Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Визовые центры: имеем право на альтернативу!

Благодаря инициированному журналом «украинский туризм» настоянию украинского МИДа, консульства стран шенгенского соглашения открыли прямой доступ для граждан Украины

Несколько лет назад в Украине появился незваный гость – индийская компания VFS Global, которая представляет услуги визового ассистанса во всем мире Среди туристических компаний, а также рядовых граждан – визовых аппликантов – эта структура получила название «визовый центр», вскоре ставшее нарицательным для обозначения услуг такого рода А вскоре некоторые консульства объявили о начале сотрудничества с этим визовым центром Для аппликантов это стало обозначать, что документы на визу необходимо подавать не в консульство непосредственно, а в офис визового центра, т е посреднической организации А она уже организовывала транспортировку, подачу, возврат готовых документов и выдачу их заявителям Разумеется, все это происходило не бесплатно…

Шло время, условия получения виз становились все более жесткими, а визовый центр расширял свои «щупальца»: подавать документы через него необходимо было во все большее количество стран Сегодня, к примеру, компания VFS Global сотрудничает (т е организовала прием документов через визовый центр) с 8 консульствами европейских стран: Бельгии, Дании, Испании, Италии, Франции, Нидерландов, Финляндии и Великобритании Следовательно, документы на визы в эти страны необходимо подавать через визовый центр

Редакция «Украинского туризма» ничего не имеет против такого бизнеса, как визовое посредничество, но лишь в том случае, когда гражданам предоставляется выбор: подавать документы напрямую или платить визовому центру. А вот с альтернативой как раз и не сложилось: по состоянию на конец 2010 года лишь 2 консульства из 8 – Нидерландов и Финляндии – сохраняли для заявителей возможность прямой подачи документов на визы Все же остальные консульства из «восьмерки» в принудительном порядке организовали прием документов исключительно через визовый центр, навязывая, таким образом, услуги третьей стороны, т е посредника, гражданам Украины

Именно по этой причине редакция «Украинского туризма» начала в прошлом году кампанию за предоставление заявителям права альтернативного, т е прямого, доступа к консульским услугам этих стран С этой целью мы организовали серию публикаций в журнале, а также инициировали обращения как в органы государственной власти Украины (МИД, Мининфраструктуры и Минкульттуризма), так и непосредственно в консульства, установившие для наших граждан безальтернативный режим подачи документов на визы

20 января 2011 г в редакцию пришло письмо из Министерства иностранных дел за подписью директора Департамента консульской службы А В Олефирова, в котором, в частности, утверждается:

«...за наполяганням МЗС досягнуто згоди посольств держав, що використовують послуги визових центpiв, зокрема посольств Белый, Данн, Iспанн, Iталii та Францн, щодо права свободи вибору громадян Украши на безпосередш Bisoei звернення до консульських установ, або на використання послуг посередниюв.»

Мы решили проверить эту информацию По состоянию на 7 февраля 2011 г лишь на сайте посольства Испании в Украине не было указано, что визовые аппликанты имеют возможность прямой подачи документов в консульство Тем не менее, сотрудник редакции позвонил в визовый центр и попросил записать его на подачу документов именно в консульство (а не в визовый центр) Сотрудник визового центра предложила выбрать дату подачи    начиная с 20 апреля! Напомним читателю, что разговор происходил 7 февраля

Другие консульства из числа участников «восьмерки» проявили большую оперативность, и по состоянию на 7 февраля опубликовали на своих сайтах информацию о возможности прямой подачи документов на визы Например, посольство Италии информирует, что «Звернення до послуг Візового Центру не є обов’язковим», однако в то же время рекомендует гражданам Украины воспользоваться именно этим путем для подачи документов в консульство (http://www.ambkiev.esteri.it/Ambasciata_Kiev/Menu/ Informazioni_e_servizi/Visti/)

Интересно, что посольство Италии разграничило порядок записи на прием документов на визы: если аппликант не желает воспользоваться услугами визового центра, он должен присылать заявку (по факсу или электронной почте) непосредственно в консульство Другие же консульства, сотрудничающие с визовым посредником, хотя и осуществляют запись на прием документов непосредственно в консульство, однако делают это через сайт или колл-центр визового посредника, а не непосредственно через консульство

Разумеется, сроки подачи документов в визовый центр и прямо в консульство во всех случаях оказываются различными: ждать непосредственной подачи приходится гораздо дольше Такую ситуацию подтверждает и г-н Оле-фиров, в чьем письме в редакцию «УТ» есть и такие слова:

«Водночас, у випадку безпо-середшх звернень (т.е. прямой подачи документов в консульство -Ред.), заявнику не гарантуеться оперативне оформления Bis...»

Что ж, это вполне соответствует логике деятельности визового посредника: кто хочет получить визу как можно скорее – платит посреднику, кто не хочет платить – ждет своей очереди, которая, как правило, рассчитывается, исходя из пропускной возможности консульства

Заметим, что ускорение сроков рассмотрения визовых документов, подающихся в визовый центр, возможно в основном из-за того, что большинство визовых офицеров находятся не в помещении консульства, а визового центра, где оперативно рассматривают поданные документы К примеру, в консульстве Финляндии по ул Стрелецкая, 16, работает лишь одно окошко для приема документов от визовых аппликантов Соответственно, пропускная способность финского консульства – не более 10 человек за день В то же время в помещении финского визового центра (ул Заводская, 8) находится 5 визовых офицеров, которые в абсолютном большинстве случаев на месте принимают решение об оформлении визы или отказе в ее выдаче

Таким образом, можно сказать, что борьба «Украинского туризма» за справедливость увенчалась успехом: сегодня каждый гражданин Украины, желающий отправиться в страны «восьмерки», может подать документы на визы непосредственно в консульства этих стран Исключение составляет лишь консульство Великобритании, однако в этом случае дополнительная плата за услуги визового центра не взимается

Разумеется, индийский визовый центр никуда не делся: более того, он интенсивно расширяет в Украине свое присутствие В 2009 году его филиал появился во Львове, а в конце 2010-го – в Одессе Кроме того, у VFS Global появились последователи: с конца прошлого года курьерская служба Pony Express организовала прием документов на визы для консульств Латвии и Эстонии в 6 своих представительствах: во Львове, Одессе, Симферополе, Донецке, Днепропетровске и Харькове Компания берет на себя все заботы, связанные с отправкой документов, доставкой их в консульство, получением готовых виз (или паспортов с отказами) и доставкой их по адресу, указанному получателем Кроме того, сотрудники курьерской службы уполномочены консультировать заявителей о правилах заполнения визовых анкет, необходимости предоставления тех или иных документов, общих шенгенских правилах и т д Услуги курьерской службы, разумеется, платные, однако консулы как Латвии, так и Эстонии недвусмысленно заявляют: прямой доступ к консульствам для заявителей будет в любом случае сохранен Не исключено, что в скором времени мы увидим на этом рынке новые компании, которые станут выступать в качестве визовых посредников

Судя по всему, возврата к старой системе, когда документы на визы подавались исключительно в консульство, не будет Тем более, что визовое посредничество как вид деятельности прямо санкционируется Визовым кодексом Евросоюза (который, в то же время, настаивает на сохранении для граждан третьих стран прямого доступа к консульствам) Кроме того, не стоит ждать и послаблений касательно сроков ожидания подачи документов: консульства никак не заинтересованы в скоплении больших групп людей у своих окон и будут и дальше «рекомендовать» гражданам прибегать к услугам визовых центров Кроме того, не решена и проблема альтернативной подачи групповых заявок на визы, например, от аккредитованных туристических компаний: они по-прежнему подают документы через визовый центр, что приводит к увеличению стоимости туристического продукта, а значит, и к снижению его доступности Так что борьба с визовым центром, а точнее, с безальтернативностью подачи документов, когда гражданам Украины фактически навязывают услуги посредников, далеко не закончена Тем не менее, результат, который нам удалось достигнуть совместными усилиями, свидетельствует: за свои права необходимо бороться – при правильном приложении усилий защитить их вполне возможно

 

Юрий Cамойлов

 

назад >>>