Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Wizz Air Ukraine: 3 года сомнительной репутации

Плюсы и минусы отечественного лоукостера
Первая (и пока единственная) украинская лоукост-авиакомпания 11 июля отметила третью годовщину с начала коммерческих полетов. Начиная с лета 2008 года, бюджетный перевозчик стал выполнять внутриукраинские рейсы из Киева и Львова в Симферополь и Одессу. Планировалось также расширение маршрутной сети компании в Харьков и Запорожье, а в перспективе и распространение маршрутной сети на всю страну.
Время, однако, показало, что открытие маршрутов по Украине стало для лоукостера лишь PR-ходом в преддверии выхода компании на европейский рынок. После ее выхода в Европу в начале 2009 года внутренние маршруты довольно быстро стали закрываться. Сегодня из 12 маршрутов (включая испанское направление в Валенсию и Жирону – оно открылось в начале сентября), которые авиакомпания совершает из Киева, лишь один – в Симферополь – является внутренним.
Компания сегодня владеет двумя новыми лайнерами AirbusA300, с помощью которых и осуществляются перевозки по маршрутной сети. Впрочем, некоторые из маршрутов (например, в Лондон) обслуживают другие «Виззы» – венгерские, т.е. Wizz Air Hungary.
 
Высоки ли стандарты отечественных «виззов»?
Авиакомпания сообщает, что с момента начала работы компания перевезла 1230 тыс. пассажиров, в нынешнем году планируется перевезти 600 тыс. Нынешнее руководство WAU в лице генерального директора «Визз Эйр Украина» Сергея Дементьева утверждает: «…мы пришли на украинский рынок с идеей предложить высококачественный сервис на интересных направлениях по ценам, которые являлись бы настолько низкими, что почти каждый мог позволить себе авиаперелет». Однако реальность выглядит несколько по-другому: частые задержки или отмены рейсов, отказы авиакомпании возвращать деньги за билеты, крайне усложненная система подачи рекламаций и реституционных требований, а также невыполнение части некоторых пунктов Правил перевозок пассажиров авиационным транспортом (например, об обязательном предоставлении пассажирам воды на борту самолета) вызывает многочисленные жалобы и рекламации со стороны пассажиров.
Из знаковых моментов в недолгой истории авиакомпании Wizz Air Ukraine можно отметить скандал, связанный с односторонним разрывом договоров о сотрудничестве с агентами весной 2010 года, и перевод перевозчиков своих рейсов в киевский аэропорт «Жуляны», где полностью отсутствует инфраструктура для обслуживания больших пассажиропотоков. Оба этих события никоим образом не повысили реноме украинских «Виззов» в глазах как туристических компаний, так и обычных пассажиров. Поэтому пресс-служба компании (а точнее, киевское представительство PR-агентства «The PeBeEn Campany», выполняющее функцию пресс-службы для украинских «Виззов») несколько лукавит, распространяя информацию о том, что «Визз Эйр Украина» придерживается высоких стандартов предоставления услуг (цитата из пресс-релиза за 12 июля 2011 г.). Объективно же качество предоставляемых услуг – одно из худших на украинском рынке.
 
Искусственная монополия Минтранса?
Впрочем, во многом такое положение дел зависит от конкуренции: пока ее нет, и Wizz Air Ukraine является монопольным перевозчиком в лоукост-сегменте (по крайней мере, на европейском направлении), ждать от перевозчика повышения качества сервиса нет оснований. Такое может произойти лишь тогда, когда наряду с Wizz Air в нашу страну придут easyJet, Ryan Air, Aer Lingus и другие европейские лоукостеры. Однако их приход может состояться лишь в том случае, если Украина таки подпишет с Евросоюзом соглашение Open Sky – лишь в этом случае европейские лоукостеры смогут выстраивать такую маршрутную сеть в нашу страну, которая позволила бы иметь стабильную прибыль от сети. Иное не окупается – об этом свидетельствует опыт германского лоукостера Germanwings, довольно быстро закрывшего украинское направление именно из-за его нерентабельности. Даже если некоторые маршруты в определенные временные рамки будут убыточными, бизнес-модель лоу-костера предполагает получение именно интегральной прибыли от всей маршрутной сети. Именно этим сегодня занимается Wizz Air Ukraine – очевидно, с прицелом на будущее, в котором ее положение на украинском рынке лоукостерных авиаперевозок вряд ли останется монопольным.
 
Лоукостеры как генератор люмпен-туризма
Предполагаемый приход в Украину европейских авиалоуко-стеров несет для отечественной туристической инфраструктуры не только положительные, но и отрицательные явления, которые уже почувствовали на себе их восточноевропейские коллеги. Так, безвизовый въезд в Украину, невысокая стоимость (по европейским меркам) некоторых услуг (например, продукции баров) являются привлекательным фактором для различного рода люмпен-туристов. Например, футбольных хулиганов (в основном английских) или участников разнообразных «мальчишников» (компаний молодых мужчин, отправляющихся попрощаться с холостяцкой жизнью в барах и пабах). Такие люмпен-туристы не приносят практически никакого дохода туристической инфраструктуре, скорее наоборот – распугивают благопристойных потребителей их услуг, что приводит к косвенным убыткам. Нередки также и прямые убытки инфраструктурных заведений – такие компании довольно часто ведут себя весьма буйно, ломая мебель, оборудование и совершая другие акты вандализма.
Довольно эффективный способ борьбы с люмпен-туристами придумали в Риге: руководство тамошней ассоциации рестораторов и барменов договорилось бойкотировать подобные компании. С начала прошлого года в качестве предупредительной меры на входах большинства баров, ресторанов и пабов появились объявления на нескольких языках, оповещающие о том, что «заведение имеет право отказать в обслуживании группам футбольных фанатов, мальчишникам и подобным посетителям». Договоренность выполнялась довольно четко: группам люмпен-туристов действительно отказывали в обслуживании в популярных барах, пабах и ресторанах. В случаях, если неудовольствие последних высказывалось неподобающим образом, вызывался наряд полиции, с которой Ассоциация также заключила соглашение о предупреждении такого рода правонарушений. Указанные меры привели к тому, что по состоянию на сентябрь 2011 года в Риге понятие люмпен-туризма исчезло практически полностью.

назад >>>