Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Турция теряет привлекательность?

Турция для Украины – это главное массовое туристическое направление, ежегодно туда отправляются сотни тысяч украинских туристов Такие утверждения в последние годы стали рассматриваться как аксиомы, причем как самими туристами, так и туристическими компаниями, а также отечественными медиа

Но так ли это на самом деле? По крайней мере, турецкая сторона пытается нас убедить, что альтернативы Турции как месту массового общедоступного отдыха не существует 21 января в Киев пожаловали сразу 2 высоких чина из турецкого Минкульттуризма: генеральный директор по вопросам рекламы и промоции Джумхур Гювен Ташбаши, его заместитель по восточноевропейскому региону, уже знакомый отечественным турфирмам Левент Демирель, который является частым гостем туристических выставок в Киеве Разумеется, высоких гостей принимал атташе по вопросам культуры и туризма Посольства Турции в Украине Берат Йилдиз

Кроме высоких гостей из Минкульттуризма, столицу посетил еще и председатеь Стамбульского отделения туристической Ассоциации отельеров, предпринимателей и инвесторов индустрии туризма Тимур Бай-ындыр

Разумеется, такие гости не могли не поделиться с представителями отечественных СМИ своими взглядами на состояние и перспективы развития отношений между нашими странами в туризме По их словам, между Турцией и Украиной установились прекрасные взаимоотношения, сотрудничество, в том числе и в области туризма, находится на весьма высоком уровне, ну а турецкая туристическая отрасль демонстрирует стабильный рост: если в кризисном 2009-м году было зафиксировано 3-процентное возрастание в туристической отрасли, то в 2010-м этот показатель уже составил

6 5% Количество иностранных туристов, посетивших Турцию в прошлом году, составило 28 7 млн чел Традиционно первые места в рейтинге туристических доноров занимают Германия (1 место), Россия (2-е) и Великобритания (3-е), что же касается 4-й позиции, то ее занимает Иран Как дипломатично выразились высокие гости, «мы очень хотели бы видеть Украину в первой пятерке»

Вот только, похоже, этим пожеланиям сбыться не суждено В отличие от многих других стран, поток украинских граждан в Турцию не только не возрос, но и уменьшился по сравнению с кризисным 2009 годом: нашего

черноморского соседа посетило в 2010 г 570 тыс украинских туристов против 574 тыс в 2009-м Снижение, казалось бы, незначительное, однако говорит о многом Прежде всего о том, что украинские туроператоры стали осваивать другие направления, которые вполне могут составить конкуренцию поднадоевшей уже массовому туристу Турции Например, Греция, которая усилиями туроператора MIBS Travel в прошлом году совершила ощутимый прорыв в отрасль массового туризма Конечно, турпотоки в Грецию еще нельзя сравнивать с турецкими, да и шенгенский визовый режим нельзя сбрасывать со счетов, однако тенденции вполне очевидны

С 9 февраля визы для граждан Украины отменил Израиль, что, в свою очередь, повлечет отток туристов с турецкого направления – прежде всего, в сегменте 5* Наконец, и страны Адриатического региона все больше расширяют свое присутствие на рынке туристических услуг Украины – и, опять-таки, оттягивают на себя «турецкую» прослойку украинских туристов

Разумеется, профессионалы рынка туруслуг – как турецкие, так и украинские – прекрасно осознают все эти тенденции и поэтому, как могут, пытаются противодействовать оттоку туристов с турецкого направления Например, несмотря а то, что в прошлом году крупнейшие турецкие туроператоры договорись между собой об ограничении комиссионных для агентов, из разговоров со многими агентами нам удалось узнать, что бонусы в зависимости от объемов продаж, а также повышенная комиссия (до 12%, а в некоторых случаях и 13%) практикуется и сегодня Причем со стороны тех же крупных турецких туроператоров

Но подобными мерами вряд ли возможно поднять турпоток в Турцию из Украины даже на 10%, как надеются чиновники турецкого Минкульттуризма Для этого необходима массированная и одновременно продуманная, т е грамотная рекламная кампания турецкого направления среди украинцев Т е среднему украинцу необходимо объяснить, почему ему стоит выбрать отдых именно в Турции, а не где-нибудь еще А для этого нужен как рекламный бюджет, так и грамотный механизм его распределения

Что касается первого, то он есть – по утверждению турецких гостей, для Украины он составит в этом году приблизительно $3 млн с возможностью дальнейшего увеличения А вот насчет механизма… Вряд ли покривим душой, если скажем, что большинство представителей СМИ, которые пришли на встречу с турецкими чиновниками, рассчитывали услышать что-то обнадеживающее в этом плане Но, увы, услышали то же самое, что и в прошлые годы: мы будем проводить все больше пресс-туров и PR-акций, приезжайте к нам в Турцию, пишите о нас, мы надеемся на вашу поддержку… Но рекламный бюджет, как и раньше, будет распределяться между крупными (читай – турецкими) туроператорами И уже через них будет попадать в СМИ…  Неэффективность такой системы мы видим на практике который уже год: турецкие туроператоры за средства бюджета «поддержки» (так это называется у чиновников турецкого Минкульттуризма) издают корпоративные журналы, которые распространяются среди агентов, а также на бортах самолетов организованных этими же операторами чартерных рейсов А вот для того, чтобы заинтересовать Турцией «пересічного громадя-нина», который еще не определился с выбором места отдыха, существующая система никаких мер не предусматривает…

Нам, т е прессе, говорят: пишите, снимайте, создавайте радиопередачи о нас, а мы вас за это будем возить в Турцию Но давайте, положа руку на сердце, спросим себя: сколько можно туда ездить? Тем временем, у СМИ есть расходы (на бумагу, печать, оплату эфирного времени и т д ), которые нужно чем-то покрывать. Как правило, это делается за счет рекламы – как прямой, так и непрямой, т е имиджевой Но если в качестве оплаты для сотрудников издания предполагается N-ная по счету поездка в Турцию, то не предпочтет ли рекламный отдел отдать свободную площадь (или эфирное время) тем, кто платит реальные деньги? Что и происходит на практике…

На наш взгляд, турецкому Минкульттуризма, если оно действительно хочет на выходе получить возрастание турпотока из Украины, стоило бы коренным образом изменить подход к финансовой поддержке имиджа своей страны Например, введя систему грантов для СМИ, которые занимаются освещением турецкой тематики В таком случае и волки (т е СМИ) будут сыты, и овцы целы (т е произойдет реальная, хорошо контролируемая отдача от затраченных бюджетных средств) А пока действует старая система, турецким чиновникам только и остается говорить красивые слова о теплом приеме в Турции Да еще обещать «когда-нибудь, после России) отмену визового режима для граждан Украины…

 

Юрий Cамойлов

 

назад >>>