Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

РАЙМОНД ПАУЛС – латвийский композитор и пианист, а также самый известный латыш в мире. Поклонники его таланта, а также просто бывшие советские граждане, давно уже знают, что «Маэстро» – это именно о нем, Раймонде Паулсе.

 
А то, что полвека его жизни связано с Одессой – знают далеко не все. Но это действительно так: ведь Маэстро женат на одесситке… Когда Маэстро, отметившего 75-летний юбилей, спрашивают о секретах его творческого долголетия и фантастической трудоспособности, он говорит, что просто... разводился не очень часто. Летом у них с женой Ланой юбилей – золотая свадьба. Паулс шутит, что Светлане с ним очень повезло, ведь скучать не приходится, каждый год в браке с Маэстро ей можно смело засчитывать за два...
«Не очень-то я и большой путешественник...», – говорит мне Маэстро, когда в первый раз пытаюсь договориться с ним об интервью. «Не сейчас, очень много работы», – отговаривается он в другой раз, накануне юбилея. А в третий раз, наконец, соглашается – и только в ответ на упрек в том, что Украина (и Одесса, в частности) подарила ему лучшее, что вообще может быть в жизни успешного мужчины – жену. А ему для нас какого-то часа времени жалко...
Интервью – специально для «Большой прогулки» – состоялось в латвийском городе Елгава, перед началом концертного шоу «Путешествие с Елгав-ским биг-бендом». Лучшие джазовые музыканты Латвии играли мелодии разных времен и народов, приглашая зрителя за тридевять земель – в Венецию, Мексику, Лондон, Нью-Йорк, Аргентину... Последним вышел на сцену Паулс, сел к роялю, коснулся тех же самых клавиш... И мелодия совершенно простая... Но озерный закат на заднике сцены под нее ожил, зазвучал и шором камыша, и капельками воды зазвенел, стекающей с весел. Кажется, даже чистой озерной водой в перполненном елгавском зале запахло...
 
Одесса, город колдовской
– Маэстро, в Украине Вас хорошо знают и любят. В том числе в Одессе, родном городе Вашей жены Ланы. Вы мюзикл «Одесса, город колдовской» из Риги сюда привозили... Наверное, Вы очень смелый человек, раз решились одесситам рассказывать про Одессу... Что для Вас – Одесса?
– Одесса – есть Одесса! Это город настолько известный, родивший большое количество великолепных музыкантов и великих юмористов, так далее и так далее... И моя жизнь тоже с Одессой переплелась и запуталась. Что сегодня в Одессе от ее легендарных традиций осталось – это другой вопрос. Но город может развиваться, ведь он в очень выгодной географической ситуации находится. Я всегда в Одессе с удовольствием бывал... Недавно вот купил – специально для жены – два фильма про «Бандитскую Одессу», это немножко с иронией, конечно. Но ведь там такие жулики жили! Мне вообще нравится юмор одесский – вот, Жванецкий, например, он великий философ и интересный человек.
 
– Со специфическим одесским чувством юмора в жизни тоже случалось Вам сталкиваться?
– Слушал Карцева, других юмористов, выходцев из Одессы – их шутки имеют свой привкус, совершенно особенный. Вот мы были в Одессе с Рижским русским театром на гастролях. Ехали рижане на трамвае, надо было всего несколько остановок проехать. А доехали – до самого депо, потому что слушали, как кондуктор объявлял остановки – и после каждой остановки дружно ему аплодировали, ведь такого набора слов рижане даже представить не могли!.. Вот это и есть одесский юмор.
 
– Часто в Одессе бываете?
– Нет, там давно родных жены не осталось никого. В прошлом году, после большого перерыва,
были там с Ланой вместе с Рижским русским театром. Прогулялись по родным для жены местам, могилу родителей ее на кладбище уже с трудом нашли...
 
– А жена Ваша дома шутит по-одесски?..
 – Не знаю, по-моему я уже больше сам по-одесски шучу...
 
Маэстро – домосед
– Маэстро, вот Вы говорите, что путешествовать совершенно не любите. Но ведь ездите, и много, – только за последнее время выступали в Москве, Витебске, Киеве, Одессе, еще раз в Киеве.
– Это не путешествия – это работа.
 
– А Вы разделяете поездки по работе и путешествия?
– Конечно. Выступать на сцене – это труд, физическая работа, потом одну ночь переночевать в гостинице и ехать дальше. Мне все эти поездки уже не особо нравятся, все эти рестораны – банкеты – гостиницы... Хоть комфорт на гастролях сейчас иной, а я ведь пережил времена, когда мы вообще не знали, что такое туалет и душ в номере. Гастрольные туры советских времен – это же кошмар был! Но мы выступали, ездили. А путешествовать – да, это хорошо. Только не для меня. Этим западные пенсионеры увлекаются, у них есть деньги, они ездят, смотрят. Когда люди уже пожилые и не работают, им спешить некуда, время на путешествия есть. А у наших пенсионеров, увы, нет таких денег.
 
– Ваша нелюбовь к путешествиям – она от того, что Вам жаль на них и времени, и денег?..
– Нет. Понимаете, мне просто нечего там взять... Ну, да, вот какой-то новый город, и я его посмотрел – музеи, или концертные залы, или что-то еще знаменитое, с чем связан именно этот город. И все, мои интересы этим будут исчерпаны. Думаю, что и нам, в Латвии, да и Украине тоже, надо было бы лучше сначала навести порядок в своих странах – чтобы к нам приезжали туристы и было что им показать, чтобы было много туристических объектов у нас, хороший сервис. Вот этим надо заниматься.
 
– Многие люди, которые смотрят на Вашу страну издалека, сегодня путают Латвию и Литву. А вот те, кто знает музыку Паулса, любит ее, они Вас с Литвой уже не перепутают. Есть люди, которые даже специально приезжают в Латвию из-за Вашей музыки и Вы для них – символ страны.
– Ну, дай Бог, если это так. Это в свое время всесоюзное советское телевидение свое дело сделало. Иногда я иду по Домской площади и ко мне подбегают люди, приехавшие, например, из Казахстана или Узбекистана. Говорят: о, давайте, мы с вами сфотографируемся! Иногда это приятно, иногда – мешает. Не хочу никого обидеть, это хорошо, конечно, что такая слава есть. Но иногда от нее устаешь.
 
Юбилей по-киевски
– Маэстро, Вы и в Киеве, и в Украине бывали не раз. Ваши впечатления и пожелания нашей стране?
– Украина – очень богатая страна, надо ей побыстрее на ноги встать, чтобы экономика была эффективной. Ведь мы у себя и сотой части не имеем того, что имеет Украина. Нужны только умные люди, которые знают, как правильно дело поставить. Ведь там – черноземы, земля самая богатая. И великолепная народная музыка, и хорошие люди. Недавно – в феврале этого года – я с удовольствием выступал в Киеве на своих авторских вечерах. Это была идея Александра Фокина, и с его оркестром мы сыграли два концерта во дворце «Украина». Они сами сделали мою программу и пригласили меня участвовать в этих вечерах. Пригласили и западных исполнителей, в том числе американцев, джазовых музыкантов известных – на три часа была программа.
 
– Вам интересен выбор молодых, их прочтение Вашей музыки? Или на содержание украинских программ Вы не влияли?
– Только так – пусть они выбирают!.. Ведь в Латвии я вытащил на сцену почти всех, кто у нас знаменит. Мы все время меняли программы, что-то думали, придумывали. А если бы я все время только с кем-то одним работал, давно бы уже помер!.. Так что и в выбор киевлян я не вмешивался... Мы обсуждали кое-что по телефону, но выбирали они то, что кажется им интересным. Очень хотел бы теперь получить из Киева видеозапись этих концертов.
... Маэстро, посмотрев на часы, решительно хлопает ладонью по столу, ставя точку в разговоре: «Все, спасибо». Через несколько минут начинался концерт.

назад >>>