Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Терминал D: опять не успеваем?

 

Бориспольские терминалы преследует злой рок Чиновники постоянно обещают построить тот или иной терминал в определенные сроки, а через год-другой, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, называют новые Так было с терминалом F, сроки сдачи которого переносили по крайней мере восемь раз, так происходит и с терминалом D Более того, широко разрекламированная железная дорога в аэропорт, похоже, также оказалась блефом К Евро-2012 ее вряд ли построят…

 

Терминал F: история ошибок

Ситуация со строительством терминалов в «Борисполе» напоминает аутотренинг с элементами дежавю Из года в год чиновники заявляют: мы построим этот комплекс за такое то количество месяцев Потом приходит другой руководитель и выясняется, что все украли до него, но он все равно заявляет: я сделают это еще лучше и еще быстрее Далее ситуация повторяется

Достаточно вспомнить анекдотичный случай, когда в течении августа-октября прошлого года назначалось по крайней мере четыре даты открытия терминала В итоге его открыли, но, вопреки заявлениям чиновников, он так и не заработал Как и предупреждали профессионалы – просто достроить терминал мало Необходимо еще смонтировать и протестировать оборудование, отработать технологию обслуживания пассажиров и т п Но эти очевидные замечания, в том числе и со стороны «УТ», заданные на официальных мероприятиях Кабмина, высокопоставленные чиновники просто игнорировали Когда же в указанные сроки терминал F не заработал, нам остается только напоминать: я же говорил, я же предупреждал Собственно в полную силу терминал и до сих пор не заработал – в него только недавно перевела свои рейсы Lufthansa и ведутся переговоры с рядом российских перевозчиков, с тем, чтобы выйти на заявленную отметку в 50% от всех рейсов аэропорта

 

«Борисполь» и… черепаха

С терминалом D ситуация складывается похожая Первый звонок прозвучал весной 2009 года, когда выяснилось, что с момента закладки первого кирпича осенью 2008 года строительство так и не началось Объяснялось это разными причинами, но в кулуарах говорили, что победитель тендера турецкий консорциум «Dogush-Allarko-YDA JV» из-за бюрократических процедур не смог вовремя оформить строительные лицензии Комментарии о квалификации конкурсной комиссии по этому поводу, как говорится, излишни

Впрочем, в Минтрансе заявляли, что сроки строительства от этого не сильно изменятся Правда, если внимательно проследить все заявления, то заявляя о стабильности дат чиновники постепенно сдвигали дату ввода в эксплуатацию терминала все ближе и ближе к Евро-2012 Так, в 2008 году Иосиф Винский прогнозировал, что терминал сдадут к началу 2011 года, впоследствии руководители министерства называли лето 2011 года Новая команда во главе с Константином Ефименко заявляла уже о сентябре этого года, последовавший за ним Борис Колесников «сдвинул» эту дату уже на ноябрь 2011 года Но самое интересное выяснилось совсем недавно Во время визита в Украину премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдо-гана в довольно резкой форме было заявлено, что украинские бюрократические процедуры «тормозят» строительство терминала D и его сдача возможна уже в начале 2012 года! Президент Украины Виктор Янукович после этого демарша дал поручение первому вице-премьеру Андрею Клюеву урегулировать проблемы, однако каким образом это будет сделано, не ясно до сих пор

Такая ситуация до боли напоминает древний парадокс об Ахиллесе (кто не знает – не только самом умелом, но и самом быстром воине во всей Ойкумене) и черепахе, которым развлекались лучшие умы Эллады Парадокс легко устраняется с помощью начал математического анализа – теории пределов, однако эта теория появилась лишь спустя 2 тысячелетия… Неужели и терминалу D уготована судьба Ахиллеса, который, по представлениям древних философов, так и не смог догнать черепаху:

 

Поле чудес, или заройте ваши денежки…

Как объяснил «УТ» на условиях анонимности источник в руководстве аэропорта «Борисполь», эту проблему в принципе урегулировать нельзя «Все дело в том, что контракт предполагает оплату по факту выполнения работ: после ввода очередного объекта его принимает вначале «Борисполь», а потом проводится аудит японской консалтинговой компанией, которая дает разрешение на оплату из тела японского кредита, выданного под строительство терминала Таким образом, оплата происходит только после заключения аудиторов Ускорить все эти процедуры малореально»

К этому следует добавить, что компания Dogush неоднократно пыталась нарушить условия контракта, например, навязать заказчику, т е аэропорту, какие-то свои стройматериалы либо материалы, вообще не сертифицированные в Украине В то время как в контракте оговорено, что должны быть использованы только самые качественные, европейские материалы Таким образом, ориентировочный срок ввода терминала в эксплуатацию переносится на конец весны 2012 года…

Ситуацию можно было бы исправить через выделение финансирования из собственных средств аэропорта Именно об этом неоднократно говорил генеральный директор аэропорта Борис Шахсуваров Мол, у аэропорта достаточно доходов от операционной деятельности и хорошая кредитная история для привлечения дополнительных кредитных линий Но проблема в так называемой коррупционной инфляции Иначе как коррупционной ее назвать нельзя Дело в том, что за последние несколько лет стоимость строительства выросла в 2,5-3 раза, при относительном сохранении параметров терминала (добавилось только несколько залов)

Судите сами: первоначально, еще в 2003 году, стоимость строительства терминала D называлась в $200 млн из которых порядка $170 млн были средства кредита японского банка JBIC К моменту подписания контракта в 2008 году стоимость строительства уже составляла $377 млн Впоследствии руководство Минтранса называло уже сумму в $400 млн При этом размер «японского» кредита остался прежним Таким образом, если семь лет назад украинской стороне необходимо было бы найти всего $30-40 млн , то сейчас разница уже составляет $230 млн

Но и это не предел, на последней презентации глава Dogush-Allarko-YDA JV Бурак Талу признал, что стоимость строительства уже составляет $450 млн и может «слегка» увеличиться На какую именно сумму он затруднился сказать, но, судя по оговорке «слегка», и затягивающимся срокам строительства, стоимость проекта выйдет за отметку в полмиллиарда долларов Т е руководству аэропорта необходимо уже искать более $300 млн

Но что самое интересное, что эти сотни миллионов необходимо искать как можно быстрее, к тому же именно украинской стороне Судя по заявлениям Бурака Талу, со строительной точки зрения на сегодня терминал D готов всего на 35% Еще порядка на 25-30% от стоимости комплекса закуплено и скоро будет монтироваться оборудование Таким образом, средства японского кредита уже подходят к концу, и за оставшиеся полгода руководству аэропорта надо найти минимум $150-200 млн Впрочем, точную цифру пока не знает никто Все дело в пресловутой спешке За 6 месяцев строители должны выполнить объем работ, который они выполнили на протяжении двух лет Сам Бурак Талу осторожно признался «УТ», что эти сроки могут сдвинуться И обкатывать терминал, возможно, придется уже в самом преддверии Евро-2012 в авральном режиме «Согласно графику, мы завершаем строительные работы в конце 2011 г Прогнозная дата сдачи терминала в эксплуатацию -первый квартал 2012 г »,- сказал господин Талу

 

Терминал D поменяет ориентацию?

Это предложение подтвердили «УТ» и источники в аэропорту «Борисполь» Исходя из сдвигающихся сроков сдачи терминала, сейчас отрабатывается новая технологическая схема обслуживания пассажиров к Евро-2012 «Есть проект, соглаcно которому терминал D будет принимать исключительно рейсы, обслуживающие Евро-2012: чартеры семьи УЕФА, официальные делегации, футбольные команды, болельщиков Ранее предполагалось под это выделить терминал F, но учитывая сдвинувшиеся сроки, появилось предложение все поменять, а в терминал D переводить рейсы крупных авиаперевозчиков только после чемпионата», – отметил наш источник в «Борисполе»

Новая схема также предполагает, что в дальнейшем терминал F будет обслуживать только чартеры и бюджетных перевозчиков, терминал В — внутренние рейсы на вылет, а терминал А на прилет Когда пассажиропоток через аэропорт перевалит за отметку в 10 млн человек в год будет начато строительство еще одного терминала Е

Впрочем, и эта схема пока только в проекте Официально ее планируют утверждать в конце-марта – начале апреля, когда станут понятными сроки окончания строительства

 

Железная дорога: быть или не быть?

Однако на этом возможные скандалы вокруг «Борисполя» не заканчиваются За обсуждением сроков окончания строительства терминала как-то отошла в тень судьба еще одного крупного проекта – строительства в аэропорт железнодорожной линии По одним данным, предполагалась, что она закончится под терминалом D, по другим возле терминала В Но Бурак Талу признал, что проект строительства терминала D не предполагает создания в нем железнодорожной станции, так же как и прохождения под ним ж/д линии Таким образом, если такое сообщение и появится, то только после Евро-2012 и ж/д линия будет располагаться в нескольких сотнях метров от терминала Впрочем, и тут есть повод задуматься Еще несколько месяцев назад Борис Колесников заявлял, что существует договоренность о получении кредита в $1 млрд на строительство такой линии от ряда китайских структур Мол, она будет скоростная, поэтому надо так много денег Но в начале февраля руководство «Борисполя» призналось, что стоимость такого проекта в пять раз меньше И даже в этом случае тарифы на проезд составят $10 в одну сторону, что не подъемно для украинских туристов Если же чиновники захотят закопать в линию в пять раз большую сумму, то вообще теряется смысл такой линии Такси – в три раза дешевле Видимо, поэтому затихли разговоры по поводу возведения такой линии… Хотя нет никакого сомнения: ж/д станция в «Борисполе» смогла бы решить множеств транспортных проблем

 

КСТАТИ

Терминал D является одним из основных строительных объектов в рамках подготовки Украины к Евро-2012 Проект включает в себя здание аэровокзала площадью 100 тыс кв м с 11 телетрапами, пропускной способностью 9 млн пассажиров в год, перрон площадью 200 тыс кв м, автомобильную эстакаду длиной 1,4 км, подъездные дороги длиной 4 км и топливозаправочную систему для заправки воздушных судов

 

Вячеслав КОНОВАЛОВ, Алексей МАТУСЕВИЧ

 

 

назад >>>