Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Туристические выставки: выживет сильнейший?

 

Гранды отрасли – компании premier expo и «автоэкспо» – декларируют партнерство, и отрицают обострившуюся конкуренцию с агрессивным новичком – «алту-экспо», который объявил о расширении формата своего мероприятия

 Бритва Оккама в туристической отрасли

Туристические выставки являются неотъемлемой частью рынка туристических услуг уже хотя бы потому, что именно на таких мероприятиях компании могут найти для себя новых партнеров, повстречаться со старыми, а также использовать позитивные наработки своих коллег Для этого на туристических выставках проводятся презентации новых направлений и проектов, семинары по обмену опытом, воркшопы и профильные тренинги… Время от времени в среде профессионалов звучат голоса, утверждающие, что у выставок нет будущего, что Интернет-технологии вот-вот заменят реальные презентационные акции… Мы, однако, считаем, и в этом нас поддерживает большинство наших читателей, что выставочные мероприятия хоронить преждевременно, что никакая виртуальная реальность не заменит реальных встреч и общения, тем более в таком масштабе, который только и возможен на крупных выставках

Качество и авторитетность выставочных мероприятий сильно зависят от состояния туристической отрасли Это мы могли видеть своими глазами в предкризисные 2007-2008, и кризисный 2009 годы Впрочем, существует и обратный процесс: выставочная индустрия также может влиять на туристическую отрасль Особенно тогда, когда по какой-либо причине количество выставок начинает расти сверх разумной меры, нарушая, таким образом, философский принцип, который вот уже несколько сот лет называется «бритвой Оккама»: «Не следует увеличивать число определяемых сущностей сверх необходимости», или украинсукую народную мудрость: «Що занадто, те не здраво»

Показательным в этом плане стал 2008 год: к традиционным UITT и турсалону «Україна» добавились UTF – туристический форум АЛТУ, и еще 2 выставки: Visit Ukraine (Киев Экспо Плаза) и комплекс выставочных мероприятий под общим названием «Євро» (НВЦ): «Євро-готель», «Євро-тур», «Євро-бар та ресторан» Последние 2 мероприятия оказались провальными и прекратили свое существование, не оставив сколько-нибудь заметного следа в развитии индустрии А еще один новичок – Украинский туристический форум, или выставка АЛТУ, проводится с завидной регулярностью раз в полгода, и с каждым годом наращивает свои аппетиты

 

Форум АЛТУ расширяет формат

Несколько недель назад туристическая общественность была удивлена заявлением руководства АЛТУ, что их выставка, т е Украинский туристический форум, расширяет формат и переезжает на новую площадку (как и следовало ожидать, в Киев Экспо Плазу на Нивках) Планы, озвученные Аркадием Масловым, генеральным директором выставочной компании «АЛТУ-Экспо», которая и является организатором УТФ (по совместительству, г-н Маслов также является одним из топ-менеджеров туроператора TEZ TOUR), весьма амбициозны: за 3 дня выставки АЛТУ собирается привлечь не менее 20000 посетителей (5000 в бизнес-зону и не менее 15000 – в зону общего доступа, т е для потребителей турпродукта) Общая экспозиционная площадь, котрую предполагает задействовать АЛТУ, составляет 8000 кв м Для сравнения: UITT, арендовавший в этом году весь 3-й павильон МВЦ на Броварском проспекте (площадь экспозиции 12000 кв м), рассчитывает привлечь 17000 посетителей Насколько оправданными окажутся такие прогнозы, покажет уже близкое будущее

 

UITT покупает «Украшу»?

Как и водится перед началом сезона, все выставочные компании провели пресс-конференции, на которых поделились с журналистами своим видением перспектив развития отрасли

В этой статье мы не будем озвучивать пресс-релизы – их уже многократно растиражировали электронные, да и другие печатные, СМИ Заметим лишь, что впервые в практике отечественной отрасли туристических выставок 9 февраля в ИА «Интерфакс-Украина» за одним столом встретились руководители двух крупных выставочных компаний: Анатолий Сушон (Premier Expo) и Александр Гаращенко («Автоэкспо») Интрига, впрочем, была недолгой: один из присутствующих на пресс-конференции сообщил, что Антимонопольный комитет Украины дал добро на приобретение компанией Premier Expo компании «Автоэкспо» И хотя оба руководителя отказались комментировать подробности предстоящей сделки, становится понятно, что раз дошло до одобрения сделки Антимонопольным комитетом, ожидать слияния двух крупнейших экспонентов страны осталось совсем недолго

Да и сама обстановка в «Интерфаксе» говорила о многом: г-да Сушон и Гаращенко несколько раз заверили представителей СМИ в том, что они друг с другом не конкурируют, что UITT и турсалон «Україна» дополняют друг друга, что на каждой выставке обязательно расположен стенд компании-партнера   

В общем, в «Интерфаксе» 9 февраля царило благодушное и дружелюбное настроение, прерванное вопросом корреспондента УТ об отношении грандов экспозиционного бизнеса к новому формату выставки АЛТУ

 

АЛТУ дышит в затылок

Было видно, что эта тема задела организаторов турвы-ставок: г-н Сушон произнес довольно долгий спич на тему, что выставками должны заниматься профессионалы, и если они (т е устроители выставок) не пытаются заниматься организацией и продажей туров, то туристическим компаниям не стоит пытаться организовывать выставки – ничего, мол, хорошего, из этого не выйдет Г-н Гаращенко был более дипломатичен, однако лейтмотив его выступления был тот же: не в свои сани не садись

Разумеется, все эти более чем явные намеки были направлены по адресу АЛТУ и их туристического форума Впрочем, от благодушного настроения, иронических пожеланий удачи и хоть и не высказанной прямо, но явно прозвучавшей уверенности в непрофессионализме устроителей Украинского туристического форума, последний никуда не денется: компания «АЛТУ-Экспо» довольно агрессивно продвигает новый формат своего мероприятия Так, на пресс-конференции в ИА «УНИАН», которая состоялась 27 января, руководитель «АЛТУ-Экспо» Аркадий Маслов на вопрос одного из журналистов, принимаются ли во внимание предложения конкурентов УТФ, довольно резко заявил: мол, пусть они (т е конкуренты) принимают во внимание нашу выставку и наши методы работы

Вот так, ни больше и ни меньше, агрессивный новичок показал, наконец, зубы, и выставочным грандам придется, хочешь – не хочешь, считаться с его существованием В противном случае, выставки – и UITT с турсалоном «Україна», и УТФ, будут деградировать Разумеется, можно гордиться тем (как это и делает г-н Ашон), что впервые на UITT будут размещены стенды островов Реюньон и Маврикий, а в работе последнего УТФ принимало участие туристическое представительство Доминиканской республики в Москве, чем небезосновательно гордится г-н Маслов Но никакой Маврикий с Реюньоном или Доминиканой не заменят, к примеру, Польшу, которая больше не будет выставлять свой стенд ни на UITT, ни на Туристическом форуме АЛТУ…

Но события последних дней показывают, что выставочные гранды пока не ощутили угрозы, исходящей от выставки АЛТУ Иначе они не заявляли бы, как на пресс-конференции в ИА «Интерфакс», что «цены на выставочную площадь снижены не были» ни из-за экспансии со стороны АЛТУ, ни по каким-либо другим причинам Разумеется, можно, как это сделал все тот же г-н Ашон, приводить экономические расчеты, доказывая, что цена на выставочную площадь должна быть именно такой, а не какой-либо иной Вот только убедят ли эти расчеты несостоявшихся экспонентов? А именно, те турфирмы, которым есть что предложить партнерам, да и туристам, но которые не в состоянии оплачивать стенды на UITT?

 

Хватит делить рынок! Пора договариваться

Тем временем, рынок экспонентов на туристических выставках не резиновый, и вполне может случиться так, что ушедших с него заменить будет просто некем Разумеется, некоторые турфирмы воспользуются предложением АЛТУ и выберут площадку УТФ Заметим, однако, что заявленные сроки проведения этой выставки (31 03-2 04), по нашему мнению, являются весьма неудачными: фирмы, представители которых приедут на UITT в качестве хотя бы посетителя, вынуждены будут через неделю снова выделять время для посещения другой, альтернативной выставки Если для киевлян такие вопросы еще как-то решаются, то фирмы, действующие в провинции, вынуждены будут встать перед выбором, куда им ехать: на UITT или УТФ АЛТУ Рискнем предположить, что многие примут «соломоново» решение и не поедут никуда…

Таким образом, сегодня существует реальная угроза деградации отечественных туристических выставок Тревожные сигналы уже приходят из регионов: например, Одесская турвы-ставка в этом году будет проходить… под открытым небом, в рамках Дня Европы, на ул Дери-басовская… Благополучно умер, не пережив кризиса, Закарпатский турсалон… На Харьковской турвыставке большинство экспонентов составляли фирмы, торгующие всякой всячиной, и к туризму отношения не имеющие… А центральные выставки пребывают в состоянии блаженной успокоенности, заявляя устами г-на Гаращенко о том, что «предложений о совместных действиях от них (АЛТУ – Ред ) исходило не одно и не два Но все они были безоговорочно отвергнуты»…

Никого не должно утешать, что в России происходит нечто подобное: деградация туристических выставок ни в Украине, ни в Москве не выгодна никому! И чем скорее выставочные компании – как гранды, так и новички – осознают эту простую истину и, перестав рвать рынок на части, попробуют хотя бы начать договариваться, тем лучше будет для всех нас

Ситуация, в которой находится отечественная индустрия туристических выставок, напоминает картину, которую натуралисты могут наблюдать в львином прайде: вожак стаи, старый матерый самец, безгранично доминирует над всеми остальными особями, получает для себя лучшие куски добычи, понравившихся самок и т д , а несогласных просто убивает

Через некоторое время в прайде не остается никого, кто мог бы бросить вожаку вызов Но через несколько лет появляется новичок – молодой, но агрессивный самец, у которого еще нет сил убить вожака и занять его место Но и у вожака силы уже не те… В результате между старым и молодым самцом возникает напряженность, время от времени они обмениваются ударами, чаще просто рычат друг на друга, однако хрупкое равновесие нарушить не может ни та, ни другая сторона – сил не хватает

Так может длиться долго, но не бесконечно: в конце концов или молодой самец, набираясь сил, убивает старого вожака, или же вожак тем или иным образом, используя ошибки молодости оппонента, убивает соперника В конце концов, все возвращается к равновесному состоянию – до появления нового претендента

 

Юрий САМОЙЛОВ

 

 

назад >>>