Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Сокол с вертикальным взлетом

 

Создать гибрид самолета и вертолета долгое время считалось невозможным. Но, потратив миллиарды долларов, американцы поставили «на крыло» такую птичку

  

Рожденные для полета

Первый управляемый полет на самолете совершили 17 декабря 1903 года братья Райт в местечке Килл-Дэвил-Хиллз (штат Северная Каролина). Киевлянин Сикорский обрел новую родину в США, где вертолет его конструкции Sikorsky VS-300 совершил свой первый полет 14 сентября 1939 года, положив начало промышленному производству этих машин. Эти две исторические даты известны любому технически подкованному любителю авиации. И вот два семейства летательных аппаратов десятилетиями развивались независимо друг от друга. Долгое время считалось, что недостатки и самолетов, и вертолетов компенсируются за счет их преимуществ. Например, самолеты не могут взлетать без специальной взлетнопосадочной полосы, зато способны поднимать в воздух большие грузы и быстро перевозить их на дальние расстояния. Вертолет, наоборот, может совершить посадку в любой местности, зато дальние и скоростные перелеты — не для него.

Объединить сильные стороны обоих летающих семейств в одном аппарате пытались давно, но без особого успеха. Единственная машина, которая доказала свою жизнеспособность, была запущена в промышленное производство еще в 1967 году. Это — английский истребитель-бомбардировщик «Харриер» (англ. Harrier — Лунь, птица из семейства ястребиных). Данный самолет обладает способностью совершать вертикальный взлет и посадку, благодаря чему был активно задействован на авианосцах британского королевского флота. В СССР выпуск его собрата - Як-38 для авианесущих крейсеров был начал в 1974 году, но в 1991 году эти самолеты были списаны как устаревшие.

 

Скопа – хищная птичка

Однако «Харриер» и Як-38 — это машины, поднимающие одного или двух пилотов. Взять на борт группу десанта или тяжелое оборудование они неспособны. И вот за решение фантастической задачи — скрестить самолет и вертолет взялись такие гиганты американского авиапрома как «Белл» (Bell) и «Боинг-Вертол» (Boeing Vertol). Именно эти монстры в 1982 году начали разработку по программе многоцелевого самолета с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), который должен был в 2000-х годах поступить на вооружение ВМС, корпуса морской пехоты и ВВС США. Объединенная техническая группа ведущих военных специалистов сравнила различные схемы вертикально взлетающих аппаратов, среди которых были усовершенствованный вертолет, винтокрыл, и пришла к выводу, что машина с поворотными винтами сможет выполнять все виды поставленных задач. Проще говоря, инженеры решили, что два винта большого диаметра необходимо поместить по краям крыльев будущей машины на подвижных гондолах с двигателями. При взлете винты поднимаются к небу (угол поворота 97 градусов), во время горизонтального полета — направлены вперед. Для решения этой «простенькой» задачи предполагалось потратить $25 млрд с учетом производства 1086 самолетов: 552 — для корпуса морской пехоты

и 284 — для армии, 200 — для ВВС и 50 — для военно-морских сил (ВМФ). Все варианты задумывались с общей схемой, одинаковой силовой установкой и должны были отличаться объемом топливной системы, составом радиоэлектронного оборудования и авиационным вооружением. Общее название для машины было выбрано V-22 «Оспрей» (англ. Osprey — Скопа или Морской сокол, живет у водоемов и питается рыбой).

Машины, предназначенные для корпуса морской пехоты, должны были перевозить 24 вооруженных десантника общей массой 2610 кг на расстояние 370 км со скоростью 460 км/ч. ВМС предполагают использовать самолет в качестве поисково-спасательного. Радиус полета самолета с четырьмя эвакуируемыми на борту — 850 км, крейсерская скорость 460 км/ч.

Дальше всех на V-22 собирались летать военные летчики. ВВС намеревались применять его для перевозки 12 десантников или грузов массой 1300 кг. Радиус полета 1300 км, крейсерская скорость 460 км/ч.

 

Трудности на Взлете

Ухлопав 30 лет и миллиарды долларов, американцы своего добились, хотя и не без проблем. Постройка первого опытного самолета V-22 была завершена 23 мая 1988 года на заводе фирмы Bell в Форт-Уэрте, а его первый полет состоялся 19 марта 1989 года, на полгода позже намеченного срока.

К июню 1991 года в распоряжении Пентагона находилось уже 5 подобных летательных аппаратов. Шестой — уже изготовленный — был разобран. Сказалось окончание «холодной войны» и связанное с ним ограничение бюджетных ассигнований. Так или иначе, но в начале 1992 года программу заморозили более чем на 2 года. В декабре 1994 года концепция Osprey была пересмотрена в связи с планируемой передачей этих самолетов в распоряжение спецслужб.

После некоторых конструктивных доработок четыре из пяти Osprey снова поднялись в воздух только в 1997 году. Вес пустой машины был существенно снижен, что было достигнуто заменой титанового каркаса кабины на алюминиевый. Одновременно начались работы над модернизированной версией самолета, получившей название MV-22B, первый полет которою состоялся в апреле 1999 года. Скорость обновленного Osprey достигла 633 км/час, максимальная высота полета — 7,6 км, а полезная нагрузка — почти 13 тонн.

Авторитет V-22 подорвали две катастрофы и увеличившаяся стоимость. Первый «Оспрей» врезался в землю в апреле 2000 года. Тогда погибло 19 военнослужащих. Причиной признали ошибку пилота. Второй — вариант для ВВС MV-22 — вдребезги разбился в декабре того же года, похоронив 4 человек. Длившееся полгода расследование показало, что имелись проблемы в гидравлической системе и программном обеспечении бортовых компьютеров. Они возникали еще на предыдущем этапе испытаний, но военные, курирующие программу создания самолета, об этом «скромно» смолчали. Мало того, они подписывали документы, в которых результаты испытаний просто «подправлялись». Пентагон не назвал имена этих офицеров, но сообщил, что они получили «дисциплинарные взыскания».

Испытания были остановлены на 17 месяцев. За это время были внесены существенные поправки в конструкцию, что привело к ее удорожанию. Если первоначально машина оценивалась в $40 млн, то после усовершенствования ее стоимость достигла $71 млн. Впрочем, фирмы-производители утверждают, что при крупносерийном производстве стоимость снизится до $58 млн. В 2005 году V-22 «Оспрей» был принят на вооружение.

 

Единственный и неповторимый

Сегодня V-22 – единственный в мире серийный транспорт с вертикальным взлетом. В конструкции машины силовые элементы выполнены в основном из алюминия, а также широко (40% от общей массы) применены композитные материалы: углепластик, стеклопластик, эпоксидный клей — до 70% деталей. Из стеклопластика изготовлены винты диаметром 11,6 м. Таким образом, удалось снизить массу «Оспрей» на 25% по сравнению с цельнометаллическим. Это позволяет при экипаже 2 человека, принимать на борт 24 полностью экипированных десантника. По оценкам американских военных экспертов, боевой радиус V-22 составит 930 км. Перегоночная дальность полета с одной дозаправкой в воздухе, по оценке экспертов, составит 4 900 км.

Последняя модификация учитывает повышенные требования к безопасности полета и устойчивости к силам противовоздушной обороны противника. Например, конструкция передней части фюзеляжа усилена с целью предотвращения ранений и гибели экипажа при разрушении самолета. Кабина аппарата рассчитана выдерживать попадание пуль калибра 12,7 мм. При этом она сохраняет 85 % своего объема при падении с высоты 20 м, носовой обтекатель может поглощать энергию, возникающую при ударе о поверхность со скоростью до 120 км/ч. Предполагается, что новый летательный аппарат заменит ряд вертолетов и самолетов ВВС США.

Боевое крещение V-22 «Оспрей» морской пехоты США прошли в Ираке. Самолеты из эскадрильи, дислоцированной в провинции Анбар, показали хорошие эксплуатационные качества. Всего с сентября 2007 года по апрель 2008-го «Оспрей» совершили свыше 2,5 тыс. вылетов на различные задания.

Десяток V-22 Корпуса морской пехоты США в ноябре 2009 года был переброшен в Афганистан и начал полноценную боевую работу наряду с обычными вертолетами.

«Оспрей» пока не идет на экспорт, американцы не готовы его продавать даже своим самым близким союзникам.

  

Дмитрий НИКИТИЧ

 

назад >>>