Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Влодзимеж ЩУРЕК, директор представительства Польской Туристической организации в Украине

 

Польша – это страна с богатой историей. На территории нашей страны сохранилось много исторических и архитектурных памятников, связанных с прошлым не только Польши, но и всей Европы, что автоматически делает их туристическими аттракциями для представителей большинства европейских, да и не только, стран. Кроме того, разнообразие природных условий (от морских курортов на севере до горнолыжных – на юге страны), неплохо развитая инфраструктура и транспорт, а также членство Польши в Европейском Союзе и Шенгенском соглашении сделали ее достаточно привлекательной страной с точки зрения въездного туризма.

Однако в Польше существуют территории, где до недавнего времени туризм не был приоритетным направлением. Но в последние годы здесь стал интенсивно формироваться весьма популярный и успешный с точки зрения коммерции туристический продукт. Интересно, что во многих случаях ставку в развитии региона сделали именно на туризм. И это себя полностью оправдывает.

Ярким примером такой «территории приоритетного развития туризма» является Свентокшиское воеводство, в частности, его столица Кельце. Этот город, расположенный на полпути между исторической и туристической столицей – Краковом и фактической – Варшавой, как-то терялся для туристов. Парадоксально, но строительство современной окружной дороги, которую Кельце получили одними из первых в Польше, только усугубило ситуацию – город превратился просто в транзитную точку в атласе автомобильных дорог. Однако в результате проведения административной реформы, состоявшейся в Польше в середине 90-х годов прошлого столетия, во главе региона встали молодые, грамотные специалисты-управленцы, которые пришли к выводу, что наилучшие шансы обновления, развития и повышения уровня жизни в регионе дает туризм. Эта отрасль экономики характеризуется наиболее низкими затратами на создание новых рабочих мест, а ее развитие, в первую очередь, определяется грамотным применением PR и маркетинговых технологий. 

Балтов: Парк Юрского периода

Пару десятков лет тому назад неподалеку от этого городка в результате раскопок были обнаружены окаменелые остатки динозавров. Некоторые наиболее инициативные члены местной общины увидели здесь свой шанс и решили реализовать на основе палеонтологических исследований весьма необычный проект – открыть в Балтове Парк динозавров. Причем сделано это было довольно грамотно: современная туристическая инфраструктура, серия массированных PR-кампаний как на территории Польши, так и за ее пределами, привели к тому, что Балтовский Юрский парк представляет собой стабильно работающее, коммерчески выгодное предприятие.

Дополнительную привлекательность создают Балтову и сочетание «путешествий в прошлое» с более традиционными видами туризма и отдыха: так, на территории города действует зоопарк, а точнее, сафари-парк, созданный по образцу национальных парков Африки. Размеры у него, конечно, не африканские – 40 га – однако

дикие животные, среди которых – верблюды, ламы, дикие кабаны, муфлоны, страусы и кенгуру, – здесь не заключены в клетки или вольеры, а свободно гуляют по территории парка. Посетители же могут наблюдать за ними из окон специальных автобусов. Если же учесть, что в Балтове посетителям предлагают совершить верховые прогулки, а Свентокшиские горы предоставляют прекрасные возможности для зимних видов отдыха, в том числе для горных лыж, становится понятно, что по инициативе местной общины создан вполне конкурентоспособный, всепогодный и весьма разносторонний туристический продукт.

 

Релаксационный центр в Рытвянах

В первые десятилетия после окончательного раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией Российская империя проводила на захваченных землях политику т.наз. «обрусения»,

которая включала, в том числе, и принудительное навязывание полякам православия. Для этого, в частности, ликвидировали многочисленные монастыри различных католических орденов. Такая судьба постигла и монастырь в Рытвянах– последние монахи были отсюда изгнаны в 1825 г. Много десятилетий брошенный монастырь потихоньку разрушался, однако по инициативе церковных властей уже в наше время там был обустроен релаксационно-терапевтический центр для жителей крупных городов, уставших от сутолоки, шума и напряженного ритма жизни – трудоголиков… Здесь проводятся психологические консультации, групповые и индивидуальные занятия по психологической разгрузке. Релаксационно-терапевтический центр практикует целый ряд методик «искусство-терапии», таких, как роспись по стек-лу, витражная роспись, скульптура, а также традиционные спа- и курортные методики, например. массаж горячими камнями, занятия в тренажерном зале, прогулки по лесу, в частности, по оборудованным в лесу информационным тропинкам, занятия физкультурой. Клиентам центра предлагают обширную культурную и экскурсионную программу по достопримечательностям региона, в частности, по храмам и монастырям Рытвянского епископства.

 

Почувствовать себя дворянином

После восстановления в Польше демократического строя был принят закон о реституции, и владельцам (или их потомкам), у которых коммунистическая власть отняла собственность, стали ее возвращать. Таким образом, в свое родовое имение Курозвенки вернулся Ян Марчин Попель – потомок старинного дворянского рода. Замок XIV века пришлось восстанавливать из руин, а то, что осталось – практически полностью перестроить, но сегодня в нем оборудован элитный отель. Однако отелем пан Попель не ограничился – для своих гостей он организует всевозможные развлечения. Например, каждый год здесь выращивается лабиринт из кукурузы площадью около 4 га, в котором нужно отыскать спрятанные вопросы, разгадать их и заполнить специальный кроссворд. В этом году кроссворд был посвящен жизни и деятельности великого польского композитора Фредерика Шопена, 200-летие со дня рождения которого широко отмечается во всем мире.

А еще в окрестностях отеля построен питомник для… американских бизонов. Численность стада увеличивается с каждым годом, сегодня она достигла 80 голов. Бизоны, а также дикие кабаны, с удовольствием съедают кукурузный лабиринт после окончания сезона. А в ресторане гостиничного комплекса гости могут полакомиться блюдами из бизоньего и кабаньего мяса… Бизоны – довольно мирные животные, поэтому для гостей отеля организовывают пешие экскурсии к стаду. Впрочем, желающие могут познакомиться с обитателями американских прерий, катаясь на бричке, а также на специальном «бизоносафаримобиле».

 

Спортцентр «Афор»: прогулки по канатам

А что делать в случае, когда история не столь благосклонна, и не оставила импозантных следов? Поставить на моду и современность! В 11-ти километрах от Кельце находится центр спорта и отдыха „Афор” (в Боркове), расположенный в еловом лесу, в долине реки Белянки, у подножия Свентокшиских гор – в интереснейшем ландшафте региона. Здесь нет чрезвычайных удобств, потому что не они являются целью гостей «Афора». Сюда приезжают за адреналином и отдыхом одновременно. Вокруг в лесу – море грибов, рядом – на озере– гарантирован удачный улов. А между деревьев – канатный парк с разными уровнями сложности, множество прогулочных и велосипедных дорожек, спортивные площадки, пейнтбол. Сам объект, наверное, помнит семидесятые годы, но благодаря созданию современного и модного в Польше предложения активного проведения уик-энда для жителей Кельце, здесь могут позволить себе отложить постройку новой звездоч-ной гостиницы еще на некоторое время. А вот конференц-залы «Афора» оборудовали по последнему слову техники – они-то и помогают расположенному в спокойном пригороде крупного города спортцентру держаться на плаву в те сезоны, когда мало активных туристов.

 

Успех достигается сообща

Подобные необычные турпро-дукты не могут быть успешными без грамотного предложения на рынке. Лишь оно сможет обеспечить достаточное для получения стабильной прибыли количество посетителей подобных объектов. Такой подход себя оправдывает: к примеру, в Балтове даже работает школа подготовки персонала для обслуживания туристов.

Грамотное предложение такого туристического продукта разрабатывают и внедряют в жизнь представители региональной туристической общественности, местной власти и торговых палат, владельцы туристических компаний и инфраструктурных объектов, объединенные в региональные туристические организации. Такая структура является характерной для всей Польши и действует в каждом воеводстве. Финансируются региональные туристические организации с помощью взносов их участников. Как правило, наибольшие взносы платит местная власть (администрация маршалка воеводства).

В Свентокшиском воеводстве с 2008 года идет информационная кампания, ставящая целью всестороннюю промоцию комплексного туристического продукта региона. Бюджет кампании, рассчитанный до 2013 г., составил $2,5 млн, из них 80% – по линии Евросоюза, остальные расходы несут 34 участника программы – члены региональной туристической организации.

В рамках программы предусмотрены такие мероприятия:

• Создание аналоговой и цифровой информационных туристических систем, их продвижение в Интернете;

• Рекламно-презентационные акции как в регионе, так и за его пределами, в том числе участие в туристических выставках, семинарах, воркшопах, а также проведение таких мероприятий;

• Публикация информационно-рекламных буклетов и презентационных материалов;

• Реклама регионального турпродукта в СМИ, внутренняя реклама, а также маркетинговые исследования.

 

Программа позволяет представить региональный тур продукт в комплексной форме, во всех его аспектах. Так, реализована инновационная Интегрированная программа туристической информации, включающая в себя туристический Интернет-портал с, как минимум, 10 локальными программами. В основном программа ориентирована на национальный рынок, хотя определенные движения будут производиться и на рынках России, Украины, Германии и Бенилюкса. В частности, символ регионального туристического продукта – Свентокшискую волшебницу – можно будет встретить на туристическом салоне «Украина-2010». Разумеется, не будут обойдены вниманием и визиты в регион иностранных журналистов, предполагается создание многоязычного Интернет-портала, участие Свентокшицкого воеводства в иностранных турвыставках, проведение семинаров и воркшопов.

Перечисленные в этой статье объекты – это лишь малая часть туристических аттракций, которые, грамотно представляя себя на рынке туристических услуг, добились на нем успехов. Так, музей басни в Пацанове, музей игр и игрушек в Кельце, исторический Сандомеж презентуют себя в популярном телесериале. Впрочем, можно долго перечислять туристические объекты как Свентокшиского воеводства, так и всей Польши, которые достигают успеха на рынке, однако не это является целью статьи. Практика показывает, что успешный, пользующийся спросом турпродукт можно создать из малого – необходимо лишь грамотно подойти к его разработке и представлению на рынке.

назад >>>