Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

МАУ продали: да здравствует конкуренция!

 

Эпопея вокруг приватизации МАУ, похоже, завершилась Фонд госимущества объявил о продаже 61,58% акций авиакомпании за 287,229 млн грн Это, по крайней мере, в три раза меньше экспертной стоимости авиакомпании, что может стать поводом для блокирования этого решения Но в данном случае вопрос в другом: если все-таки приватизация состоится по существующему сценарию, чего же ждать от новых акционеров и как они видят перспективы одного из лидеров авиарынка? Пока что они себя не проявили…

Вопрос о приватизации госпакета МАУ ставили, по крайней мере, пять раз за последнее время В 2006 году пакет даже чуть не продали, но в последний момент вмешались ряд структур Партии регионов и процесс заблокировали Затем вопрос поднимался еще несколько раз, но каждый раз он «подвисал» на уровне согласования в различных министерствах и ведомствах Процесс сдвинулся с мертвой точки в начале 2010 года Эксперты связывали это с появлением в составе акционеров экс-совладельца «АэроСвита» бизнесмена Арона Майберга, который, в свою очередь, выступал представителем Виктора Пинчука – владельца миноритарного пакета в «АэроСвите» В начале компания А Майберга Capital Investment Project выкупила 6% акций у ирландской Aer Cap Затем в конце мая-начале июня появилась информация о покупке Capital Investment Project компании UIA Beteiligungsgesellschaft mbH, владеющей в МАУ 22,51% Эта структура была представительницей в МАУ Austrian Airlines, ближе к концу года структуры г-на Майберга завладели и пакетом ЕБРР в 9,9% авиакомпании

Следует отметить, что еще два года назад австрийская компания заявляла о намерении нарастить пакет как минимум до блокирующего Более того, украинской компанией активно интересовалась и немецкая Lufthansa, которая впоследствии и купила 43% акций австрийцев Поэтому странным выглядят объяснения из Вены о финансовом кризисе и связанной с этим продажей Аналогичная ситуация и с продажей пакета ЕБРР – в условиях кризиса продажа акций выглядит странно Ну не дадут за них достойную цену С другой стороны, решение, вероятнее всего, принималось на глобальном уровне не без участия украинского олигарха Виктора Пинчука и дело было не в стоимости акций После проблем с миноритарным пакетом в «АэроСвите» и скандалов с выведением части команды олигарха из управленческого аппарата перевозчика, ему нужен был реванш С другой стороны, совладелец «АэроСвита» – группа «Приват» – нуждалась в МАУ для усиления собственного альянса: «АэроСвит»+«Донбас-саэро»+«Днеправиа»+ Windrose В этом случае в Украине появилася бы мегаперевозчик, контролирующий не менее 80% рынка Именно поэтому структуры альянса готовы были платить за МАУ действительно реальную стоимость – по оценкам экспертов стоимость МАУ составляет от $150 до 250 млн Соответственно, 61% акций компании могут стоить от 730 млн грн до 1,2 млрд грн Представители «Привата» были более скромны в предложениях, но все же «Днеправиа» сообщила о готовности выкупить пакет за 516,841 млн грн , а Windrose - за 492,9 млн грн

Между тем ФГИУ с подозрительным упорством эти предложения просто не замечал Глава фонда Александр Рябченко объявил о том, что пакет будет реализован как минимум за 250 млн грн Окончательную цену назовет специально отобранный оценщик Правда, процедура отбора оценщика вызывает ряд вопросов Срок подачи заявок на участие в конкурсе составил аж целую неделю В переводе с бюрократического это значит, что ни один серьезный и «не свой» оценщик подготовить пакет документов банально не успеет После конкурса в конце прошлого года такая компания была отобрана - ООО «Украинская экспертная группа» Эта победа сразу же показала, чьи «уши» торчат за решением ФГИУ «Украинская экспертная группа» неоднократно фигурировала в скандалах со спорной приватизацией по заниженным ценам предприятий В большинстве скандалов фигурировала и группа «Приват» Как и прогнозировалось, оценщик сразу же выдал «приемлемую» цену в 270 млн грн Но эта цена не подошла А Рябченко – он попросил более внимательно подойти к процедуре В результате МАУ оценили в… 287 млн грн Эта цифра уже не вызвала особых нареканий и контракт на приватизацию был подписан В качестве обоснования такого решения ФГИУ объяснило, что фонд не имел права выставлять пакет на открытый аукцион, т к согласно действующего законодательства пакет в начале надо было предложить действующим акционерам Вот его и предложили К тому же инвестор обязался не только заплатить за пакет, но и заявил о намерении развивать сеть сред-немагистральных маршрутов и расширять флот перевозчика Правда, о какой именно сети и количестве самолетов идет речь в ФГИУ не смогли объяснить

Еще одно неформальное объяснение заключается в рыночной ситуации Якобы в 2011 году истекают сроки эксклюзивного права на ряд европейских маршрутов МАУ и это серьезно снижает капитализацию перевозчика Объяснение, по крайней мере, странное, ведь интерес ФГИУ не в объяснении продажи пакета акций по заниженной цене, а получение максимальной прибыли Тем более, что все предпосылки к этому были

«Грустно, что все произошло именно так, потому что государство, очевидно, недополучило денег - как минимум вдвое Тем более, что примерно вдвое большие цифры были озвучены компаниями из группы «Приват», – говорит старший партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко

Впрочем, ряд экспертов прогнозируют серию судебных процессов по оспариванию результатов приватизации Дело в том, что согласно вступившему в силу в апреле 2009 года Закону «Об акционерных обществах», авиакомпания проводила перерегистрацию из закрытого акционерного общества в частное акционерное общество в начале 2010 года При этом ФГИУ получил возможность не включать в устав пункт о праве акционеров на преимущественный выкуп акций После чего госпакет можно было преспокойно выставлять на открытый аукцион Для этого было достаточно договориться с теми же австрийцами — им тоже было выгодно, так как росла стоимость пакета акций ЕБРР также вряд ли бы возражал Соответственно, прокуратуре сейчас достаточно возбудить уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками фонда Но прокуратура пока молчит Есть другой вариант – можно подать в суд и на прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело

Существует еще один блок вероятных судебных претензий «Исков может быть подано сколько угодно: и к оценщику, и к фонду в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей как акционера, и так далее»,- считает Р Марченко Сейчас вопрос только в том, захочет ли «Приват» тратиться на иски, или же предпочтет договориться полюбовно То, что это возможно, свидетельствует хотя бы тот факт, что с приходом в МАУ г-на Майберга авиакомпанию пустили в аэропорт Донецка До сих пор там оперировали преимущественно представители альянса «Аэросвита» Но с весны прошлого года без объяснения причин аэропорт пустил и МАУ Не так давно было объявлено об открытии для МАУ и аэропорта Днепропетровска, в который до сих пор посторонних также не очень охотно пускали Все это свидетельствует о наличии закулисных договоренностей на высшем уровне Действительно ли это так, станет понятно в апреле текущего года, когда МАУ начнет летную навигацию и объявит о своих планах по развитию сети маршрутов Пока же источники в МАУ заявляют о начавшейся миграции персонала Часть сотрудников заявили о намерении уйти из авиакомпании Правда, пока речь идет о десятках человек, т е на уровне нескольких процентов от общего количества

 

 

Вячеслав КОНОВАЛОВ, Александр ГАЕВОЙ

 

 

назад >>>