Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Национальный авиаперевозчик Армении собрался обанкротиться


19.03.12
Армянский авиационный монополист «Армавиа» заявил о готовности начать процедуру банкротства, если базовый аэропорт не предоставит ему скидки и льготы. Авиаперевозчик не может договориться с аргентинской компанией, управляющей аэропортом. Кроме того, «Армавиа» задолжала россиянам. Некоторые СМИ видят в действиях перевозчика шантаж, другие говорят о своеобразной предпродажной подготовке.
Наличие давно «зависших» долгов различным компаниям и структурам, похоже, является одной из особенностей работы «Армавиа». О первой серьезной задолженности авиакомпании, созданной бизнесменом Михаилом Багдасаровым и российским перевозчиком «Сибирь» в 2002 году, стало известно в 2005-м. Тогда возник конфликт с налоговыми органами. У «Армавиа» обнаружилась задолженность по налогам в $2 млн.
В 2011 году воздушный парк «Армавиа» состоял из трех самолетов А320, трех A319, трех Bombardier CRJ-200, одного Як-42 и нового российского авиалайнера Sukhoi Superjet 100. Также было запланировано приобретение самолетов Airbus A321 и Sukhoi Superjet 100.
6 марта 2012 года долги «Армавиа» стали причиной запрета полетов авиаперевозчика в Россию. Росавиация запретила полеты компании из-за задолженности перед ФГУП «Корпорация воздушного движения», которая организует аэронавигационное обслуживание. По данным СМИ, сумма долга составила $178 тыс. Но в тот же день Росавиация получила гарантии оплаты долга и разрешила полеты авиакомпании до 20 марта.
В 2001 году аэропорт Еревана, «Звартноц», был передан аргентинской компании «Аэропуэртос Архентина 2000» в управление на 30 лет. Аргентинцы обязались инвестировать в развитие инфраструктуры аэропорта. Они также получили право устанавливать тарифы на обслуживание самолетов на земле.
Борьба между управляющей компанией аэропорта «Звартноц» и «Армавиа» обострилась в 2011 году. Авиакомпания требовала снизить оплату услуг, аэропорт, в свою очередь, настаивал на выплате накопившейся задолженности. «Звартноц» является базовым аэропортом для авиаперевозчика – из него «Армавиа» совершает большинство рейсов на международных направлениях. В авиакомпании отмечали, что рассчитывают на дополнительные льготы, поскольку носят статус национального перевозчика.
Менеджмент «Армавиа» неоднократно заявлял, что управляющая компания требует непосильной платы от авиаторов - по многочисленным заявлениям пресс-службы компании, цена услуг «в три раза выше, чем в Москве». В «Армавиа» говорили, что снижение тарифов компании обещали после ввода в эксплуатацию нового терминала в четвертом квартале 2011 года, но когда это произошло, плата не была уменьшена.
В свою очередь, менеджмент аэропорта «Звартноц» утверждал, что «Армавиа» уже была предоставлена значительная скидка. В ноябре 2011 года стороны договорились, что до конца года авиаперевозчик погасит задолженность перед аэропортом Еревана. Сообщалось, что сумма долга составляет около €5 млн.
Но уже 6 марта 2012 года «Армавиа» объявила бессрочную забастовку до тех пор, пока тарифы на обслуживание самолетов не будут снижены. Несколько сотен пассажиров оказались брошены в аэропорту, многие из них были вынуждены сдать билеты. 9 марта руководство перевозчика заявило, что компания инициирует процедуру банкротства и прекратит полеты навсегда, если аэропорт не снизит цены на билеты на 25 %.
Не исключено, что причиной беспрецедентного ультиматума, выдвинутого «Армавиа» аэропорту, действительно стали финансовые трудности авиакомпании. По данным экспертов авиационной отрасли, финансовое положение перевозчика действительно «вызывает много вопросов», а свою отчетность «Армавиа» не раскрывает.
Через аэропорт Еревана «Звартноц» совершают полеты более 40 авиакомпаний, из которых около половины – из стран бывшего СССР. По собственным данным, «Аэропуэртос Архентина 2000» инвестировала в аэропорт около $180 млн. В 2007 году в эксплуатацию был сдан новый международный терминал, а в конце 2011 года – еще один. В настоящее время «Звартноц» может обслуживать около 3,5 миллиона пассажиров в год.
Местные СМИ имеют два основных предположения по поводу происходящего. Так, некоторые полагают, что конфликт достаточно серьезен и заключается в столкновении местных бизнесменов, привыкших опираться в своей деятельности в основном на связи и административный ресурс, и западного бизнеса, построенного на принципах эффективности.
Некоторые предполагают, что «Армавиа» занимается своего рода шантажом. В случае ее банкротства у Армении не останется крупного перевозчика на международных рейсах, а пассажиры окажутся брошены в аэропортах. Как следствие, против такого варианта развития событий могут выступить власти, давление которых вынудит «Звартноц» пойти на уступки.
Вторая распространенная версия - предпродажная подготовка. Руководство компании ранее косвенно подтверждало интерес крупного бизнеса к перевозчику. В таком случае своего рода давление было организовано уже на самих собственников национальной авиакомпании.
Стоит отметить, что подобные конфликты между аэропортами и авиаперевозчиками не являются редкими для стран бывшего СССР, но чаще всего они заканчиваются взаимными уступками. Кроме того, обычно в них участвуют авиакомпании, не имеющие статус национальных. В случае же с «Армавиа» речь идет не просто о крахе местной авиакомпании – фактически, Армения потеряет большую часть своего рынка международных авиаперевозок. И не исключено, что его могут занять иностранные авиакомпании, в том числе и российские. К слову сказать, их в «Звартноце» больше десяти, в том числе и «Аэрофлот».