Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Как создать экскурсионный продукт

 

Сергей ПОПОВИЧ, первый проректор Института туризма ФПУ, председатель правления Ассоциации экскурсоводов Украины, канд. ист. Наук

 

Экскурсионная деятельность всегда была и есть одним из важнейших сегментов отечественного туризма Главная ее задача – создание востребованного, качественного и конкурентоспособного экскурсионного продукта Особенно актуализируется эта задача в контексте подготовки к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года

 

Экскурсия как основа турпродукта

Экскурсионные услуги являются той составной отечественного турпродукта, которая вполне отвечает мировым стандартам и которой мы вправе гордиться Без преувеличения, она способна удовлетворить самые высокие и изысканные запросы самых требовательных украинских и иностранных туристов

Экскурсионная аудитория является едва ли не самой массовой в Украине Так, в 2010 г участниками экскурсий стали более 16 млн наших соотечественников и иностранных гостей Формы подачи экскурсионной информации являются доступными, действенными и результативными Исследования ученых свидетельствуют, что услышанное запоминается на 10%, увиденное на 50%, а сделанное лично на 90% Следовательно, в процессе экскурсии минимум 50% информации и видеоряда остается в памяти человека

С экономической точки зрения экскурсия является одной из наиболее рентабельных составных туристского продукта Даже в нынешних непростых условиях хозяйствования рентабельность экскурсионной деятельности в Украине составляет 10-12%, что не меньше соответствующих показателей гостиничных предприятий Однако, если гостиница требует значительных финансовых затрат на ремонт, обновление оборудования, электро-, водо-, теплоснабжение, землепользование, то экскурсия не предполагает таких объемов финансирования Туроператор создал качественный экскурсионный продукт, набрал группу – провел экскурсию и получил прибыль

Научный подход к туризму требует рассматривать каждое путешествие не как простой набор экскурсий, а их систему Иными словами, необходима логическая связь между отдельными экскурсиями, что находило бы свое воплощение в их тематике, формах, методах, средствах и т д В данном случае автор рассматривает экскурсию как органическую составную турпродукта, поскольку она принадлежит к сугубо туристским услугам

 

Этапы создания экскурсионного продукта

Создание новой экскурсии – чрезвычайно сложный технологический процесс, который под силу только опытным специалистам, не один год проработавшим в сфере туризма

Разработка новой экскурсии поручается творческой группе В зависимости от сложности темы, авторский коллектив может состоять из 3-15 человек (оптимальный состав – 5-8 человек) Каждый участник авторского коллектива отвечает за подготовку одного из составных элементов экскурсии Управление осуществляет руководитель творческой группы, имеющий значительный опыт создания экскурсионного продукта

 

Процесс создания новой экскурсии состоит из 3-х этапов:

1 Предварительная (подготовительная работа): подбор, обработка, анализ информационного материала, а также отбор объектов показа

2 Непосредственная работа над созданием экскурсий: составление маршрута, написание контрольного текста, разработка технологической карты, формирование «портфеля экскурсовода»

3 Завершающий этап: рецензирование экскурсии, прием на маршруте, утверждение, подготовка экскурсоводов

Создание новой экскурсии должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 28681 1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание Проектирование туристских услуг», введенного в действие в Украине 1 января 1997 г

Результатом проектирования услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы:

• технологическая карта экскурсии (технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте);

• контрольный текст экскурсии (технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам);

• материалы «портфеля экскурсовода» (комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, репродукций и др ), используемых экскурсоводом);

• схема трассы маршрута транспортной экскурсии (графическое представление участков перемещения, мест остановок с обозначением продолжительности (мин ) и протяженности (км)) Специалисты определяют 15 основных этапов создания экскурсионного продукта

1   Определение цели и задач экскурсии Работа над экскурсией начинается с четкого определения ее цели и задач Им в экскурсии подчинено все: объекты, маршрут, рассказ экскурсовода и т п

2 Выбор темы Четкое формулирование темы определяет содержание экскурсии и логичность изложения материала Лишь после определения темы, можно переходить к формулированию названия экскурсии, которая должна быть яркой (не банальной), удачной, с изюминкой (а не Киев – Канев – Киев)

3 Формирование источниковой базы Поиск и изучение научной литературы, статистических материалов, архивных документов, фотографий, аудио-, видеозаписей, воспоминаний участников и свидетелей событий и т п

4 Знакомство с музейными экспозициями и фондами Музеи – настоящие сокровищницы информации Иногда их включают и в структуру экскурсии для освещения ее конкретных подтем

5 Отбор и изучение экскурсионных объектов Экскурсия – это не лекция и первичным в ней является показ

 

Поэтому от рационального и оптимального отбора объектов в значительной мере будет зависеть качество экскурсионного продукта Не нужно задействовать много объектов, потому что тема будет освещена поверхностно Например, для городской обзорной экскурсии (4 академ часа) рекомендуется отобрать не более 15-20 объектов

Критерии отбора объектов:

• познавательная ценность (связь с историческими событиями, жизнью выдающихся личностей, художественная ценность);

• популярность (известность);

• уникальность (необычность, неповторимость, непохожесть);

• выразительность (внешняя выразительность, гармония с окружающей средой);

• сохранность;

• местоположение (наличие удобных подъездов, подходов, транспортная доступность)

 

6 Составление маршрута экскурсии Удачно, рационально составленный маршрут – ключ к успеху, это инструмент для глубокого раскрытия темы Разработчики маршрута должны организовать показ объектов в логической последовательности и обеспечить зрительную основу для раскрытия темы Маршрут составляется в хронологическом, тематическом или тематическо-хронологическом порядке

7 Объезд (обход) экскурсионного маршрута На этом этапе создания новой экскурсии измеряется точная протяженность маршрута (км) и осуществляется его хронометрирование (часы, мин ) Схему трассы маршрута транспортной экскурсии необходимо согласовать с органами Госавтоинспекции (ГАИ)

8 Подготовка контрольного текста Контрольный текст экскурсии – это материал необходимый для наиполнейшего раскрытия всех подтем экскурсии, факты, примеры и т п

9 Комплектация «портфеля экскурсовода» Условное название наглядных материалов (фотографий, литографий, репродукций, CD, копий документов, коллекций, гербариев и т п )

10 Выбор методических приемов проведения экскурсии: показа (панорамного осмотра, сравнения, реконструкции, локализации, аналогии, движения и др ), рассказа (экскурсионной справки, описания, характеристики, пояснения, комментирования, цитирования, вопросов-ответов, и др )

11 Определение техники проведения экскурсии Эффективность любой экскурсии в значительной степени зависит от техники ее проведения Составными техники проведения экскурсии являются: знакомство экскурсовода с группой, оптимальное расположение экскурсантов возле объекта показа, выход экскурсантов из автобуса и их возвращение, передвижение группы, использование микрофона, место экскурсовода в процессе экскурсии, техника проведения рассказа во время движения автобуса, паузы в экскурсии (смысловые и для

отдыха), техника использования «портфеля экскурсовода», исполнение ритуалов, ответы на вопросы экскурсантов и др

12 Составление технологической карты Документ, который определяет, как провести экскурсию, являющийся ноу-хау, интеллектуальной собственностью туроператора

13 Подготовка индивидуального текста Каждый экскурсовод самостоятельно составляет свой индивидуальный текст на основании контрольного текста Это полный текст экскурсии, которую проводит экскурсовод Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отображает структуру экскурсии (вступление, основная часть (подтемы), послесловие или выводы) и составлен в полном соответствии с маршрутом экскурсии

14 Прием (сдача) экскурсии Рецензирование экскурсии, ее доработка и защита

15 Утверждение экскурсии Приказ руководителя туристского предприятия об утверждение экскурсии

Безусловно, многолетний практический опыт свидетельствует, что создание качественного экскурсионного продукта возможно лишь при условии тесного взаимодействия ученых различных отраслей знаний (в первую очередь географии краеведения, истории, археологии, этнографии, литературы, искусства и др ), а также ведущих практиков экскурсионного дела, менеджеров, маркетологов, экономистов сферы туризма

 

Затраты и окупаемость экскурсионного продукта

Естественно, сложность, трудоемкость и многовекторность процесса создания новой экскурсии требует значительных финансовых затрат Так, калькуляция подготовки новой транспортной городской экскурсии (в столице и областном центре) составляет примерно 20-25 тыс грн , а загородной – около 40 тыс грн Наряду с финансированием колоссального объема научно-изыскательской, методологической и аналитической работы авторского коллектива, также требуют затрат и транспортные услуги (для отбора объектов показа и объезда маршрута), редактирование и рецензирование, техническое обеспечение процесса подготовки новой экскурсии и др

Вместе с тем, как свидетельствует практика профессионального экскурсионного менеджмента, эти затраты окупаются с лихвой в течении 1-2 туристских сезонов Реализация туроператором произведенного экскурсионного продукта возможна как в виде экскурсионной услуги (экскурсии), так и пакета стандартизированной экскурсионно-методической документации

Как никогда раньше, проблема подготовки качественного экскурсионного продукта актуализируется в преддверии проведения в Украине футбольного чемпионата Евро-2012 Это совершенно очевидно, потому что экскурсия является одной из наиболее эффективных форм репрезентации Украины перед многочисленными зарубежными гостями

В то же время, специалисты туристско-экскурсионной сферы Украины четко понимают, что наиболее массовыми потребителями, созданного ими экскурсионного продукта, конечно же, являются наши соотечественники Именно поэтому, назрела острая необходимость создания не только отдельных экскурсий, но и комплексных экскурсионных программ для различных категорий отечественных потребителей Актуальной в этом контексте представляется также разработка и внедрение инновационных форм экскурсионного продукта (например, анимационных экскурсий, экскурсий-квестов и др )

И в завершение следует отметить, что экскурсия является важной составляющей отечественного турпродукта, а ее подготовка – дело необходимое, интересное и весьма рентабельное

 

назад >>>