Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Тема зимнего отдыха в отечественном туризме появилась относительно недавно, вместе с прочими европейскими веяниями, проникшими на территорию Украины с падением «железного занавеса». Когда отечественные фирмы, перестроившись на западный манер, начали давать сотрудникам «рождественские каникулы», соответственно появился и вопрос, как это время лучше провести. Более того, многие украинцы начали делить свой отпуск на две части, устраивая себе дополнительный отдых зимой. Благо, при наличии спроса, появилось и предложение. Если верить синоптикам, провести нынешнюю зиму дома будет большой ошибкой. В аномальной летней жаре есть свой плюс – накопленного тепла хватит природе надолго, поэтому осень обещают затяжную, зиму– снежную и теплую.

 

Украинские Карпаты: инфраструктура – вполне европейская…

Первый и самый «народный» вариант зимнего отдыха – горные курорты в украинских Карпатах. Патриотично и недорого. С другой стороны, сегодня даже по международным стандартам туристическая инфраструктура Карпат считается довольно развитой. В западных регионах, где преобладает малый и средний бизнес, не стали создавать гигантских отельных и курортных комплексов, но активно наводнили карпатские предгорья небольшими уютными гостиницами. Признаком хорошего тона для таких мини-отелей считается также наличие собственного ресторана и бани, часто встречаются жилища с каминами в гостиной.

Кроме того, жители Западной Украины начали активно осваивать высокие технологии – за последние несколько лет многие отели обзавелись собственными сайтами с возможностью онлайн-бронирования номеров, при содействии властей открыты тематические порталы со списками гостиниц, ценами и пр.

Горнолыжные курорты в украинских Карпатах отличаются не только подготовленными трассами (как для профи, так и для новичков), но и массой дополнительных сервисов. Туристам могут предложить также туры по замкам и прочим достопримечательностям, и даже пейнтбольный матч в девственном карпатском лесу. И хотя традиционно основной контингент отдыхающих составляют украинцы из других регионов, а также жители СНГ, отмечается и рост популярности местных курортов среди европейских туристов. Самые популярные лыжные базы и курорты – Драгобрат, Славское, Буковель, Воловец, Подобовец, Ворохта, Яблуница, Красия, Тысовец, Синяк. Названия эти наверняка знакомы каждому жителю Украины, а Буковель так и вовсе удостоился пиара лично от президента Виктора Януковича, который пообещал провести там зимнюю Олимпиаду, перепутав, правда, при этом Буковель с Буковиной. Тем не менее, отметим, что на государственном уровне класс карпатских лыжных курортов признан, и власти не стесняются предлагать их как базу для проведения многих горнолыжных соревнований, не только Олимпийских игр.

 

Цены – низкие, особенно для европейцев

Здешние цены заставляют рыдать от умиления. Европейцы здесь вообще чувствуют себя как в сказке: замечательная природа, развитая (уже) инфраструктура, а цены такие, что английскому студенту выданных родителями карманных денег хватает на перелет и душевный загул на пару дней. Но и по меркам наших сограждан – жителей столицы и восточных регионов – здесь совсем недорого. И даже более того…

Правда, есть межрегиональные различия. Самыми дорогими курортами остаются те, что расположены во Львовской области – двухместный стандарт стоит в среднем 250-300 грн., правда, местные бизнесмены с приходом кризиса предложили массу бонусных пакетов, и пока, вроде бы, отказываться от них не собираются. В соседних Ужгородской и Ивано-Франковской областях нижний предел суточной стоимости номера начинается от 70-90 грн.

 

...Но попробуй доберись!

Единственное, что портит эту идиллию – логистика. Авиасообщение осуществляется через аэропорты Львова, Ивано-Франковска и Ужгорода, откуда потом надо еще добраться до нужного места. Но об этом– отдельный разговор. Что же касается ж/д сообщения, то это приемлемый вариант для киевлян, а вот для туристов с

востока Украины оно не очень привлекательно. Во-первых, «широка страна моя родная», а поезда по родным просторам ходят достаточно медленно, и терять сутки на поездку туда и столько же обратно слишком нерасчетливо при планировании кратко-срочного, как правило, зимнего отдыха. Во-вторых, состояние большинства вагонов никоим образом не соответствует хотя бы минимальным требованием к комфортности длительных переездов. Справедливости ради, «Укрзалiзниця» планомерно обновляет парк пассажирских вагонов, однако этот процесс чрезвычайно медленный, и большинство вагонов, которые курсируют на западном направлении, давно уже исчерпали свой ресурс. Тем временем во Львове объявили туризм ключевой отраслью региональной экономики, а значит, и Львовской железной дороге – составной части «Укрзалiзницi» – стоило бы подсуетиться.

Транспортное сообщение, обеспечивающее на практике лозунг «Схід і Захід разом», необходимо, прежде всего, потому, что именно туристы из восточных областей Украины во время отдыха на Львовщине и прилегающих территориях тратят больше всех. Но увы: щедрых днепропетровских, донецких, ну и заодно луганских парней соединяет с приветливыми львовянами и закарпатцами узкая «ниточка» единственного авиарейса «Донецк-Львов»…

 

Транспортная логистика по-карпатски

Мы уже упоминали, что недостаточно долететь или доехать до Львова, Ивано-Франковска и Ужгорода – туристам нужно еще добраться до конкретного курорта. А вот с этим на просторах родного Отечества – беда: состояние большинства автомобильных дорог в горах напоминает о широкомасштабных военных действиях, подобное же впечатление производят и местные автобусы. К тому же их водители в погоне за прибылью сплошь и рядом набивают их салоны до чувства физической непереносимости. Чем это чревато зимой на горных дорогах – понятно каждому…

Ехать зимой в Карпаты на собственном авто категорически не рекомендуется из соображений безопасности. Езда по горной местности, да еще зимой, требует и водительских навыков, и соответствующего транспорта.

Выходом из ситуации может стать сотрудничество туристических компаний с ведущими автоперевозчиками региона, располагающими автотранспортом сравнительно высокой комфортности и не пренебрегающими требованиями безопасности пассажирских перевозок. При условии такого сотрудничества можно организовывать как чартерные перевозки туристов от аэропортов или ж/д вокзалов непосредственно на горнолыжные курорты (по примеру Болгарии, которая так перевозит туристов к морским курортам), так и внутреннекурортные автобусные перевозки от отелей непосредственно к подъемникам и трассам (горный автобус).  

 

Василиан ДОНЕЧАНИН

 

назад >>>