Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Польша + Украина: единый турпродукт

С точки зрения тревел-бизнеса, т.е. туристической и транспортной отрасли, Польша и Украина являются весьма похожими странами, поскольку в состоянии предложить рынку на 90% сходный турпродукт. Такое подобие между нашими странами обусловлено совместной историей, сходными природными условиями, менталитетом двух славянских народов, а также схожим уровнем эконо-мическго развития.
Решение о проведении финала Евро-2012 в наших странах еще более сблизило наши позиции на рынке тревел-услуг. Таким образом, для внешнего туроператора (например, немецкого, голландского или американского) существуют серьезные предпосылки для построения совместного тур-продукта в формате Польша + Украина. Кроме всего прочего, этому способствует и одинаковый, т.е. безвизовый, режим въезда граждан развитых стран как в Польшу, так и в Украину.
В случае реализации такой схемы представления наших стран иностранными туроператорами, наиболее оптимальным способом доставки туристов в Украину является авиационный. Что же касается наземных путей, то по разным причинам (разная ширина железнодорожной колеи в наших странах, недостаточное количество автомобильных пунктов пропуска через украинско-польскую границу, отсутствие в Украине автодорог европейского качества и т.д.) они вряд ли станут играть определяющую роль в польско-украинском туристическом трафике.
Таким образом, вполне понятно внимание, которое проявляют как польские и украинские туроператоры, так и их коллеги из третьих стран к возможностям польских (и украинских) аэропортов. О состоянии дел в последних УТ регулярно информирует своих читателей, сегодня же мы познакомим профессионалов туристического и транспортного рынка с ходом подготовки к Евро-2012 Варшавского международного аэропорта им. Фредерика Шопена.
 
Знакомимся с варшавским авиаузлом
Главными воздушными воротами Польши является Варшавский аэропорт им. Фредерика Шопена. Еще недавно его называли «Окенче» — по названию близлежащего населенного пункта (подобно «Борисполю»), однако после того, как имя всемирно известного композитора и музыканта было избрано в качестве одного из главнейших туристических символов Польши, а также в преддверии 200-летия со дня рождения Ф.Шопена, отмечавшегося в 2010 году, аэропорт переименовали.
Сегодня из аэропорта им. Ф.Шопена совершают отправления самолеты 27 авиалиний, в т.ч. 4 лоукостера, сообщение осуществляется по 83 направлениям, в т.ч. 4-м в Украину: Киев, Львов, Одесса и Донецк. Пропускная способность действующих терминалов составляет 8.5 млн. пассажиров в год. Для лоукостеров и чартерных рейсов неподалеку от Варшавы (пос. Модлин в 60 км к северу от польской столицы) строится другой аэропорт. Представители Польской туристической организации, а также аэропорта им. Шопена утверждают, что с высокой степенью вероятности аэропорт Модлин будет построен к Евро.
В аэропорту им. Шопена действует 2 ВПП: историческая №1 длиной 2700 м, которая сейчас ремонтируется и используется для посадки в основном небольших самолетов, и №3 длиной 3600 м. Интересно, что в планах реконструкции Варшавского аэропорта (тогда еще «Окенче») значилась реконструкция полосы №3 в 2011-2012 годах. Однако после того, как Польша и Украина выиграли право на проведение Евро-2012, реконструкцию решили перенести на 2013 г.
Тем не менее, аэропорт время от времени приходится закрывать: ВПП №1 и №3 пересекаются под прямым углом, поэтому при проведении текущего ремонта полос, особенно в месте их пересечения, а также в непосредственной близости к нему, аэропорт приходится закрывать. Такое за последние годы случалось 4 раза — как правило, когда трафик минимален.
Учитывая густую жилую застройку региона — некоторые участки земли, на которых находятся жилые дома, непосредственно прилегают к внешнему периметру ограды — Варшавский аэропорт не является круглосуточным: полеты не осуществляются с 22.00 до 6.00.
 
Увеличение пропускной способности: новые терминалы и коммуникации
Аэропорт им. Фредерика Шопена находится в государственной собственности, и все работы по реконструкции терминалов и аэродромной инфраструктуры финансируются за счет собственных средств аэропорта. Что же касается планов реконструкции, то они
весьма масштабные: к Евро-2012 обеспечить работу 27 рукавов для непосредственной посадки пассажиров в самолеты (сейчас в Варшаве действует 15 рукавов). Для этого к существующему новому терминал (старый, 50-х годов постройки, по-прежнему действует) пристраивается часть длиной 800 метров. После запуска обновленного терминала необходимость в автобусной подвозке пассажиров к самолетам отпадет — все будут направляться на борта через стыковочные рукава.
 
«Шопеновский экспресс»: как в лучших аэропортах Европы
Одной из важнейших составляющих процедуры обновления инфраструктуры Варшавского авиаузла станет запуск пассажирской железнодорожной ветки, по которой будет курсировать поезд с вокзала Варшава-Центральная (тоже, кстати, закрытый сегодня на реконструкцию). Сегодня подвоз пассажиров в аэропорт им. Шопена осуществляется лишь автомобильным транспортом. Учитывая постоянно возрастающее количество автомобилей в польской столице, а значит, и все более учащающиеся пробки на дорогах, железнодорожный путь существенно разгрузит и ускорит доставку пассажиров в терминал, разгрузив одновременно автодороги, ведущие в аэропорт. Запуск железнодорожной линии планируется в декабре 2011 г., суммарные инвестиции в ее строительство составят 400 млн. злотых (т.е. около 100 млн. евро). Часть инвестиций осуществляет аэропорт, часть — РКР, т.е. Польские железные дороги. Для того, чтобы не вступать в конфликты и затяжные судебные процессы с землевладельцами, для прокладки части ж/д линии прорыт подземный туннель. Железнодорожная схема доставки пассажиров в аэропорт действует в Кракове, и пользуется довольно большой популярностью среди пассажиров: время проезда от вокзала Краков-Главный до аэропорта «Балице» составляет 17 минут, поезда курсируют раз в полчаса, стоимость проезда — 10 злотых, т.е. около 30 грн. Предполагается, что ориентировочное время проезда с вокзала Варшава-Центральная будет таким же, что же касается стоимости, то, по утверждению представителей аэропорта, говорить об этом еще рано.
Интересно, что в аэропорту уже действует грузовая ж/д линия, которую исполь-зуют для подвоза топлива, однако обе стороны — и аэропорт, и РКР — сочли ее непригодной для пассажирских перевозок.
Кроме запуска железнодорожной линии, к Евро-2012 планируется полностью перестроить инфраструктуру подъездных дорог к аэропорту им. Шопена. Все эти меры (расширение терминала, запуск ж/д ветки, перепланировка подъездных путей и т.д.) приведут к тому, что пропускная способность столичного аэропорта увеличится до 20 млн. пассажиров в год. Разумеется, такая пропускная способность пригодится Польше и после Евро: эта страна активно позиционирует себя во всем мире как привлекательное и разноплановое туристическое направление.
 
Киевский авиаузел: и снова отстаем…
Так сегодня готовится к Евро-2012 Варшавский авиаузел. К большому сожалению, Украина в этом отношении сильно отстает от наших западных соседей: в «Борисполе» даже если успеют запустить к Евро терминал D, то суммарная пропускная способность всего комплекса не превысит 10 млн. пассажиров. Какую-то часть пассажиропотока на себя могут, конечно, «оттянуть» «Жуляны», однако лишь в том случае, если там до Евро появится более-менее современный терминал. В ином случае то, что действует в якобы международном аэропорту сегодня, лучше запрятать подальше и ни в коем случае не показывать иностранным гостям...
Но даже в самом идеальном случае, если и «Борисполь», и «Жуляны» приведут в более-менее «человеческий» вид, по-прежнему актуальными будут вопросы доставки пассажиров в терминалы аэропортов украинской столицы. От проекта железнодорожной ветки в «Борисполь», похоже, отказались окончательно — не так давно в этом вынужден был признаться вице-премьер-министр Борис Колесников. В его устах, впрочем, это звучало так: «Железнодорожное сообщение с «Бори-сполем» обязательно будет, однако к Евро мы не успеваем». Учитывая озвученные ранее слова о необходимости привлечения миллиарда долларов на строительство 2-километровой ж/д ветки до «Бори-споля», большая часть из которых должна была пойти на выкуп земли у ее собственников, те, кто умеют вникать в суть речей наших «високопосадовцiв», сделали именно такой вывод: если денег на «железку» не хватило к Евро, то уж после чемпионата их не будет и подавно. А если вдруг каким-то чудом и появятся, правительство всегда найдет, куда их направить... Заметим, что миллиарда долларов с головой хватило бы на протягивание к аэропорту ветки метрополитена от ст. «Бориспольская»...
Таким образом,доставку пассажиров в аэропорты Киевского авиаузла по-прежнему придется осуавтобусным, методом. И пусть не тешат слух ни болельщиков, ни туроператоров, сладкие заверения бывшего Минтранса, а теперь Мининфраструктуры, по поводу автобусов, которые во время проведения игр чемпионата будут курсировать из «Борисполя» к ближайшей станции метро раз в 2 минуты: пробки на дорогах еще никто не отменял...

назад >>>