Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Укрзалізниця: на пороге пассажирских реформ

В связи со сменой руководства укрзалізниці в ведомстве начали пересматривать политику в пассажирском секторе. новый гендиректор даже пообещал создать новую программу развития железнодорожного туризма.

Проводников превратят в стюардов?

В первую очередь новый глава естественной монополии Владимир Козак решил изменить систему отбора проводников на рейсы, а также контроль за проводниками. Речь идет о минимизации т. наз. человеческого фактора и внедрении автоматизированной системы отбора проводников на рейсы. «Решать, какой именно проводник попадет на определенный маршрут, будет автоматизированная система, а не руководитель подразделения или начальник поезда. Таким образом, мы устраняем коррупцию из этой системы и серьезно улучшим качество сервиса», – объяснил свою инициативу новый руководитель Укрзалізниці.

Схема будет работать следующим образом: из базы данных, в которую занесены 22 тысячи проводников, методом случайных чисел будут формироваться бригады на тот или иной маршрут. Эта же система через определенное время будет проводить и ротации как бригад на маршрутах, так и проводников внутри бригад. Предполагается, что эта методика серьезно ударит по коррупции и заставит проводников лучше работать. Ведь не секрет, что для попадания на «хлебные» маршруты размер взятки иногда составляет несколько тысяч долларов. Соответственно, проводники скорее заботятся не о сервисе, а о возможности «отбить» вложенное.

Чтобы смягчить эффект от нововведений, проводникам предлагается целый комплекс курсов повышения квалификации – от изучения иностранных языков до специальных психологических тренингов, чтобы они были подготовлены к встрече даже с самыми привередливыми и трудными людьми.

Между тем скептики говорят, что гораздо эффективнее будет просто закреплять проводников за вагонами, которые способом выбора случайных чисел и будут перекидываться из рейса в рейс. Методом случайных чисел лучше менять вагоны и тогда закрепленные за ними проводники будут ездить в разных бригадах, но в одном и том же вагоне. А постоянное дерганье проводника в разные рейсы с разными вагонами приведет только к ухудшению подвижного состава и самого обслуживания. Проводник больше напрягается и нервничает, когда принимает неизвестный вагон от других.

Охота на «зайцев» и спекулянтов

Будет изменена и система контроля за проводниками и билетными кассами. С 4 апреля начальники железных дорог обязаны ликвидировать отделы ревизий и контроля пассажирских поездов, служб контроля и внутреннего аудита и должности работников контрольно-ревизионных отделов, служб пригородных пассажирских перевозок, дирекций железнодорожных перевозок, других подразделений железных дорог, выполняющих проверки в пригородных поездах. Предполагается, что освободится 67 работников отделов ревизий и контроля пассажирских поездов, 53 работника контрольно-ревизионных отделов в секторе пригородных перевозок, а также около 70 ревизоров дирекций железнодорожных перевозок на каждой железной дороге. Вместо этих подразделений контролем займется инспекция по контролю обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах. Сейчас в нее входит в среднем 3-5 человек на каждом вокзале. Эту инспекцию пополнят за счет части уволенных ревизоров, добавят полномочий и сформируют так называемые летучие отряды, которые будут осуществлять внеплановые рейды и плановые проверки. Правда, в эффективности новой схемы уже сомневается ряд опрошенных УТ экспертов. Дело в том, что эти же подразделения во взаимодействии с военизированной охраной УЗ должны охотиться на «зайцев» в электричках. Хватит ли их на борьбу с билетными спекулянтами, контроль качества работ проводников и проверку билетов в электричках?

Чтоб ночью пограничник не будил…

Еще одна проблема – ночные проверки в поездах на российском направлении. С украинской стороны в конце 2010 года была введена таможено-пограничная проверка на киевском вокзале, что сократило время в пути на 30-40 минут, а с российской пока упрощение формальностей не введено, несмотря на многочисленные соглашения и меморандумы. Проблема в том, что обещания упростить формальности дает министр транспорта РФ Игорь Левитин, а непосредственно выполнять это обещание должны таможенники и пограничники, которые ему не подчиняются, поэтому всячески саботируют процесс.

Туристические перспективы УЗ

Владимир Козак практически сразу после своего назначения принял ведомственную программу развития железнодорожного туризма на 2011–2012 гг. Целью является повышение привлекательности железнодорожного транспорта для туристического бизнеса.

Программа предусматривает мероприятия по развитию туристической и транспортной инфраструктуры железных дорог Украины, организацию туристических маршрутов, усиление сотрудничества с туроператорами и турагентствами. Предусмотрено развитие услуг для туристов на вокзальных комплексах, в сервисных центрах, использование для размещения туристов ведомственных санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.

В числе нововведений – предложение пассажирского подвижного состава на договорных условиях инвесторам, готовым выполнить капитально-восстановительный ремонт вагонов (в том числе, по индивидуальным дизайн-проектам). Передаче инвестору подлежат вагоны купе, СВ, вагоны-рестораны. Цель инициативы – развитие железнодорожного туризма путем формирования туристических поездов. Как рассчитывает «Укрзалізниця», маршруты туристических поездов будут охватывать территорию Украины, а также СНГ и ближнего зарубежья.

В числе конкретных предложений уже сформированных в рамках Программы – передача инвестору вагонов СВ (2 ед.), купе (6 ед.), вагонов-ресторанов (2 ед.). Правда, и тут есть свои подвохи. УЗ уже несколько лет подряд проводит конкурсы на аренду вагонов-ресторанов, но каждый раз они проваливаются. Причина - астрономическая стоимость аренды. Если новое руководство не пересмотрит подходы к ценообразованию, туристическая программа УЗ имеет все шансы провалиться по этой же причине.

В России пошли другим путем – приватизировали часть парка и дали преференции новой структуре. В результате в эту сферу сразу же потянулись частники. «РЖД Тур» уже всерьез конкурирует с автобусными перевозками. В мае «РЖД Тур» собирается запустить маршрут до Великого Новгорода. Есть в портфеле компании и зарубежные туры – до Ниццы и Пекина. Проектом заинтересовался и такой гранд как «Интурист». В Украине же пока предпочитают набивать шишки по старинке. Впрочем, осталось дождаться июня и посмотреть на конкретную реализацию проектов УЗ в сфере туризма.

Вячеслав КОНОВАЛОВ Александр ГАЕВОЙ

назад >>>