Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

В поезд – по е-билету. Когда?

Для многих украинцев в поездках по стране железнодорожное сообщение по-прежнему остается самым удобным и привлекательным по сравнению с другими видами транспорта. следовательно, и туристические компании заинтересованы в сотрудничестве с железнодорожным ведомством, которое в Украине по-прежнему является государственной монополией. к сожалению до последнего времени это сотрудничество искусственно тормозилось со стороны Укрзалізниці, которая заставляла туристические компании играть по своим правилам.

Тенденции к либерализации?

Впрочем, в последнее время наметились хотя и слабо выраженные, но все же заметные тенденции к либерализации и большей открытости железнодорожной госмонополии. Примером тому стало внедрение в экспериментальном порядке электронного билета в одном из отечественных поездов, а также подписание договора о сотрудничестве с компанией «Амадеус-Украина», результатом которого стало решение Amadeus Rail Ukraine, позволяющее туристическим компаниям бронировать и продавать места в пассажирских поездах.

Недавно к руководству отечественным железнодорожным ведомством пришел, а точнее, вернулся «донецкий» Владимир Козак, который подтвердил планы по более широкому внедрению электронного билета в системе Укрзалізниці. По его словам, в ближайшее время такая услуга появится еще в 20 поездах.

Технология продажи электронных билетов предусматривает самостоятельную покупку пассажиром проездных документов через сеть Интернет (ресурс www.e-kvytok.com.ua) с оплатой полной стоимости проезда платежной карточкой и распечаткой посадочного документа на обычной бумаге, или же оформление электронного билета туристическим агентом с помощью решения Amadeus Rail Ukraine.

Впрочем, минусом данной технологии является специальная такса – 20 грн. за бронирование билета, и около 20% от полной его стоимости за продажу с помощью банковских карт международных платежных систем. По идее, все электронные технологии должны приводить к удешевлению услуги, но в УЗ считают, что должно быть наоборот. Впрочем, многие пассажиры согласны и на это, лишь бы не стоять в гигантских очередях.

Нет вагонов -не будет и мест

Впрочем, несмотря на все реформы в этом сезоне избежать дефицита билетов не удастся. Дело в том, что в сравнении с предыдущими годами количество вагонов, подготовленных к летним перевозкам, составит 5,8 тыс. Ранее этот показатель составлял 6,2-6,5 тыс. вагонов. Новых вагонов за последние несколько лет было закуплено несколько десятков. Соответственно, просто физически УЗ не в состоянии улучшить обслуживание пассажиров и искоренить дефицит билетов. Новое руководство естественной монополии обещает, что ситуация улучшится за счет увеличения скорости движения и увеличения оборачиваемости вагонов.

С 29 мая из почти четырехсот поездов сто прибавили скорость движения. В результате общее время нахождения составов в пути сократили на 76,5 ч. Правда был и негатив — около 200 остановок сократили в связи с якобы отсутствием пассажиров. Еще на 200 остановках сократили время стоянки.

Скажем, только наиболее популярный курортный поезд № 11/12 Киев—Симферополь теперь будет экономить в пути 2 часа.

Однако все это косметические изменения, если учесть, что ранее парк УЗ составлял более 7 тысяч вагонов, а за последние несколько лет наблюдается постоянный рост объемов перевозок, то ускорение на 40 минут, даже на час не решит проблему дефицита. Пусть даже путем введения десятков дополнительных поездов. При потребности в тысячах вагонов, пара десятков не решит проблемы. Выходом было бы введение, так называемых, пиковых тарифов, как на западе, так и у наших северных соседей. Но данный проект вот уже несколько лет «гуляет» коридорами УЗ без всяких результатов. Вернее результат есть — в период повышенного спроса на перевозки (например, на затянувшиеся майские праздники) очереди в ж/д кассах никуда не делись...

Международное сообщение: последний бастион УЗ?

Укрзалiзниця по-прежнему, как и много лет назад, делит своих пассажиров на «черную» и «белую» кость. По крайней мере, такое впечатление возникает при изучении проблемы международного железнодорожного сообщения.

Для отечественных железнодорожников, как это ни странно, по-прежнему существует Советский Союз. Иначе объяснить невозможность покупки билета, например, в Варшаву в обычной кассе (или через пресловутый «Е-квиток») никак не получается. В то же время, билеты свободно продаются в Вильнюс, Ригу и Таллинн, которые, как известно, являются столицами государств, входящих в Шенгенское соглашение. Более того, пассажир не может даже узнать стоимость билета «за границу» на сайте УЗ или того же «Е-квитка» — для этого ему необходимо либо дозваниваться до ж/д справочной, либо обращаться в кассу продажи билетов в международном сообщении.

Желающего оформить билет в международном сообщении ждут весьма неприятные сюрпризы: при пересечении границы стоимость билета возрастает в разы. К примеру, стоимость проезда по маршруту Киев — Краков в купейном вагоне поезда №51 Киев — Вроцлав составляет 804 грн., а Краков — Киев — 822 грн. (цены могут изменяться в зависимости от колебаний курса евро по отношению к гривне). При этом при оформлении проезда туда и обратно традиционная для Европы скидка в 40% не предоставляется. Для сравнения, стоимость перелета самолетом авиакомпании «Аэросвит» до Кракова и обратно составляет $170 в эконом-классе...

Но и это еще не все. Пассажир, желающий приобрести билет в вагон УЗ в Украине, например, из Кракова в Прагу, оказывается, сделать этого не может! В качестве потенциального пассажира выступил корреспондент УТ, которому ни в международных кассах, ни в самой Укрзал1знице так и не смогли объяснить, почему такой билет приобрести невозможно. Хотелось бы, чтобы ново-старое начальство отечественного железнодорожного ведомства обратило бы внимание и на такие аспекты.

СПРАВКА

Список поездов, в которых будет работать технология электронного билета

Поезда №169/170 Киев-Львов, №012/011 Киев-Симферополь (2 состава), №064/063 Киев-Харьков (2 состава), №162/161 Киев-Харьков, №164/163 Киев-Харьков, №038/037 Киев-Донецк (2 состава), №080/079 Киев-Днепропетровск (2 состава), №168/167 Киев-Днепропетровск, №123/124 Одесса-Киев (2 состава), № 105/106 Одесса-Киев (2 состава), № 091/092 Львов-Киев (2 состава), №043/044 Ивано-Франковск-Киев (2 состава).

Вячеслав КОНОВАЛОВ

назад >>>