Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Гостеприимные… вредители?


Гостиничная отрасль Украины «пасет задних» в показателях инвестиций, а ценовая политика отечественных отельеров отпугивает иностранных туристов от нашей страны.

 Нынешняя украинская власть на всех уровнях озвучивает единую цель– привлечение инвестиций Именно этот приоритет регулярно декларирует в своих речах президент, об этом упоминает в докладах премьер-министр Не менее часто о привлечении иностранных инвестиций напоминает губернатор одного из самых «туристических» регионов Украины – Одесской области – в беседах с зарубежными консулами и послами.

Не может не обнадеживать, что при этом, кроме слов, видны и действия – инвесторам готовят систему «единого окна», принят налоговый кодекс со сниженными ставками налогов, дан «зеленый свет» в разрешительной системе. Но далеко не все сферы бизнеса действуют воедино с властью Более того, некоторые из них откровенно отталкивают потенциальных инвесторов непонятной ситуацией на рынке и странной манерой ведения бизнеса Пример тому -гостиничная индустрия страны…

Начнем с определений Так, туризм – это один из мощнейших источников поступления валюты в государственный бюджет страны и стимул для привлечения инвестиций Причем в некоторых странах – это главный источник поступления валютных средств. Наглядным примером здесь являются такие страны как Турция, Греция, Индонезия, острова Карибского бассейна и даже Египет – до недавнего времени Причем валюта поступает как из кошельков и платежных карт туристов, так и в виде инвестиционных вложений в туристическую индустрию: больше туристов приезжает, значит надо строить больше отелей, оборудовать пляжи, вводить аттракционы… А это, в свою очередь, повышает занятость населения и уровень благосостояния жителей региона. В общем, именно так в идеале выглядит активное развитие туристической отрасли страны. Но Украина – это уникальное территориальное образование, где прописные туристические истины уже два десятка лет не находят своего нормального воплощения.

Для начала надо взглянуть на основу основ – статистику туристов, которая в теории есть, но на практике не позволяет понять, что происходит с туристическими потоками в Украине. Так учет иностранных туристов у нас ведется двумя организациями: Государственной пограничной службой, которая запрашивает у каждого приезжего цель его визита, и Государственная служба по туризму и курортам, собирающая данные с мест размещения – гостиниц, пансионатов, санаториев По итогам 2009 года пограничники сообщают примерно о 20 млн иностранных туристов, в то время как Госслужба по туризму насчитала не более 1 млн (Более свежих данных пока еще нет, да и вряд ли они появятся в обозримом будущем, учитывая ее кардинальную реструктуризацию и подчинение новообразованному Мининфра-структуры – Ред ) Возникает резонный вопрос: так сколько же иностранных туристов прибыло в Украину? Ведь именно количество прибывающих туристов является определяющим фактором для принятия решения о вкладывании инвестиций в туристическую отрасль страны.

Дальше – больше: потенциального европейского туриста цены в украинских отелях не то, чтобы неприятно удивят, но и даже откровенно испугают Не верите? Давайте зайдем на сайты одесских отелей Так, стандартный двухместный номер в отеле «Моцарт» обойдется в 1850 грн, в «Лондонском» – 1660 грн, «Конти-нентале» – 1770 грн, «Фрапол-ли» – 1100 грн Таким образом, диапазон цен составляет примерно от 110 до 185 евро Теперь зайдем на международный сервис бронирования отелей booking com и посмотрим, во сколько обойдется такой же номер в точно такой же 4-звез-дочной гостинице в болгарском городе Варна, которая близка по своим туристическим характеристикам с Одессой. Здесь цены начинаются от 50 евро, а большинство предложений колеблются в пределах 70-80 евро Скажете, что в Болгарии традиционно низкие цены? Хорошо, давайте обратим свой взор на жемчужину французского побережья – Ниццу, где стандартный двухместный номер в отеле с 4 звездами можно снять за сумму от 60 евро. Причем большинство ценовых предложений здесь находятся в пределах 80-90 евро Еще один пример – греческий город Салоники, где можно провести ночь в отеле за сумму от 55 евро И это речь идет сугубо об отелях стран Евросоюза, без упоминания, например, курортов Турции, где за сумму в 600-900 долларов можно неделю жить в отеле, ездить на экскурсии, посещать пляжи, а в добавок ко всему в эту стоимость включен перелет. Однако вот что думают по этому поводу европейские эксперты гостиничного бизнеса: «Когда в городах недостаточное количество элитных отелей, то цены на проживание в таких гостиницах всегда высокие Пример тому – города Киев и Рим: если в столице Италии большое число 4-ех и 5-звездочых отелей, то в столице Украины их явно недостаточно, из-за чего в Киеве цены существенно выше Это же экономика – неудовлетворенный спрос рождает дорогое предложение», - отмечает Майнхард Хукк, президент швейцарской отельной группы «Swissotel Hotels & Resorts».

Но как бы там ни было, сравнив ценовые предложения пребывания на одесском побережье с аналогичным отдыхом в европейских странах, несложно догадаться, куда поедет отдыхать европейский турист Кто-то скажет, что такие высокие цены в Украине обусловлены спросом со стороны туристов СНГ, которые толпами едут в наши города и максимально заполняют номера отелей Но и это не отвечает действительности.

Так, согласно статистическим данным, коэффициент использования емкости номеров одесских отелей по итогам 2009 года не превышал 20%, а по Украине этот показатель составил 23% То есть, низкий приток постояльцев владельцы гостиниц компенсируют высокими ценами   В свою очередь, высокие цены отпугивают туристов: как видно из статистических данных, показатель загрузки украинских отелей последние 5 лет падает Опять же, кто-то скажет, что следует учесть реалии ведения отечественного бизнеса, где предприниматели скрывают уровень своих реальных доходов, тем самым, уменьшая платежи налогов на прибыль и вместе с этим искажая статистические данные Несомненно, такой факт имеет место быть, но есть еще один показатель, данные по которому собираются в стороне от деятельности отелей Речь о притоке иностранных инвестиций в страну. Так, по состоянию на 1 января 2010 года, в развитие украинских отелей за весь период существования Украины было вложено 258,9 млн долларов США В процентах это составит 0,7% от всех иностранных инвестиций в экономику Украины Иными словами, из каждой сотни долларов, вложенных в нашу страну, на развитие отелей инвесторы готовы отдавать не более 70 центов Частично это подтверждается недавним заявлением чиновников южной части нашей страны

«Одесская область имеет 200 километров побережья Покажите мне еще один такой край с такой протяженностью пляжа! Одесская область традиционно считается туристическим регионом. Однако, когда на это смотришь с экономической стороны, то поступления от туризма в бюджет области нулевые», – отмечает Эдуард Матвийчук, губернатор Одесской области.

Таким образом, даже государственные служащие подчеркивают экономический упадок туристической инфраструктуры курортных регионов нашей страны А если учесть грядущий чемпионат Европы по футболу в 2012 году, когда ожидается колоссальный приток иностранных туристов в Украину, то такое состояние дел должно уже вызывать серьезные опасения

Теперь настало время подвести итоги. Сегодня украинские отельеры держат неконкурентно высокие цены, заполняют номера на одну четверть, и такая ситуация на рынке привлекает менее 1% инвестиций в гостиничную отрасль И все это происходит на фоне заявлений власти о необходимости повышения туристического имиджа Украины и увеличения притока иностранных инвестиций Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность украинских отелей является… вредительской Как-то сразу повеяло 1937 годом, но можно ли как-то по-другому охарактеризовать недополученные инвестиции в размере десятков, а то и сотней миллионов долларов, которые иностранные инвесторы по всему миру готовы вкладывать и таки вкладывают в строительство отелей?

Правда, до последнего времени со стороны отелей в адрес государства звучали постоянные упреки в непомерном налогообложении и отсутствии поддержки. Однако с конца ноября 2010 года правительство Украины предоставило солидные налоговые каникулы для гостиниц: те отели, которые будут введены в эксплуатацию или проведут капремонт в период с 2011 до 2012 года, будут освобождены от уплаты налога на прибыль в течение ближайших 10 лет. Таким образом, ссылки на высокие налоги и неблагоприятный бизнес-климат (особенно в преддверье ЕВРО-2012) стали уже неактуальными И как реализуют этот шанс украинские отели – покажет самое ближайшее будущее.

 

Роман КОЗЛОВСКИЙ