Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Реален ли круизный бум в Украине?

 
 
Состояние отечественной транспортной инфраструктуры сдерживает развитие круизного туризма в черноморском регионе
 
В последнее время количество украинских граждан, для которых стал доступным круизный туризм, заметно увеличилось. Тем не менее, этот вид туризма по-прежнему нельзя назвать массовым. Несмотря на то, что стоимость недельного бюджетного круиза по Средиземноморью в летний сезон обойдется в сумму от $400 на человека (в каюте без иллюминатора), к этой сумме необходимо прибавить стоимость трансфера до стартовой точки, плюс прочие накладные расходы, без которых не обходится ни один зарубежный отдых. В итоге самый недорогой романтический круиз на двоих обойдется не меньше чем в $2000.
 
Рейтинг предпочтений отечественных круизных туристов
Наиболее популярные круизные направления, которые предпочитают наши сограждане, выглядят так:
Номером первым в рейтинге предпочтений украинцев являются круизы по Средиземному морю. Причина их популярности проста: относительно небольшая стоимость непосредственно круизного тура, а также близкая расположенность портов, в которых можно совершить посадку на борт судна, что опять же таки позволяет не платить большие деньги за авиаперелет. К примеру, 8-дневный круиз по Средиземке от круизной компании MSC CRUISES на 5-звездочном судне «Splendida» обойдется в сумму от 285 евро с человека. За эти деньги турист побывает в Генуе, Неаполе (Италия), Тунисе (Тунис), Пальма-де-Майорке, Барселоне (Испания) и Марселе (Франция).
Есть и более серьезные круиз-ные предложения по Средиземноморью. Так, круизный оператор премиум-класса HOLLAND AMERICA LINE предлагает 15-дневное путешествие на 5-звездочном лайнере «Ryndam» за сумму от $1699 на человека. Лайнер зайдет в Барселону, Малагу, Кадис (Испания), Касабланку (Марокко), остров Ибица (Испания), Монте-Карло (Монако), Санта-Маргарита (Италия), Чивитавеккья, Рим , Трапани, Сицилия (Италия) и Ла-Гулетт (Тунис).
Вторым – в украинском рейтинге круизов являются путешествия по водам Карибского бассейна. Можно назвать несколько причин, по которым наши соотечественники выбирают эти далекие воды – это и романтика детства, когда многие из нас читали книги про лихих пиратов Карибского моря, это и визит на экзотические острова,
с которыми большинство из нас знакомы лишь заочно, да и многое другое. Да и сами круизы по Карибскому морю не такие уж дорогие, если не брать во внимание стоимость перелета.
Так, круизный оператор Norwegian Cruise Line предлагает 8-дневный круиз на 5-звез-дочном лайнере «Norwegian Gem», где цена тура начинается от 395 евро на человека. При этом маршрут судна предполагает пребывание в таких городах как Нью-Йорк, Порт Канаверал (США) остров Грейт Стирруп Ки, Нассау (Багамские острова).
Все рассмотренные выше туристические предложения касаются исключительно зарубежных стран, однако уже сегодня некоторые круизные компании включили украинское побережье в программу заходов своих судов, где на первый план выходят Одесса и Крым.
 
Украинские перспективы круизного туризма
Нынешний курортный сезон был благоприятным для Одессы. Так, по информации пресс-службы Одесского морвокзала, с начала навигации 2011 года по сентябрь круизные суда под иностранным флагом посетили Одесский порт около 50 раз, привезя в город у моря около 60 тыс. пассажиров. Отметим, что эти цифры уже превышают прошлогодний показатель, когда за весь 2010 год Одессу посетило 56 тыс. круизных туристов.
Самым напряженным днем для одесского порта стало 4 сентября, когда сразу 3 круизных судна – лайнер-яхта «Le Levant», лайнер «Nautica», и огромный суперлайнер «Queen Victoria» – пришвартовались у причалов Одесского морского вокзала, привезя на своих бортах около 3 тыс. пассажиров.
Также наблюдается рост заинтересованности черноморскими портами со стороны круизных операторов. Так, в конце августа на круизном судне AZAMARA QUEST, зашедшем в Одесский порт, находился представитель генерального офиса круизной корпорации ROYAL CARIBBEAN. Целью его поездки являлось изучение береговой инфраструктуры и достопримечательностей круизных портов Черного моря. Выводы специалиста будут использованы при разработке новых турпродуктов ROYAL CARIBBEAN, в число которых могут попасть и украинские курортные города.
Кстати говоря, у Одессы наметился серьезный прогресс в обслуживании круизных туристов. Так, круизный оператор MSC CRUISES уже включил южную Пальмиру в список городов, где можно взойти на борт круизного лайнера и отправиться в морское путешествие вдоль Средиземного моря, побывав в Неаполе и Венеции.
Иными словами, в круизном направлении у украинских портов перспективы есть. В конце концов, и Одесса, и Крым имеют что показать зарубежному туристу. Но при этом есть масса «тормозов», благодаря которым сегодня Украина и другие страны Черноморского бассейна теряют колоссальный поток зарубежных круизных туристов. 
 
Мимо моря Черного
На самом деле круизный потенциал Украины оценить довольно таки несложно. Приведем простые цифры: по плану в 2011 году турецкий порт Стамбул должны посетить около 400 круизных судов, совершающих рейсы вокруг Европы и на борту которых находится большое число пассажиров. Из этих 400 лайнеров только 80 пойдут в Черное море. Остальные 320 кораблей развернутся и направятся назад. То есть, от 100% доступной емкости рынка Украина и другие страны Черноморского бассейна получают только 20%. Возникает резонный вопрос: почему?
Некоторое количество круизных лайнеров физически не может зайти в Черное море из-за ограничений по высоте: европейскую и азиатскую части Стамбула соединяют 2 моста через Босфор. Таким образом, лайнеру, высота которого больше определенного предела (высота пролета минус определенный порог безопасности), вход в Черное море заказан. Однако супервысоких круизных лайнеров в мире не так уж и много. Первым и основным фактором, который сдерживает заходы таких судов, а следовательно, и приток круизных туристов, является инфраструктурная отсталость черноморских портов. При чем в данном случае Украина выглядит еще в лучшем свете, так как на Черном море только одесский порт способен принимать одновременно 3 круизных судна, длина которых составляет до 350 метров. Длина причалов в Ялте и Севастополе не превышает 200 метров, из-за чего причалить к ним могут только небольшие суда. Точно такая же ситуация в Болгарии,
Румынии и России. В тоже время, круизная индустрия взяла курс на увеличение габаритов судов, что только усугубляет положение Крымского побережья. В этой связи уместно будет в очередной раз вспомнить суперлайнер «Queen Victoria», длина которого 294 метра.
Второй «тормозящий» фактор – это состояние аэропортов. Сегодня 99,9% пассажиров, прибывающих на круизных судах – это транзитные пассажиры: они прибыли в порт, сошли с судна, побывали на экскурсии, вернулись на судно и ушли. В то время как круизные операторы давно уже ждут от Одессы, Ялты и Севастополя возможности смены пассажиров. Ведь данное условие является неотъемлемой составляющей круизного бизнеса.
«Если судно, на борту которого 2000 пассажиров, зашло в порт, некоторое число пассажиров должно иметь возможность как сойти с судна и отправиться домой, так и взойти на борт, прибыв из другой страны. Состоянием аэропорта интересуется каждый круизный оператор. И в данном случае наш аэропорт не отвечает требованиям, которые они выдвигают», – говорит Юрий Васьков, заместитель начальника государственного предприятия «Одесский морской торговый порт.
Можно перечислить еще много факторов: недостаточное количество автобусов, отсутствие нормальных парковок для этих автобусов, сложности для людей с ограниченными возможностями, а таких пассажиров много, так как преимущественно контингент туристов состоит из пенсионеров. Все эти факторы сводят на «нет» интерес гигантов мировой кру-изной индустрии к украинскому побережью Черного моря. Поэтому без решения всех этих проблем заявления властей о грядущем туристическом буме в Украине будут еще долго оставаться пустыми – по крайней мере, в отношении круизного туризма. 

назад >>>