно кольцевое. Вместо двух бортов, которые должны были летать по маршрутам Киев – Пула и Киев – Сплит, в сезоне-2010 в воздух поднимался лишь один, совершавший комбинированный рейс по маршруту
Киев – Пула – Сплит.
Естественно, банкротство туроператора, как правило, сопровождается отказом от чартерных рейсов, которые заказываются и оплачиваются заблаговременно. Однако при попытке выяснить статистику отказов туроператоров и авиакомпаний от чартерных рейсов, везде следует вежливый ответ о коммерческой тайне. Впрочем, такая позиция туроператоров и авиакомпаний очевидна – никто не желает рассказывать о финансовых потерях в бизнесе. Поэтому количество запланированных, но неосуществленных чартерных рейсов можно только оценить.
Но при этом всем, глядя на статистику чартерных полетов в 2010 году, можно смело сказать, что если и случались отказы от чартеров, то их число явно невелико, и вряд ли сможет перекрыть показатели, демонстрирующие посткризисное оздоровление рынка туристических услуг.
 
Роман КОЗЛОВСКИЙ

назад >>>