Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

В условиях жесткой конкуренции в области туризма, АР Крым уже не может претендовать на роль единственного доступного региона для отечественных туристов. Крыму сложно тягаться не только с популярной Турцией и Египтом. На пятки начали наступать Карпаты, которые теперь активно предлагают летний отдых. Да и другие регионы задумались о туризме как о серьезной статье доходов. Для того чтобы это направление продолжало удерживать лидирующие позиции по Украине и не теряло популярность, туристическим фирмам, занимающимся Крымом, приходится проводить регулярный мониторинг качества предлагаемых услуг, исследовать запросы потребителя и выдвигать востребованные предложения.

В связи с заметными переменами в туристической сфере: изменением законодательства, политики санаториев и здравниц, последствиями кризиса и другими факторами – изменились не только требования клиентов к предоставляемым услугам, но и их отношение к отдыху. Для получения достаточно точной информации, для проведения эффективной  рекламной политики в Крыму проводятся серьезные маркетинговые исследования, результаты которых мы и приводим в этой статье.

Одним из важнейших факторов привлечения клиентов является успешная ценовая политика. По результатам исследования можно сделать вывод, что ценовая политика региона удовлетворяет всем требованиям клиентов. Такой показатель как «соотношение цены и качества» признан удовлетворительным и составляет 87,6%. Кроме того, выяснилось, что существует положительная тенденция в изменении этого показателя из года в год: так в 2007 году цена, по мнению отдыхающих, соответствовала качеству на 79,0%, в 2008 г. – на 80,85%, 2009 г.– на 84,4%. Как и в прошлом году, наилучшие результаты по данному пункту показал г. Севастополь, где 97,44% опрошенных туристов указали на «справедливость» цен предоставленных услуг (проживание, питание, сервис, медицинское обслуживание и др.). Второе место держит Черноморский курортный район и Евпатория – соответственно 93,10% и 89,61% респондентов остались удовлетворены соотношением цены и качества. Такое явное улучшение говорит о правильной ценовой политике, которую ведут туристические компании, санатории и здравницы региона.

Также результаты исследования показали, что более 90% опрошенных отдыхающих собираются вернуться в Крым в ближайшем будущем, превращаясь в постоянных клиентов. Лучшие позиции имеют учреждения региона Алушты и Севастополя – 91,9% и 91,14% соответственно. Стоит отметить, что год назад, в разгар кризиса, наблюдалось некоторое снижение данного показателя по сравнению с позапрошлым (86% в 2008, 81,70% - в 2009), но теперь наблюдается явная положительная тенденция, что говорит о постепенной стабилизации экономики в Украине и постоянном улучшении качества предлагаемых услуг.

Одним из основных направлений, по которым стоит работать организациям, занимающимся туристической деятельностью в регионе, является медицинский туризм. Ежегодно санатории Евпатории, сакские лиманы и лечебные грязи, а также другие объекты привлекают множество отдыхающих. Результаты исследования показывают, что респонденты довольно высоко оценили уровень лечения в Крыму. На отлично – 71,49% гостей полуострова, на четверку – 23,07%, оценку «удовлетворительно» поставили 3,73% и 1,71% – двойку. По сравнению с прошлым годом данные этого показателя практически не изменились. Незначительное снижение оценки отдыха на 0, 41% можно отнести к статистическим погрешностям (количество оценивших отдых на отлично и хорошо в 2009 г. составляет 94,97%, а в 2010 г. – 94,56%). В результате анализа анкетных данных было установлено, что 36,04% респондентов получили путевку по месту работы. В сравнении с прошлым годом данный показатель уменьшился, но незначительно: всего на четверть процента. Лидирующую позицию в данных показателях занимает приобретение путевок непосредственно в здравницах Крыма – 37,81%. По сравнению с 2009 годом этот показатель увеличился почти на 13%, что свидетельствует о желании сокращать расходы, заказывая отдых «из первых рук». Услугами турагентств в текущем году воспользовалось несколько меньшее количество отдыхающих – 26,15%, тогда как в 2009 г. – 27,61% гостей.

Часть гостей прибывает в Крым на лечение по направлению лечебных учреждений, кроме этого в учебных заведениях практикуется поощрение учащихся путевками на отдых. Эти данные включены в категорию «Другое», доля которой составляет 1,42%.

Исходя из результатов исследований, количество респондентов, которые приобрели путевку через интернет, в 2010 году резко увеличилось и составило 17,69%. В аналогичном периоде прошлого года этот показатель составлял 11,32%. Можно сделать вывод, что растет доверие к интернет-рекламе в туристической сфере. Лучшие позиции в данной категории имеют следующие регионы: Черноморское (66,67%), Юго-Восток (30,10%) и Николаевка, Песчаное (25,00%).

 Ольга ПИТЮРЕНКО, начальник Главного управления статистики в АР Крым

Автор благодарит за сотрудничество и помощь при создании материала: Ассоциацию Курортов Крыма за подробную и интересную информацию, любезно предоставленную для публикации; Ирину Смирнову, специалиста по маркетингу; Ольгу Хамидову, кандидата экономических наук, доцента (кафедра маркетинга Крымского экономического института Киевского национального экономического университета им. В. Гетьмана); Светлану Цехла, доктора экономических наук, доцента (кафедра менеджмента и маркетинга Таврического национального университета им. В. И. Вернадского); Ирину Яковенко, доктора географических наук, профессора, заведующую кафедрой туризма Таврического национального университета им. В. И. Вернадского; Валентину Ячменеву, доктора экономических наук, заведующую кафедрой менеджмента Национальной академии природоохранного и курортного строительства. А также студентов дневного отделения туристических факультетов нижеследующих высших учебных заведений: Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, Национальной академии природоохранного и курортного строительства, Крымского экономического института Киевского национального экономического университета им. В. Гетьмана, Крымского инженерно-педагогического университета.

 
 
Оценка качества лечения по результатам опроса потребителей по Украине
Оценкаотдыха
Алушта
Евпатория
Николаевка, Песчаное
Саки
Севастополь
Юго-Восток
Ялта
Черноморское
АРКрым
Отлично
78.79
71.9
64.46
73.23
68.35
76
66.06
56.67
71.49
Хорошо
16.23
23.09
28.31
20.47
27.85
18.67
27.95
43.33
23.07
Удовлетворительно
3.68
3.7
5.42
4.72
3.8
3
3.66
0
3.73
Неудовлетворительно
1.3
1.31
1.81
1.57
0
2.33
2.33
0
1.71
 
 
 
Сегментация респондентов по признаку «место приобретения путевки»
Место приобретения путевки
Алушта
Евпатория
Николаевка, Песчаное
Саки
Севастополь
Юго-Восток
Ялта
Черноморское
АРКрым
Втурагентстве
17.17
27.71
45.97
35.40
27.42
26.21
24.36
66.67
26.15
Напредприятии (в организации)
41.96
37.14
25.00
27.43
24.19
28.64
40.38
11.11
36.04
Вздравнице
40.87
35.14
29.03
37.17
48.39
45.15
35.26
22.22
37.81
Интернет
14.17
16.86
25.00
20.35
24.19
30.10
12.18
66.67
17.69
Другое
1.91
1.71
0.81
0
3.23
0.49
1.50
0
1.42
 
 
 

Ольга НОВИКОВА, директор санатория «Юрмино», г. Саки:

Сезон был такой же, как и в прошлые годы, но в межсезонье, т.е. до лета и даже сейчас, после лета, количество отдыхающих увеличилось в 2-2,5 раза. В этом году практически весь сезон заполняемость была 100%. Наблюдался небольшой спад в период перехода с низкого сезона на высокий (с 1 по 15 июля). Но в этот период все равно сохранилась заполняемость 80%. Мы сделали для себя вывод, что на «высокий сезон» нужно переходить с 15 июля, все-таки 1 июля еще рановато.

Цены мы подняли в этом году существенно. Т.е. если в прошлом году сутки с питанием и медицинскими процедурами на одного человека стоили 450 грн., то в этом году – 550. Возможно, потому в этом сезоне было меньше соотечественников и больше россиян. Т.к. для них наши цены все равно остаются достаточно низкими.

С туроператорами работаем мало, т.к. они, как правило, имеют разветвлённую агентскую сеть и ввиду этого комиссионные составляют 20, а то и 25%. Это очень много! На мой взгляд, небольшим частным санаториям (до 200-300 мест) гораздо дешевле заполнятся самим, чем прибегать к помощи крупных туроператоров, чего не сказать о государственных санаториях на 700-900 мест. Для них просто жизненно необходимо сотрудничать с посредниками даже за большие комиссионные, т.к. продать такое количество мест самостоятельно практически невозможно.

 

Сергей КОЛЕСНИК, директор отеля «Шерлок Холмс», Евпатория:

Сезон в этом году был удачней, чем в прошлом. За-полняемость выросла на 50 %. В основном постояльцы - это граждане России. В процентном соотношении это выглядит так: 60% россияне, 20% украинцы, 15% белорусы, 5% граждане других стран (в основном поляки и немцы). Цены по сравнению с прошлым годом мы снизили на 15-20%. Возможно, это стало одной из причин роста количества отдыхающих в этом году. Но это что касается именно нашего отеля. Однако количество отдыхающих выросло и по Крыму в целом. И мы считаем, что причин тому несколько: стабилизация экономической ситуации, улучшение взаимоотношений с Россией, а также укрепление имиджа Крыма как места отдыха. Т.к за последние пару лет качество услуг в Крыму выросло, появилось много новых высококлассных отелей, как наш. А жесткая конкуренция заставляет

участников туристической сферы разрабатывать все новые программы лояльности, улучшать сервис и вкладывать средства в продвижение как своего объекта, так и Крыма в целом.

назад >>>