Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Адриатика: перспективы однозначного роста

 
Владимир ШВЕЦ, директор туроператора «Адрия Хит Групп»
 
Сегодня, когда сезон на Адриатике практически завершен, я хотел бы поделиться с читателями «Украинского туризма», т.е. своими коллегами, итогами и перспективами направления на следующий сезон.
 
Недорогое лучше продается
В этом году Адриатика продемонстрировала довольно большие показатели прироста турпотоков из Украины: больше 20% по чартерным авиаперевозкам. Это в среднем по всему региону, т.е. по Словении, Хорватии и Черногории. Если говорить о каждой из этих стран, то поток в Словению остался приблизительно на уровне прошлого года, в Хорватию – показал рост, а вот в Черногорию – вырос значительно. Объясняется это тем, что эта страна предлагает в основном размещение в апартаментах, т.е. недорогой продукт. Недорогое всегда продается хорошо, тем более, если оно еще и качественное.
Следует заметить, что Черногория поднялась в основном за счет увеличения объёма региональных программ: в этом году чартеры в Тиват стали летать не только из Киева, но и из областных центров Востока, Юга и Центра Украины. При сравнительно недорогом продукте многим туристам оказалось более выгодно вылетать из своего областного центра, а не тратиться на поездку в Киев.
Не в последнюю очередь такой рост произошел в том числе и из-за оттока клиентов с других массовых направлений, в основном с турецкого, где весьма ощутимо повысились цены на услуги инфраструктуры. Менее значительным фактором, который также нельзя сбрасывать со счетов, является своеобразная усталость туриста: людям хочется новых впечатлений от отдыха, чего Турция уже дать не может.
 
Цены останутся прежними
И туристов, и агентов интересует сегодня вопрос: подорожает ли в следующем сезоне отдых на Адриатике? Если да, то насколько? Что касается меня, а также многих моих коллег-туроператоров, то мы не видим предпосылок для сколько-нибудь значительного повышения цен. В самом деле, недвижимость сегодня не дорожает, а во многих случаях наоборот – дешевеет, хороший урожай по всей Европе дает возможность отельерам закупать продовольствие по обычным ценам, наконец, арендные ставки и налоги тоже не проявляют тенденции к повышению. Следовательно, предпосылки для заметного подорожания адриа-тического турпродукта в следующем сезоне отсутствуют.
Здесь, конечно, следует заметить, что никто не даст гарантию отсутствия локальных ценовых колебаний, но я уверен, что если таковые и будут происходить, то в пределах статистической погрешности (1-3%).
 
Потоки не насыщены
Время от времени я слышу высказывания, что турпоток в страны Адриатики из Украины насыщен, что регион просто не сможет «переварить» большое количество туристов из-за отсутствия достаточного количества объектов размещения. На самом деле это далеко не так: турпотоки из Украины в этот регион еще далеко не насыщены. И в Хорватии, и в Черногории (я уже не говорю про Албанию, которую наши турфирмы толком еще и не начинали осваивать) действует достаточно много курортов, на которых украинцы либо не отдыхают вообще, либо приезжают крайне редко. В Хорватии, к примеру, это регион Задара, а также район острова Крк. Туристы об этих регионах практически ничего не знают, поскольку нет массированной информационно-рекламной поддержки, операторы не охотно формируют туда туры из-за удаленности, а следовательно, дороговизны и неудобства доставки туристов (не многим захочется добираться до места отдыха около 3-х часов). В то же время в этих регионах есть аэропорты, куда пока еще не летают украинские чартеры. В этом году наша компания подняла среди коллег, работающих по Адриатике, вопрос о необходимости развивать эти направления и встретила понимание у многих из них. Конечно, от понимания до реализации идеи пролегает довольно долгий путь, но все же я надеюсь, что в ближайшем будущем чартеры из Украины полетят не только по традиционным маршрутам – в хорватские аэропорты Пула, Сплит и Дубровник – но и в Задар, о.КРК, или о.Брач. В последнем случае можно будет сформировать прекрасные предложения по центральной части Хорватского архипелага, условия на котором мало отличаются от греческих островов.
 
Авиарейсы становятся доступнее
Как ни парадоксально это звучит, однако при общем подорожании энергоносителей, в частности, авиационного топлива, авиационный путь доставки туристов к местам отдыха становится более популярным и доступным на рынке. В отличие от автобусного, который постепенно уходит с рынка в основном по причине длительности транспортировки и низкого комфорта для туристов.
В Украине есть несколько авиакомпаний, способных предоставлять свои борта для чартерных перевозок, в том числе и в Хорватию, Словению и Черногорию. Поэтому недостатка в креслах мы не наблюдаем. Наоборот, как и в прошлом году, наблюдалось преобладание
предложения над спросом. Если в Хорватию это превышение было более-менее терпимым, то в Черногорию избыток кресел привел к сокращению доходов туроператоров: на протяжении, практически, всего лета в эту страну можно было улететь по ценам начала сезона. Разница, разумеется, покрывалась за счет туроператорской прибыли.
Впрочем, в нынешнем сезоне наблюдались и положительные тенденции: цены у всех операторов были приблизительно одинаковы. Никто не пытался демпинговать. Провал наблюдался лишь в июле, когда спрос практически остановился. Поэтому я считаю, что операторам необходимо договариваться и более грамотно распределять объемы по сезону, т.е. консолидироваться. Часть рынка это уже поняла, однако заметного прогресса в этом направлении можно ожидать лишь тогда, когда необходимость консолидации осознают все участники, работающие по Адриатическому направлению. Тогда нам всем станет гораздо проще работать.
Время от времени появляются сообщения об установлении между Хорватией и Украиной или Черногорией и Украиной регулярного авиасообщения. Пока что дальше разговоров дело не идет, но если такое случится на самом деле, все будет зависеть от того, какие цены на кресла выставит назначенный перевозчик. Если эти цены будут высоки, наличие регулярных линий вряд ли как-то повлияет на турпоток. Если же цены будут сравнимы с чартерными, то тогда, разумеется, на последних полетят лишь те, кому не достанется кресла на регулярной
линии. Однако я пока что не вижу возможности установления «чартерных» цен на регулярных линиях в направлении Адриатики.
 
Перспективы на сезон… и не сезон
Если говорить о будущем сезоне, то, на мой взгляд, турпотоки в Адриатику однозначно вырастут. Насколько – судить не берусь: это зависит от огромного количества факторов. Главное, чтобы не было чересчур резких всплесков по предложению – такие явления всегда чреваты серьезными проблемами для туроператоров.
Однако я хотел бы обратить внимание вот на что: утверждение о том, что с окончанием сезона Адриатика закрывается – это миф. Ведь и Словения, и Хорватия, и Черногория – это страны с преимущественно горным рельефом, а значит, туда вполне возможно формировать потоки горнолыжных туристов. Что, собственно, мы и делаем – на Рождественские праздники организовываем чартер в Словению, где хорошо развита инфраструктура зимнего отдыха. Перевочиком будет выступать авиакомпания МАУ. Кроме того, мы участвуем и в австрийских чартерных программах в Зальцбург, Инсбрук и Фридрихсхафен.
Что же касается Хорватии и Черногории, то туристов на зимний отдых мы пока туда не возим. Главным образом, из-за отсутствия сформированного спроса по тем направлениям. Там не так много лыжных курортов, да и услуги на них совсем недешевы. Но в туризме ситуация изменяется чрезвычайно быстро, и я не исключаю, что в средней перспективе украинские чартеры полетят в Хорватию или Черногорию в совсем нетрадиционное для них время, т.е. зимой.

назад >>>