Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Полетим ли дешево?

Противоречиямежду общепринятой практикойдеятельности лоукостеров и украинской нормативнойбазой делаютпроблематичным Развитиебюджетного сегментаавиаперевозок внашейстране. Несколько лет назад тогдашнее руководство Минтранса бодро рапортовало о внедрении в практику отечественных пассажирских авиаперевозок нового их вида – лоукостеров, или бюджетных авиалиний А также озвучивало радужные перспективы о пришествии в нашу страну большого количества европейских, а также других (например, российских, или арабских) авиакомпаний, будто бы желающих возить украинцев по невиданно дешевым ценам.

Прошло время, власть в стране поменялась, Минтранс переименовали в Мининфраструктуры, но на отечественном рынке лоукост-перевозок ничего не изменилось: ни именитые европейцы, такие, как EasyJet или RyanAir, ни другие бюджетные авиакомпании в Украину так и не пришли Было, правда, время, когда в «Борисполь» совершала рейсы германская Germanwings, но этот лоукостер довольно быстро «улетел» из украинского неба Единственным исключением является авиакомпания Wizz Air Ukraine – отечественный авиаперевозчик, использующий в своей деятельности бюджетную бизнес-модель, и работающий под брендом Wizz Air как франчайзи.

Впрочем, об использовании классической лоукост-модели в применении к отечественному Wizz Air следует, скорее, говорить в прошедшем времени: с недавних пор и пассажиры, и агенты с удивлением узнали о том, что на рейсах компании Wizz Air Ukraine (в отличие от других Виззов, которых насчитывается 2: венгерская и болгарская) в стоимость билета (неважно, какую) входит провоз одного места багажа массой до 32 кг Правда, следующее место необходимо оплатить – его провоз обойдется в 170 грн при заявлении багажа на сайте и вдвое дороже – при регистрации в аэропорту Величина и масса же ручной клади довольно жестко лимитируется. Если учесть, что совсем еще недавно на рейсах Wizz Air Ukraine в такие суммы обходился провоз КАЖДОГО места багажа, возникают вполне обоснованные вопросы: а с чего бы это вдруг лоукост-перевозчик пошел на такие жертвы?

Оказывается, все очень просто: в прошлом году вступили в силу новые «Правила повітряних пере-везень пасажирів і багажу» (введены в действие приказом Мин-транссвязи Украины от 23 04 2010 N 216) Новые правила, с одной стороны, существенно расширили права пассажиров авиакомпаний, что для пассажиров, конечно, хорошо С другой стороны, правила существенно ужесточили ответственность авиакомпаний за соблюдение прав пассажиров, в первую очередь, устанавливаемых этими самыми Правилами Что, как можно понять, для авиакомпаний совсем не хорошо… В частности, новые Правила вообще не предусматривают такого понятия, как бизнес-модель бюджетных, или лоукост-авиаперевозок В частности, глава 2 цитированных правил так и называется: «Норми безкоштов-ного провозу багажу», и ничего похожего на традиционную лоукостерскую практику оплаты каждого зарегистрированного места багажа не предполагает. Чем это чревато для авиакомпаний? Как видим, первый и (надеемся, пока) единственный отечественный лоукостер решил поступиться базовыми принципами, введя на своих рейсах элементы классической модели Кроме уже упомянутого багажа, цитированные Правила предполагают обязательную бесплатную раздачу воды или прохладительных напитков на борту самолета – разумеется, вне зависимости от бизнес-модели, которую применяет в своей деятельности перевозчик Вот, пожалуйста, все та же глава 2 «Обслуговування пасажирів на борту повітряного судна» Ее п 3 прямо устанавливает: «Надання прохолодних напоїв є обов’язковою безкоштовною послугою На кожну годину по-льоту мінімальна норма надання прохолодних напоїв становить 100 мл та в разі відсутності харчування - 150 мл на годину польоту У період з 15 квітня до 14 жовтня включно норма надання прохолодних напоїв збільшується до 150 мл».

Общеизвестно, что на все, что поднимается в воздух, тратится горючее, и перевозка даже 150 мл воды имеет свою себестоимость Таким образом, лоуко-стеры вынуждены закладывать все эти обязательные требования в тариф – как это делают авиакомпании, использующие классическую бизнес-модель А теперь представим себе следующую ситуацию: пассажир за несколько месяцев покупает билет по маршруту, скажем, Катовице – Киев, и платит за него 109 грн Эта цена включает в себя все сборы и налоги… Много ли останется авиакомпании? А теперь она еще за счет этого тарифа должна предоставить пассажиру не менее 300 мл прохладительных напитков (150 мл за первый (полный) час полета и 150 – за второй, неполный: время в пути от Катовице до Киева составляет 1 ч 40 мин ) Но и это еще не все Известно, что лоукостеры взимают плату за каждое место зарегистрированного багажа И если у пассажира хотя бы одно из этих мест превышает по габаритам или массе установленные нормативы, в силу вступают тарифы за перевес Однако читаем все те же Правила, а именно, пункт 1 главы 4: «Пасажири, які подорожують групою, за їх бажанням, мають право, а перевізник зобов’язаний застосу-вати до цих пасажирів суму норм безкоштовного провезення багажу Групова норма безкоштовного провезення застосовується також до пасажирів - членів однієї родини» Общеизвестно, что компании-лоукостеры формируют прибыль не столько за счет продажи кресел, сколько за счет продажи дополнительных услуг, прилагаемых к этим креслам В принципе, можно себе представить ситуацию, когда пассажир летит с одной сумочкой размером 45*30*20 см и массой не более 5 кг Но все же основная масса авиапассажиров летит с багажом, следовательно, платит за его провоз, а также пользуется многими дополнительными услугами как в терминале, так и в аэропорту Исходя из поступлений от продажи кресел и дополнительных услуг, вычитая расходы на топливо, эксплуатационные затраты, зарплату экипажа и т д , лоукост-компания и формирует свою прибыль.

А в Украине отечественных лоукостеров (как имеющихся, так и гипотетических перспективных) действующие Правила лишили возможности зарабатывать на большинстве дополнительных услуг Что же остается делать этому самому лоукостеру? Правильно, поднимать тарифы Т е «дешевых билетов» за 109 грн больше не будет – по крайней мере, до тех пор, пока не изменены действующие Правила (Или будут, но лишь декларативно – а в реальности такой билет приобрести будет невозможно) А значит, не будет и новых лоукостеров – ни отечественных, ни иностранных Ведь у любого менеджера любой иностранной авиакомпании возникает вполне закономерный вопрос: если сегодня такие Правила применяются к украинским авиаперевозчикам, то где гарантия, что завтра Гос-авиаадминистрация не потребует соблюдения тех же самых норм и от нас?

Разумеется, лоукостеры – тоже не ангелы, в их арсенале хватает изощренных приемов, которыми гордился бы любой профессиональный мошенник, например, Остап Бендер, знавший 101 способ честного отъема денег у граждан Так, излюбленной «фишкой» украинского Wizz Air является нежелание возвращать деньги за отмененные или невыполненные вовремя рейсы Пассажиру, обратившемуся в компанию по поводу возврата денег, сначала настоятельно рекомендуют оставить эти деньги на депозите для дальнейшего использования, потом требуют предоставления довольно объемистого пакета документов (в их число не входит разве что справка из ЖЭКа), когда же документы предоставлены, следуют придирки к малейшим несоответствиям (например, в написании имени пассажира в билете и загранпаспорте) и, как следствие, отказ в выплате Расчет состоит в том, что пассажиру надоест переругивание с компанией, и он просто оставит попытки вернуть свои деньги Некоторое время назад один из авторов этой статьи добивался возвращения денег за отмененный рейс Киев – Одесса. Деньги удалось вернуть лишь после обращения в Управление по защите прав потребителей…

Или еще одна «фишка» К примеру, не так давно в аэропорту «Катовице» рамка для ручной клади имела несколько меньшие размеры, чем в «Бориспо-ле» Пассажиры, прилетевшие в Польшу рейсом Wizz Air Ukraine и взявшие с собой ручную кладь, с удивлением обнаруживали, что в «Катовице» эта ручная кладь уже не соответствует установленным габаритам! А значит – добро пожаловать на регистрацию, ну и, разумеется, просим заплатить… Сборы за такие вроде бы невинные «проделки» доходили до 100 евро Изменилась ли ситуация сегодня, редакция просит сообщить своих читателей, которые пользуются услугами отечественного лоукостера.

На наш взгляд, из данной ситуации есть один вполне простой и приемлемый для всех выход: действующие Правила дополняются отдельным разделом, который мог бы называться так: «Бюджетні авіаперевезення» Этот раздел мог бы узаконить на территории Украины общепринятую практику европейских лоукостеров, одновременно устанавливая четкие рамки ответственности бюджетных авиакомпаний за несвоевременное или ненадлежащее предоставление оплаченных пассажиром услуг И тогда всем будет хорошо: украинцы, как и европейцы, смогут пролететь через всю Европу за 19 евро (правда, придется привыкать к практике «платишь за каждый лишний вздох»), лоукост-компании станут зарабатывать свою законную прибыль, а украинское небо, наконец, дождется как европейских, так и азиатских «дешевых» перевозчиков…

Юрий Самойлов, Вячеслав Коновалов

 

назад >>>