Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

КМДА забирает «Політ»

 
Улучшит ли это автобусное сообщение с главной авиационной гаванью страны?
 
Прощай, «атасс!»
Кабинет Министров одобрил законопроект по внесению изменений в Закон Украины «Про автомобільний транспорт», в соответствии с которым организатором на маршруте Киев – а/п «Борисполь» будет выступать Киевская городская госадминистрация. В соответствии с действующим законодательством, организатором автобусных маршрутов, соединяющих столицу с населенными пунктами Киевской области, (в случае, если трасса этих маршрутов не выходит за пределы области), является сегодня Киевская областная госадминистрация.
По мнению руководства Министерства инфраструктуры, новый порядок организации (а значит, и проведения конкурса) на обслуживание маршрутов из столицы в главный аэропорт страны будет усовершенствовано, что позволит на соответствующем уровне провести обслуживание пассажиров, которые станут прибывать в Киев авиационным транспортом на игры Евро-2012.
На протяжении многих лет пригородный автобусный маршрут №322, который эксплуатируется под торговой маркой «Політ» (Южный терминал Киевского ж/д вокзала – а/п «Борисполь»), обслуживает автотранспортная компания «Атасс» – объединение авто-
парков Борисполя и Славутича. Стоимость проезда в аэропорт на маршруте №322 – 20 грн. от ст. м. «Харьковская» и 25грн. – из других точек города. Обслуживают маршрут автобусы разных марок – в основном переоборудованные из грузовых машины, а также автомобили китайского производства, большинство из которых не соответствует требованиям к комфортности перевозок пассажиров с большим количеством багажа. Хотя встречаются на этом маршруте и вполне современные, а значит, и комфортные, автобусы.
Несколько лет назад от ст. м. «Левобережная» в а/п «Борисполь» ходили автобусы другого пригородного маршрута – №316, однако по непонятным причинам трасса этого маршрута была изменена, и сегодня машины на нем курсируют в г. Борисполь без захода в аэропорт.
 
Уподобимся ли европе?
По мнению экспертов, при грамотном подходе к организации маршрутной сети между столицей и аэропортом «Борисполь» транспортное сообщение на этом стратегически важном направлении может существенно улучшиться и уподобиться европейским образцам. К примеру, из многих европейских столиц к пассажирским терминалам аэропортов, наряду со специальными автобусными экспрессами, можно добраться маршрутами обычных городских автобусов. Такие возможности присутствуют даже несмотря на то, что аэропорты многих столиц находятся за пределами городской черты. Например, расстояние от Праги до терминалов а/п «Рузине» приблизительно такое же, как и от Киева до а/п «Борисполь», тем не менее, от ст. метро «Дейвицка» в «Рузине» ходит обычный городской автобус №119, для проезда в котором действителен обычный пересадочный билет на городской транспорт стоимостью 26 крон. В то же время из разных точек чешской столицы в аэропорт курсируют и другие автобусы, работающие в режиме «экспресс». Стоимость проезда в них составляет, в зависимости от маршрута, 50, 60 и 75 крон. Кроме того, как и в Киеве, через «Рузине» проходят трассы некоторых междугородних автобусных маршрутов, например, Прага – Карловы Вары.
Подобная картина наблюдается и в других центральноевропейских столицах, например, в Будапеште, Варшаве и Риге (хотя в двух последних городах аэропорты формально находятся в пределах городской черты).
 
Как нам оптимизировать маршрут в «борисполь»
С нашей точки зрения, оптимизация маршрутного сообщения между Киевом и а/п «Борисполь» может осуществляться по центральноевропейскому образцу: к терминалам можно пустить один городской автобусный маршрут, который бы работал в общем режиме (например, от ст. метро «Харьковская» или «Бориспольская»), в котором бы проезд осуществлялся по билетам на городской транспорт, а также несколько маршрутов, работающих в режиме «экспресс», стоимость проезда на которых была бы существенно выше, на уровне нынешних 20-25 грн. Поскольку нынешний тариф на проезд в городском транспорте (1.5 грн) является глубоко убыточным, новому организатору (т.е. КМДА) стоило бы разработать, а значит и выставить на конкурс, пакет из как минимум одного городского, или «социального», маршрута, работающего в общем режиме, и нескольких маршрутов, которые бы работали в режиме «экспресс». По крайней мере, один из таких маршрутов должен соединять «Борисполь» с другим столичным аэропортом – «Жулянами».
За счет последних перевозчик будет не только получать прибыль, но и дотировать «социальный» маршрут в аэропорт.
При этом необходимо прописать в условиях конкурса четкие требования к комфортности подвижного состава: к примеру, маршруты, работающие в режиме «экспресс», должны обслуживать автобусы класса средне- или дальнемагистраль-ных лайнеров, с наличием достаточного количества мест для багажа. Следование таким требованиям позволит избежать нашествие на «бориспольский» маршрут т.наз. «маршруток», т.е. неприспособленного для подобных перевозок подвижного состава, большинство из которого, к тому же, находится в неподобающем техническом состоянии. Иными словами, чуть не разваливается на ходу.
 
Кому и как возить авиапассажиров
Кто может быть реальным претендентом на обслуживание таких маршрутов? Кроме очевидного ответа – коммунального предприятия «Киевпастранс», существуют и другие автобусные компании другой формы собственности, которым вполне под силу организовать качественное обслуживание пассажиров на стратегически важном «авиационном» маршруте. Это, прежде всего, компании, специализирующиеся на высококомфортных перевозках пассажиров на междугородних маршрутах. Например, «Гюнсел», «Автолюкс» или «Шериф» – трассы некоторых маршрутов этих перевозчиков и сегодня проходят через а/п «Борисполь», к тому же от Киевского автовокзала до аэропорта в кассах как автовокзала, так и представительствах этих компаний осуществляется продажа билетов. Следовательно, эти перевозчики имеют достаточный опыт для обслуживания пассажиров на маршрутах, считающихся «авиационными». Кроме того, претендентами на такие маршруты вполне могут являться и компании, осуществляющие чартерные или специальные перевозки пассажиров, например, компания «Транс-марин», специализирующаяся на доставке в а/п «Борисполь» специфической категории пассажиров – моряков дальнего плавания.
 
Вернется ли шаттл-бус в столицу?
Еще одним видом транспортного обслуживания киевлян и гостей столицы, пользующихся авиатранспортом, могли бы стать шаттл-бусы, широко распространенные в Европе, но почему-то отсутствующие в Украине. Впрочем, лет 15 назад уже упомянутое автопредприятие «Атасс» пыталось внедрить такую форму обслуживания авиапассажиров: проезд автобусом Iveco Turbo Daily по любому адресу в Киеве стоил тогда $10 или 50 грн (билет на «Політ» обходился тогда в 8 грн). Однако довольно быстро этот сервис прекратил свое существование. Впрочем, сегодня времена совсем другие, и не исключено, что при надлежащем бизнес-планировании такой вид услуг для перевозчиков окажется довольно выгодным, а пассажиры получат альтернативу традиционным автобусным маршрутам и такси.
Что ж, до Евро 2012 осталось совсем недолго, таким образом, довольно скоро мы узнаем, сможет ли орган столичной исполнительной власти достойным образом распорядиться новой для себя функцией – организатора столичного «авиационного» маршрута…

назад >>>