Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Одесский джазовый пианист Юрий Кузнецов известен далеко за пределами родного города. Талантливый музыкант и гениальный импровизатор не раз прославлял нашу страну на зарубежных конкурсах и фестивалях. Юрий популяризирует любимую музыку и у себя на родине. По его приглашению в Одессе выступали многие известные в мире джазовые музыканты. Также маэстро является наставником для многих талантливых музыкантов, которые сейчас задают моду на самых престижных сценах планеты

 
- Юрий, Вы известны как виртуозный импровизатор, не боящийся экспериментировать. Расскажите, пожалуйста, какие самые оригинальные звуки вплетались в Вашу музыку?
- В своих импровизациях я использую не только рояль. Мне нравится создавать в своей музыке звучание целого оркестра. А для этого я использую различные флейты, детские игрушки, погремушки, ударные, колокольчики, перкуссионные инструменты. Иногда в моих программах звучали баян, тромбон, труба - инструменты, на которых играть я не умел, но, несмотря на это, создавать эмоциональное состояние мне удавалось. Работая в студии, я пишу импровизационные партии методом наложения. Получается некий многослойный пирог из 5, 8, 12 или 24 импровизаций.
Ту музыку, которой я занимаюсь, по большому счету, уже трудно назвать джазом. В ней импровизация, как элемент джаза, сочетается со всеми направлениями, появившимися за последние несколько сотен лет. То есть, это, скорее, сжатая история музыкального искусства. Классика здесь переплетается с фольклором: индийским, арабским, славянским, африканским. Поэтому играть современный джаз - означает говорить с людьми языком различных культур, которые музыкант собирал в школе, в консерватории, либо искал самостоятельно.
 
- Какие страны Вы посетили в поисках интересных звучаний?
- Я выступал во многих странах мира. Но невозможно побывать всюду, где бы ты хотел. Да и не обязательно творческому человеку отправляться,^ например, в Антарктиду, чтобы постичь могучую силу природы и разглядеть красоту ледяных пейзажей. Для этого существует воображение, благодаря которому мы можем путешествовать в любую точку мироздания.
 
- И все же, Вы были в Сибири…
- Действительно, по Сибири много поездил. Был и в Новосибирске, Абакане, Новокузнецке, Томске, Красноярске. И там также черпал новые ощущения. Самые фантастические впечатления я получил от дикой сибирской тайги. Вот ее представить человеку, живущему в Одессе, где степной климат и два-три оттенка зеленого, желтого, красного, невозможно. Когда я оказался в тех местах впервые, то подумал, что раньше был дальтоником. Оттенков одного только зеленого цвета там около сотни! И столько же у желтого, красного, бежевого, оранжевого. Наша осень - большая печаль по сравнению c буйством красок в тайге. Благодаря моей работе я много где побывал и считаю себя счастливым путешественником.
 
- В советское время в Одессу редко приезжали известные джазмены. Были ли поклонники у этой музыки и насколько она популярна сейчас?
- К сожалению, и концерты происходили редко, и поклонников было немного. В то время к джазу относились как к враждебному виду искусства, запрещали или просто старались умалчивать о нем. Приходя на эти концерты, некоторые слушатели предполагали, что джаз - это очень легкий жанр, а убеждаясь в том, что это не так, потом с разочарованием уходили. Ведь джаз требует размышлений и сопереживания, каких-то реакций: ритмических, гармонических, слуховых, эмоциональных. А если это людям не было привито, они чувствовали себя неловко.
Сейчас, не без моего участия, джаз в Одессе и в Украине стал полноправным действующим концертным героем. В 1997 году я организовал «Клуб Высокой музыки», в рамках которого каждый год проходило 5 больших концертов звезд из России, Европы, Америки, Африки, Азии. В начале третьего тысячелетия мы организовали в Одессе джазовый фестиваль «Международный джаз-карнавал». В этом году мы очень хотели провести 11-й фестиваль в сентябре. «Джаз-карнавал» является пропагандистом нашего города во всем мире.
 
- Юрий, Вы мечтали открыть школу джаза в Одессе…
- Она всегда была у меня дома. Там я учил сотни музыкантов. Учиться приходили не только пианисты, но трубачи, барабанщики, контрабасисты, саксофонисты, скрипачи. Многие из них стали законодателями мод в Америке, Австралии, Германии, Франции, а некоторые и профессорами музыки. Они играют с мировыми звездами, с которыми даже их учитель еще не играл. Конечно же, хотелось бы открыть некое заведение, такое, как музыкальная школа-интернат им.профессора Столярского, но для этого нет никаких возможностей.
 
- Однажды одесситы спасли Вам жизнь…
- Действительно, в 1993 году я был на краю Большого Путешествия в Мир Теней. Спасли меня одесситы: музыканты, инженеры, ученые, банкиры, которые так или иначе были поклонниками моей музыки. Средства на операцию присылали из разных уголков советской страны. Помогала и Всесоюзная джазовая федерация и музыканты - звезды советского джаза. Я по сей день благодарен судьбе за то, что у меня такая профессия. Если бы не она, мне некому было бы помочь в лихие 90-е.
 
- Вы отблагодарили своих спасителей?
- Я благодарю их каждый прожитый день своим трудом и верностью профессии и родному горо-
ду. Работал я не только музыкантом. Одно время я занимал даже пост начальника Областного управления культуры и туризма. Там боролся с бюрократией в этой области, насколько мне хватало сил. Потому подорвал здоровье прилично. И вскоре ушел, потому что долго выполнять эту работу честно означает подписать себе смертный приговор.
 
- Насколько успешно боролись с бюрократией?
- Успехи были. Если мне не помогал опыт руководства, на помощь приходили мое имя и репутация. Я к любому человеку мог подойти и поговорить не только как начальник Управления культуры. Ведь начальников много, а уважаемых по делам - значительно меньше. Многое удалось именно благодаря моей настойчивости и принципиальности.
 
- Юрий, можете ли рассказать об интересных, забавных случаях, происходивших с Вами на выступлениях?
- Самое забавное - это ездить на гастроли советскому пианисту. Скрипач или саксофонист не расстается со своим инструментом и знает, что его ждет. А пианист зависит от того, куда его занесет судьба и какие чудеса готовят инструменты в виде фортепиано или рояля. Можно долго рассказывать, на каких инструментах мне приходилось играть. Об одном из них мой покойный друг - басист моего трио Александр Кучеровский - пошутил: «Это пианино больно цингой».
Однажды мы приехали выступать в Закарпатскую область. Один из концертов происходил в горном селе Иршава. Представьте - ноябрь месяц, и в горах минусовая температура. Нас завезли в огромный холодный коровник. Инструмента не было вообще. Кстати, свою аппаратуру и барабаны мы возили, но рояль возить - это уж слишком!
Селяне нас заверили, что можно взять инструмент у председателя колхоза. И действительно, привезли его на телеге, запряженной лошадьми. Подняв крышку фортепьяно, мы обнаружили: там, где были клавиши и молотки, отсутствовали струны, а если были струна и молоток, зияли дыры вместо клавиш. Поэтому, некоторые клавиши практически не звучали и издавали стук и лязг, который имел мало отношения к музыкальным звукам. И, представьте, этот «инструмент» еще и не был настроен.
Но выступили мы все равно качественно. Собрался весь колхоз. Я играл в дубленке, в шапке, и в перчатках, ведь мороз был страшный. И мы играли произведения современных джазовых композиторов и сложную авторскую музыку. Правда, узнать ее было невозможно, но нам аплодировали. Публика получила огромное наслаждение от нашей игры.
Вообще, жизнь джазменов в советской стране -это сплошные анекдоты. Нас заставляли включать в свои программы «бессмертные творения» членов
Союза композиторов, не имеющих никакого отношения к джазу. Мы смеялись над ними, писали в рапорте: «Раймонд Паулс. Мелодия». А на самом деле играли блюзы прославленных американских музыкантов.
Джазмен - это позитивный человек. И какие бы подножки не ставила нам судьба, мы всегда умели посмеяться и достойно выйти из положения. Смеясь мы жили, смеясь ездили на гастроли, смеясь получали зарплату…К сожалению, из моего трио остался в живых только я один. Два моих друга -барабанщик Семен Зак и басист Александр Кучеровский не дожили до времени, когда наша музыка начала обретать истинную популярность.
Наша история похожа на фильм «Мы из джаза». Эта кинолента - краткое содержание мытарств джазовых музыкантов в нашей стране. Победа к ним приходит по прошествии многих лет. Вот и сейчас, проводя джазовые фестивали, видя растущую популярность любимого искусства, я праздную, но мне не хватает моих старых друзей. Хотелось бы им низко поклониться и сказать огромное спасибо, что они были рядом в самые трудные времена. И, конечно же, спасибо людям, которые во все времена поднимали джаз. Это и есть то, о чем играют джазовые музыканты - наша судьба. Радостная, грустная, смешная.

назад >>>