Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Полвека назад одесский журналист Феликс Кохрихт увлекся совсем не поощряемой властями джазовой музыкой, а вслед за этим и собиранием пластинок. Восприняв как аксиому утверждение Леонида Утесова, что джаз родился в Одессе, он начал собирать все, что связано было с понятиями «джаз» и «в Одессе». Сегодня в доме коллекционера стоят на полках сотни пластинок, компакт-диски, магнитофонные записи.

 
 
ЧтО побудило молодого человека в конце 50-х годов начать собирать джазовую музыку, несмотря на негативное к ней отношение – «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»? Встреча с собирателем, известным на всю музыкальную Одессу, – Александром Пикерс-гилем. В его квартире Феликс впервые увидел пластинки, записи, книги. Здесь всегда звучал джаз. К тому же, в 1954 году в Одессу приехал известный оркестр Эдди Рознера. Коллекция Феликса Кохрихта интересна тем, что многие музыканты, приезжавшие в Одессу, дарили ему свои пластинки с автографами. Среди них - диски ставших легендарными Алексея Козлова, Николая Левиновского, Леонида Чижика. Они приезжали в Одессу по приглашению джаз-клуба и, естественно, бывали в доме Феликса Кохрихта и его супруги Татьяны Вербицкой.
Но не только гастролями приезжих джазистов жила Одесса. Во Дворце студентов работал оркестр Евгения Болотинского. В коллекции Феликса есть плакат 1963 года - выступление оркестра в Ленинграде, в программе «Как пройти на Дерибасов-скую?».
Во времена, когда джаз был почти под запретом, лучшие пластинки из этой коллекции звучали у Феликса Кохрихта дома на импровизированных «музыкальных собраниях», которые он с лекциями проводил для молодых энтузиастов. Феликс Давидович и знаменитые музыканты обменивались музыкальными новинками - своего рода взаимопомощь и взаимовыручка людей, любящих джаз.
Одну группу пластинок невозможно не упомянуть. Мать Татьяны Вербицкой - Наталья Сергеевна Зава-лишина - в одесской юности дружила, играла в четыре руки со Святославом Рихтером. Уже став всемирно известным пианистом, С. Рихтер не забывал о днях молодости и присылал ей с трогательными надписями свои пластинки. Сейчас они бережно хранятся в доме Феликса и Татьяны…
Сегодня пластинки ни в России, ни в Украине не выпускаются. Несмотря на то, что пластинки капризны в хранении, не любят попадания прямых солнечных лучей, дыма, пыли, влаги, им необходимо регулярное проветривание и хранение в специальном конверте, - они были и остаются реликвиями у ценителей музыкального искусства.
Материалы предоставлены Всемирным клубом одесситов.
 
Евгений ГОЛУБОВСКИЙ
 
Эволюция граммофонной пластинки
Американский изобретатель Эмиль Берлинер в 1888 году запатентовал новое устройство - граммофон и основал первую в мире компанию по продаже граммофонных пластинок. И старая пластинка, и современный диск – это скрученная в спираль звуковая дорожка - «канавка»
с неровными краями, размер которой определяет время и качество звучания. Первые пластинки изготавливали из натуральной смолы - шеллака, выделяемой насекомыми. Для изготовления одной граммофонной пластинки собиралась смола 10 тысяч этих крошечных червячков. Отсюда и дороговизна первых пластинок, которая увеличивалась необходимостью менять иглу после каждого прослушивания. Были попытки делать пластинки из железа, стекла, даже фантастические «одноразовые»
- из шоколада. В двадцатые годы прошлого века появились первые виниловые общедоступные пластинки, а в пятидесятые
- первые долгоиграющие, и это был настоящий прорыв!

назад >>>