Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Украина: три сценария развития авиарынка 

Украинский рынок авиаперевозок пока еще не охвачен мировыми глобализационными процессами – ни одна из отечественных авиакомпаний пока что не входит в мировые альянсы Правда, время от времени возникают слухи об участии ведущего украинского перевозчика – компании «Аэросвит»– в новом международном альянсе на базе израильской авиакомпании ElAlЯкобы в альянс, название которого WE (Western-Eastern), могут войти UTair, «Аэросвит» и Armavia(Армения) Сообщалось также, что параллельно ведутся переговоры с другими авиаперевозчиками, в частности в странах СНГ и Восточной Европы, с целью в течение года увеличить количество членов нового союза до 20 Впрочем, эти слухи регулярно опровергаются представителями руководства того же «Аэросвита», хотя и не перестают циркулировать с завидным упорством. Реальность же на украинских просторах, а точнее, в отечественном небе, выглядит несколько по-другому В нашей стране действует национальный альянс под названием «Украинская авиационная группа» Официально в альянс входит «Аэроcвит», «Днипроавиа» и «Донбассаэро» Однако в структурах миллиардера Игоря Коломойского, которые контролируют альянс, признают, что купили еще одного перспективного перевозчика – «Розу Ветров». По итогам 2009 года три компании, т е «Аэросвит», «Днипроа-виа» и «Донбассаэро» – контролировали 48,5% украинского авиарынка Если к ним официально присоединится «Роза», то их доля рынка составит порядка 55-60%.C не меньшим упорством, ходят слухи о присоединении «Аэросвита» к новому альянсу WE, циркулирует информация о том, что после окончательного поглощения группой «Приват» всей или почти всей украинской пассажирской авиации, национальный мегаальянс будет продан иностранцам А может, его продадут и в нынешнем, «усеченном», виде Впрочем, ряд экспертов скептически оценивают перспективы продажи этого альянса иностранным перевозчикам «Альянс не соответствует мировым стандартам, он построен по принципу авиаотрядов по эксплуатации отдельных типов воздушных судов Например, у «Аэросвита» Boeing-737 – Boeing-767, у «Днипровиа»– Embraer, у «Донбассаэро»– AirbusА320 и над всем этим есть определенная координирующая коммерческая надстройка на базе «Аэросвита», она указывает кому что делать и как координировать работу Если сравнить тот же AirFramce-KLМ, то там принципиально другая модель – у каждой компании есть своя коммерческая политика, и они друг другу ничего не диктуют– они сотрудничают», – отметил эксперт на условиях анонимности Между тем, интрига остается вокруг вопроса присоединения к «аэросвитовскому» альянсу еще одного крупного перевозчика, а именно, «Международных авиалиний Украины» Фонд госимущества объявил о желании продать контрольный пакет акций государства в МАУ, размер которого составляет 61,58% Перевозчик занимает порядка 30% авиарынка и для многих является лакомым кусочком Соревнование за овладение компанией началось в марте 2010 года, когда малоизвестная компания CapitalInvestmentProjectкупила 5,97% ее акций, которые ранее контролировала ирландская компании AerCapВпоследствии выяснилось, что пакет перекупили структуры близкие к экс-гендиректору и экс-председателю наблюдательного совета «Аэросвита» Арону Майбергу, который год назад со скандалом ушел из авиакомпании Аналитики связывали это с обострением противостояния между двумя олигархами в «Аэросвите» – Игорем Коломойским и Виктором Пинчуком Первый, как уже говорилось, скупил целых четыре авиакомпании, второй остается миноритарием в крупнейшей из них – в «Аэросвите» Теперь получается, что Виктор Пинчук пытается зайти еще и в МАУ В течение прошлого года были скуплены еще два пакета: австрийской AustrianAirlines (AA), через «дочернюю» UIA BeteiligungsgesellschaftAGвладевшей 22,52%, и Европейского банка реконструкции и развития (9,93%) Впрочем, подтвердить или опровергнуть эту информацию Арон Майберг не смог… или не захотел Что же касается МАУ, то сейчас интрига сохраняется вокруг вопроса процедуры продажи госпакета акций Структуры г-на Майберга настаивают на приоритетной продаже госпакета им, как акционерам, руководство альянса «Приват» настаивает на проведении «честного» конкурса По законодательству правы акционеры, по логике – «приватовцы» В любом случае, от того, кто получит контроль над МАУ, будут зависеть и перспективы развития украинского рынка Существует три сценария: МАУ уходит «под Пинчука», в этом случае она может сохранить независимость и конкурировать с альянсом Коломойского Вполне возможно, что в 2012 году, после вступления Украины в «Открытое небо», МАУ могут продать кому-то из западных перевозчиков Фаворитом считается Lufthansa, хотя тут всякое может случиться Второй вариант – победа на конкурсе структур Коломойского В этом случае Украину ожидает создание мега-авиамонстра, который может как конкурировать с западными структурами на нашем рынке, так и может быть им продан Правда, есть вероятность блокирования сделки антимонопольным комитетом Есть, впрочем, и третий вариант – иностранцы, например, россияне, попытаются купить пакет самостоятельно Пока нет результатов конкурса по продаже госпакета акций МАУ – о пути, по которому пойдет развитие отечественного авиарынка, остается только гадать. 

Вячеслав Коновалов

 

назад >>>