Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Нужно ли турстрахование страховщикам?

Хотя большинство страховщиков и уверяет, что в условиях кризиса их сфера (по сравнению с туристической) пострадала намного меньше, аналитики отмечают ощутимый спад валового объема этого вида бизнеса.

Недавно рейтинговое агентство «Эксперт-Рейтинг» предоставило ежегодный (шестой по счету) (pi)-рейтинг устойчивости страховых компаний. В рейтинг вошло более 47 организаций, которые ведут достаточно открытую информационную политику, предоставив рейтинговую анкету для исследования. Агентство отмечает, что в список не вошло много компаний, которые отказались сотрудничать с ними.

Выводы, которые делают эксперты агентства, позволяют надеяться на лучшее – большинство компаний-лидеров потихоньку выходят из кризиса. Однако, как отмечают в агентстве, в период февраль-март 2011 года в страховом секторе намечается более 50 отложенных дефолтов. Без поддержки акционеров многие компании будут вынуждены уйти с рынка.

Большая диверсифициро-ванность страхового бизнеса в сравнении с туристическим позволила большинству страховых компаний остаться на плаву. Денежные потоки в этой сфере более стабильны, благодаря законодательной поддержке (многие страховые взносы

обязательны и закреплены в законодательстве нашей страны, что делает невозможной их невыплату). Это стимулирует страховые компании уделять нетуристическому сегменту рынка большее внимание. «У нас есть масса предложений, касающихся нетуристической деятельности, за счет которых в нашем портфеле наблюдается значительный рост, - говорит эксперт Крымского филиала страховой компании «Оранта» Максим Коржов. – А вот в сфере туризма, к сожалению, наши инициативы принимаются достаточно прохладно».

 

Спрос на продукт еще впереди

Хотя развитие рынка налицо, стоит отметить, что в нашей стране он все еще на стадии становления. В частности, страховые компании в большинстве своем все еще не могут предложить доступные программы защиты от банкротства или недобросовестности туроператора и пока единственным способом защиты от таких рисков является страхование ответственности туроператоров в виде банковских гарантий (пролонгирован-ность таких выплат делает их недостаточно эффективными). Из последних громких договоров выделяется только договор между туроператором «Tez Tour» и компанией «Европейское Туристическое Страхование» («ЕТС») – единственной в Украине компанией, которая специализируется исключительно на страховании в сфере туризма и путешествий. По условиям этого договора клиентам «Tez Tour» предоставляется полная гарантия безопасности в случае банкротства или невыполнения обязательств на сумму более 50 млн. грн.

Конечно, в некоторых страховых компаниях существуют программы страхования, защищающие клиентов от недобросовестности оператора, но массово такой вид страхования может быть востребован только в случае возникновения спроса со стороны самих туроператоров.

В любом случае, сфера туристического страхования остается одной из наиболее убыточных для страховых компаний. В летний период, в разгар туристического сезона 2010, уровень убыточности договоров по страховым выплатам достигал 200%! Это заставляет страховые компании с большой осмотрительностью относиться к договорам страхования туристов, и перестраховывать свои риски, что, в конечном итоге, ведет к применению повышающего коэфицента к тарифу. А это существенно увеличивает стоимость страховки.

 

Полис для туриста или туроператора?

В соответствии со статьей 17 закона «О туризме», туроператор вовсе не обязан включать в свое предложение обязательную страховку клиента. Турист, являясь субъектом туристической деятельности, это может сделать и сам. А поскольку включение страховки значительно увеличивает общую стоимость тура, в нашей стране стало обычной практикой направлять клиентов к партнерам-страховщикам, вместо того, чтоб заключать страховой договор при оформлении тура. Туристические компании объясняют это заботой о своих клиентах и желанием предоставить туристу возможность выбрать ту страховую программу, которая подойдет именно ему. Но рынок страхования в Украине все еще на стадии становления и культуры страхования у населения нет. Многие страхуются только потому, что страховка обязательна и является одним из условий для получения визы. А если турист едет в страны, где такого условия нет (например – в Индию), то он выбирает самый дешевый полис, а значит, и минимальное покрытие, хотя риски при поездке в экзотическую страну намного выше, чем при поездке в Европу.

«Мы разрабатываем новые системы лояльности, выводим новые продукты, но большинство из них оказываются попросту невостребованными, -говорит директор регионального филиала «Просто-страхование» в АР Крым Марина Балашова. – Тем не менее, конкуренция на рынке столь велика, что мы не можем позволить себе терять клиентов. Мы находимся в постоянном поиске новых туроператоров, стараясь не терять связей с фирмами, которые уже давно с нами сотрудничают».

Учитывая, что каждая турфирма получает предложения от нескольких страховых компаний (несмотря на частичную или полную убыточность туристического страхования), последние оказываются в довольно невыгодном и сложном положении. Туристические компании же зачастую даже зарабатывают от страховщиков комиссионные за то, что «рекомендуют» своим клиентам ту или иную страховую компанию. Размер данных комиссионных может колебаться в пределах 10-30% от стоимости страховки. Помимо комиссионных, в требования туристической компании могут входить дополнительные пункты, например, финансирование рекламных акций туроператора. «К сожалению, нам приходится идти на поводу у туристических компаний, чтоб не потерять клиентов, – говорит эксперт компании «Оранта» Максим Коржов. – Слишком велика конкуренция. И все же, на данный момент, туристическое страхование не является для нас приоритетом».

 

Перспективы рынка турстрахования

Рынок страхования в Украине находится сегодня на стадии первобытнообщинного строя. Однако в ответ на вопрос страховым компаниям, останутся ли они на этом рынке, несмотря на чудовищные убытки, мы получили единодушное «да». «Многие проблемы, которые остро стояли еще год назад, – выразил всеобщую точку зрения представитель компании, пожелавший остаться неизвестным, – сегодня уже решаются. Конечно, есть много препятствий, главное из которых далеко не недостаточность страховых продуктов, а архаичность цепочки продажи этих продуктов конечному потребителю – туристу. Системы бронирования туроператоров в условиях массовых продаж способны работать с одним, в лучшем случае с двумя страховыми рисками, что явно недостаточно для достойной защиты туристов. На мой взгляд, для развития рынка сейчас требуется не вывод на рынок новых продуктов, а серьезная просветительская работа!».

Однако туристические компании пока не проявляют заинтересованности в более тесном сотрудничестве со страховщиками. Их можно понять, турфирмы устраивает ситуация, когда большая часть ответственности, при наступлении страхового случая, ложится на плечи страховых компаний. Но все же, для повышения имиджа отрасли, хотелось бы, чтобы туроператоры делили риски со страховщиками, и не оставляли своих клиентов в беде, а при наступлении чрезвычайной ситуации служили еще одним гарантом их защиты.

 

назад >>>