Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Отдадим каникулы… учащимся!

 

Либерализация в вопросах выбора каникулярного периода для учебных заведений приведет к повышению доступности туристического продукта для граждан Украины

 

Кто и как определяет каникулы?

Любой длительный учебный процесс – от детских садиков до ВУЗов, аспирантур и докторантур – предполагает наличие не только учебных часов (например, лекций, семинарских и практических занятий), но и каникулярного периода Как правило, каникулы бывают сезонными: летними и зимними Последние связываются с Новым Годом или Рождеством – в зависимости от того, какой из праздников имеет больший приоритет в данной местности Кроме того, каникулы еще бывают праздничными и назначаются в зависимости от продолжительности тех или иных праздников в той или иной стране К примеру, для стран бывшего СССР характерны каникулы на Майские праздники, когда выходные дни 1 и 2 мая плавно перетекают в межпраздничный период, завершающийся празднованием Дня победы 9 мая В большинстве случаев на межпраздничные дни Кабмин объявляет дополнительные выходные, которые, правда, потом приходится отрабатывать по субботам

Кроме того, в соответствии с украинским законодательством, если на один из выходных дней припадает какой-либо государственный праздник, следующий за ним рабочий день объявляется выходным Таким образом, в зависимости от календаря, у граждан, в том числе и учащихся, возникают дополнительные мини-каникулы

В мире существуют 2 схемы определения каникулярного периода: централизованный, когда режим работы/учебы и отдыха определяет государство в лице той или иной регуляторной структуры (например, Минтруда, Минобразования и т д ), и демократический, когда этот режим определяют сами учебные заведения, а регуляторные органы лишь издают рекомендации о желательных начале или окончании каникул

 

Учащиеся и туризм

Совершенно очевидно, что учащиеся и студенты являются одними из наиболее активных потребителей туристических и тревел-услуг Также очевидно, что пик спроса этой категории потребителей на туруслуги совпадает с каникулярным периодом: как только на горизонте начинают «маячить» выходные протяженностью 3-4 дня или больше, каждый учащийся (или его родители, если речь идет о младших школьниках) задумывается о смене обстановки А следовательно, при наличии соответствующего предложения большинство из них охотно становится клиентами туристических компаний или потребителями

услуг объектов туристической инфраструктуры Каждому знакомы примеры из студенческой молодости, когда при первой появившейся возможности молодые люди срываются с мест и отправляются к морю, в горы или к другим туристическим достопримечательностям или местам отдыха Разумеется, эта категория потребителей турус-луг имеет свою специфику – в первую очередь, выбирает недорогое размещение в отелях, а лучше – пансионах, хостелах и подобных объектах, максимально используя всевозможные скидки на транспорт и т п Хотя бывают и исключения – студенты, да и учащиеся, происходят из разных семей, и представители этой категории туристов встречаются и в 5-звездочных отелях Правда, это нетипичный случай, и общую картину школьно-студенческого молодежного туризма формируют все же услуги бюджетного уровня

Тем не менее, как для отелье-ров и представителей других инфраструктурных объектов, и для транспортников, а значит, и для туристических компаний, молодежная аудитория является весьма привлекательной В первую очередь, в силу своей высокой мобильности и коммуникабельности – учащиеся, а особенно студенты, крайне редко выезжают на отдых или в путешествия в одиночку Во-вторых, для молодежи характерны высокие показатели возвращаемости: если не в один и тот же отель или хостел, то в одну и ту же систему То же самое справедливо и для отношений молодежного контингента с туристическими компаниями: если группе молодых туристов понравилось обслуживание, предоставленное тем или иным агентом, она, скорее всего, для организации следующей поездки вернется к этому же агенту А то и приведет к нему последователей Таким образом, нивелируется недополученная из-за предоставления разнообразных скидок прибыль туроператора, отеля или авиакомпании

Наконец, туристический рынок предпочитает иметь дело с молодежью еще и потому, что молодые, в конце концов, взрослеют, их доходы увеличиваются, а значит, изменяются и потребности в отдыхе и тревел-услугах – как правило, в сторону повышения классности последних

 

Каникулы определяют доступность тревел-услуг

Как мы уже отметили, во время учебного года учащиеся, в том числе студенты, практически не пользуются услугами туристической и тревел-индустрии Исключение составляет разве что проезд к месту практики Однако в каникулярный период активность молодежи в этом отношении резко возрастает: каждый, кто только имеет возможность, старается отправиться отдохнуть, «развеяться», т е попутешествовать и сменить обстановку В условиях директивной, или централизованной, системы назначения каникулярного периода, спрос на услуги молодежного туризма имеет ярко выраженные пики, совпадающие с началом и окончанием каникул А это, в свою очередь, приводит к тому, что мест в объектах размещения, билетов на самолеты, поезда или автобусы, не хватает всем желающим Так что многим из них приходится либо пользоваться тем, что еще осталось от предложения туристической инфраструктуры (зачастую совсем не тем, на что рассчитывали), либо же ощутимо переплачивать Например, когда не осталось мест в салоне эконом-класса, до места назначения можно добраться на перекладных, а можно полететь и в бизнес-классе То же самое и с номером в бюджетном отеле: если таковых в каникулярный период уже не осталось, можно воспользоваться услугами хосте-ла (если койко-места там еще будут, что не факт), либо поставить палатку в лесопарковой зоне (с определенным риском оказаться в полицейском участке), либо же забронировать номер в 4-звез-дочном отеле.

Совсем другая картина вырисовывается, когда каникулярные периоды назначают сами учебные заведения. В этом случае в разных школах. Колледжах, университетах каникулы начинаются в различное время, и пик спроса на услуги туристической инфраструктуры для молодежи далеко не такой явный Иными словами, в то время, как студенты университета N уже пакуют рюкзаки и бронируют билеты на 27 апреля, учащиеся колледжа Q знают, что в этот день у них еще идут занятия, а каникулы начинаются, скажем, 30 апреля И в обратном порядке: если первые возвращаются в аудитории, скажем, 5 мая, то вторые – лишь 8-го

Таким образом, гораздо большему числу молодых людей хватит мест в салонах самолетов, вагонах поездов и т.д., номеров в бюджетных отелях, койко-мест в хостелах… Большинство из них впишется в запланированный бюджет, а значит, привлекательность туристической индустрии для них будет весьма высокой В том числе и из-за доступности цен на пакеты туристических услуг

Демократический принцип формирования каникулярного периода присущ странам, где исторически сложились традиции автономности университетов, колледжей и других учебных заведений В первую очередь, в голову приходят США и Великобритания, однако список этих стран на самом деле гораздо шире: к примеру, правом определять каникулярный период наделены учебные заведения в соседней Польше Для просторов бывшего СССР, а значит, и Украины, такая система нехарактерна, однако это не значит, что она на наших просторах неприменима Скорее, наоборот: вполне возможно, что такая схема окажется вполне жизнеспособной в нашей стране Хотя бы и с точки зрения увеличения доступности молодежного туристического продукта Для того, чтобы выяснить, так ли это на самом деле, редакция журнала «Украинский туризм» инициирует публичное обсуждение этого вопроса с привлечением органов государственной власти, в т ч Минобразования, общественных организаций и, конечно же, учебных заведений. Приглашаем высказаться по этому поводу и наших постоянных читателей – представителей туристических компаний и инфраструктурных объектов.

Юрий САМОЙЛОВ

 

назад >>>