Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Нет денег – нет погранпереходов…

Говоря о подготовке к Евро, которое все ближе, и рассказывая при этом о работах на ключевых инфраструктурных объектах – как спортивных, так и транспортных – руководители всех уровней зачастую забывают еще об одном узком месте. А именно, о погранпереходах. Поскольку Евро будет принимать не только Украина, но и Польша, десятки тысяч болельщиков будут курсировать между нашими странами, подстраиваясь под график матчей. А то, что процедура пересечения украинско-шенгенской границы, в том числе и общение с представителями контрольных служб, может надолго испортить впечатление о нашей стране, неизвестно разве что грудному младенцу…

 Гладко было на бумаге…

Еще в 2008 году, вскоре после того, как было объявлено о проведении в Украине и Польше Евро-2012, заявлялось, что дефицит пунктов пропуска на западной границе оценивается по крайней мере в 10 единиц. Согласно международным нормам, пункты пропуска должны располагаться каждые 25-30 км границы. Например, на немецко-польской границе протяженностью 456 км до присоединения Польши к Шенгенско-му соглашению действовало 36 пунктов пропуска, т.е. на 12 км границы один пункт пропуска. В Украине же этот показатель, по крайней мере, в 4 раза больший. Так, при наличии 218 пунктов пропуска (по всей протяженности границы) потребность в строительстве оценивается в 216 единиц, в том числе 167 местных (стоимость открытия которых оценивается в 361,34 млн. грн.). При этом из существующих 218 в реконструкции нуждается порядка 60 пунктов пересечения границы, на что необходимо 247,502 млн. грн.

 Такой проблемный Западный участок…

Если же взять отдельно Западный участок Госграницы, то ситуация получается еще более аховая. Сейчас на границе с Польшей функционирует 12 пунктов пропуска, при этом, по разным версиям, до кризиса планировалось до 2012 года открыть еще 5-7, на что предполагалось выделить 73,912 млн. грн. в 2009 году – «Нижанковичи/ Мальховице» (18,78 млн.грн.), «Адамчуки» (19,802 млн.грн.); в 2010 году – «Боберка (Журавин)» (12,7 млн. грн.), «Белз/Будынин» (10,734 млн.грн.), «Угрынив/Долго-бычув» (11,896 млн. грн.).

На словацкой границе предполагалось к существующим пяти пунктам построить 3 (стоимость работ 28,552 млн. грн.), на венгерской построить два пункта (сейчас работает 5). Как видно из этих данных, наиболее сложная ситуация на украино-польской границе. Ситуацию по дефициту пропускной способности характеризует таблица машинопотока накануне кризиса.

Если взять пункт пропуска Смильница-Кросценко, то данный пункт пропуска «спасло» введение шенгенских виз в Польше. До вступления в силу новых правил тут перегруженность составляла 500%. В 2008 году поток упал и границу тут пересекли всего 2 млн чел. и 740 тыс. автомобилей, что почти в два раза превышает пропускную способность данного комплекса.

 Плохому пограничнику мешает… экология!

Несмотря на такую катастрофическую ситуацию, руководство погранслужбы, таможни и других органов, ответственных за обустройство границы, постоянно кивают на отсутствие финансирования и проблемы с согласованием документов на открытие пунктов пропуска с сопредельными государствами и об открытии новых пунктов пропуска только рассуждает теоретически. Так, например, пункт пропуска «Лубня-Волосате» планировали открыть еще в 2003 году, затем уже в 2005 тогдашний президент Виктор Ющенко давал поручение до конца года открыть данный пункт пропуска, однако процесс до сих пор не завершен. Глава Гостаможслужбы Анатолий Макаренко в бытность на данном посту объяснял это бюрократическими проблемами в Польше. С украинской стороны все технические вопросы давно решены, более того местные власти всячески способствуют открытию пункта пропуска, т.к. на территории Закарпатской области в настоящее время расположены 18 пунктов перехода Украины с Румынией, Венгрией и Словакией, ни одного нет лишь с Польшей. Приграничные регионы уже осуществили ряд мер в этом направлении: подписано соглашение о трансграничном сотрудничестве между Закарпатской областью и Подкарпат-ским воеводством, дважды проводились Дни добрососедства, но процесс все еще не запущен. Одной из причин эксперты называют проблемы с согласованием открытия на уровне ЕС. Дело в том, что в европейских структурах очень сильно экологическое лобби, которое любое решение принимает исключительно через призму соблюдения экологических норм, а с этим как раз и проблемы. Дело в том, что данный пункт пропуска находится на территории международного резервата биосферы «Восточные Карпаты». С польской стороны это зона абсолютной охраны «Бещадского парка народового», с украинской – зона регулированой рекреации «Ужанского национального природного парка». Как бы то ни было сейчас обе страны вышли на финишную прямую, осталось только, собственно, открыть пункт. Но этого почему-то не происходит.

Аналогичная ситуация и с другими пунктами, кроме указанных выше пяти пунктов пропуска, которые планировалось открыть в 2009-2010 годах. Ведутся переговоры по пунктам «Грушив-Будомеж» и «Мшанець-Быстрое». Однако кроме проблем согласования и финансирования есть еще такая проблема как обустройства инфраструктуры, ведь мало просто построить пункт пропуска и его оборудовать, необходимы еще подъездные пути. Например, для пункта пропуска Нижанковичи – Мальговичи необходимо построить подъездную дорогу, на что требуется 90 млн грн. Всего же, по самым скромным подсчетам, на обустройство границ необходимо 10 -15 млрд. грн., в то время как госпрограммой обустройства госграницы на все западное направление предполагается выделение всего порядка 300-350 млн. грн. Как за эти деньги открыть хотя бы десяток пунктов пропуска – не ясно.

 Утром спецоборудование, вечером - переходы

Есть проблема и в менталитете самих пограничников и таможенников. Так, согласно технологической схеме работы пограничников и таможенников, на оформление легкового автомобиля с тремя пассажирами чиновникам предоставляется 2–3 минуты. Исходя из этого в час в одном направлении можно оформить 40 – 60 транспортных средств, а за смену – 480 – 720 машин, реально же из-за отсутствия необходимого оборудования и отсутствия достаточного количества автоматизированных рабочих мест объемы гораздо меньшие. Чтобы «ускорить» необходимо еще несколько сотен миллионов гривень, которые в условиях кризиса взять просто неоткуда. Между тем, эта сумма в ближайшее время может еще вырасти за счет внедрения системы биометрического контроля на границах, которую планировали ввести вначале с 1 января 2010 года, а сейчас говорят о начале 2012 года. Руководство Госпогранслужбы обещало освоить эту технологию всего за 12 млн. грн., тогда как эксперты оценивали работы в сумму в 30-40 раз большую. А только биометрическими системами обустройство не ограничиться. В ближайшем времени все пункты пропуска надо также будет обеспечить новейшими рентгеновскими установками, позволяющими обнаруживать контрабанду.

Эта ситуация уже вызвала беспокойство польской стороны. Заместитель министра внутренних дел Польши Адам Рапацкий с тревогой констатирует, что проблема с украинской инфраструктурой погранпереходов «может сорвать план открытия двух новых пунктов пропуска на границе Украины с Польшей к финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года». Речь идет о пунктах пропуска «Будомеж – Грушев» и «Угрынив – Довгобычув».

 Уменьшаем формальности, ускоряем проезд границы?

Украинская сторона же настаивает на упрощение формальностей. Якобы за счет выделения отдельных полос на всех погран-переходах специально для болельщиков и введения совмещенного с польскими таможенниками и пограничниками контроля это даст возможность снять вопрос дефицита точек пересечения границы. Правда, стоит отметить, что такой режим планируется ввести только на четырех из двенадцати пунктах пропуска: «Устилуг-Зосин», «Смильниця-Кросценко», «Грушев-Будомєж» та «Угринев-Долгобичев». И что характерно, два из них как раз и вызывают беспокойство польской стороны. По пунктам пропуска «Шегини-Медыка», «Ягодин» – «Дорохуск», «Рава-Руська» – «Хребенне» и «Краковец» – «Корчова» вот уже несколько лет ведутся переговоры и пока прогресса по ним нет. Что касается отдельных полос для болельщиков, то и тут есть проблемы – пока что существует договоренность об открытии таких полос в четырех пунктах «Краковец – Корчова», «Шегини-Медыка», «Ягодин – Дорохуськ» и «Рава-Руська– Хребенне».

 Ж/д переходы: конь еще не валялся

Все сказанное выше относилось к автомобильным переходам. Однако украино-польскую границу (а также украино-словацкую, украино-венгерскую и украино-румынскую) можно пересечь и с помощью железнодорожного транспорта. Теоретически, этот способ дает пассажирам хорошую альтернативу хроническим «колейкам», т.е. очередям, на автомобильных погранпереходам. Но в реальности… Из-за разных стандартов в ширине колеи в Европе (1435 мм) и бывшем СССР (1520 мм) возникает необходимость в смене колесных пар. Эта проблема, впрочем, была решена в 2000 году. Польский инженер-железнодорожник Ришард Сувалский запатентовал колесную пару, способную изменять ширину, а также систему для принудительного изменения ширины колесной пары. Она называется SUW-2000. Тем не менее, на абсолютном большинстве украинских ж/д погранпе-реходов перестановка колесных пар осуществляется методами 60-х годов прошлого века: вагон заезжает в специальный станок, приподнимается, из-под него выезжают «широкие» тележки, взамен подвозятся «узкие». И наоборот. Вся процедура занимает около 2-х часов, в то время как с применением системы SUW-2000 – считанные минуты. Однако такой системой оборудован лишь один погранпере-ход – Мостиска-2 – Медыка. Через него ежедневно курсирует поезд Львов – Краков – Вроцлав, оснащенный системой автоматического изменения ширины колесной пары. Максимальная длина этого поезда – 5 вагонов. И все… Другие поезда, проходящие через этот переход, меняют колесные пары в польском Перемышле.

К Евро-2012 предполагалось оснастить системой SUW-2000 еще 2 стратегических ж/д по-гранперехода – в Ягодине (через который курсируют поезда Киев – Варшава и Киев – Берлин), а также в Чопе (на границе со Словакией и Венгрией). Но грянул кризис, затем в Украине сменилась власть, и об этом, похоже, благополучно забыли…

Как видно из приведенного выше, проблема заключается в отсутствии финансирования погран-переходов с украинской стороны. Дело в том, что госпрограммой развития госграницы на период 2008 – 2010 годов предполагалось выделение 530,27 млн. грн., в то время как реально профинансировано 97 млн. грн., т.е. 18% от потребности. Предполагалось, что в текущем году эту проблему решат за счет выделения дополнительных средств, но как выяснилось в госбюджете предусмотрено 177 млн. грн., при минимальной потребности в 265,57 млн. грн. Все как всегда. Говорится одно, а на деле получается совсем другое. В результате чемпионат Евро-2012 может обернутся чудовищным скандалом.

 

Александр ГАЕВОЙ

назад >>>