Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Игорь КОРОЛЕНКО, директор туристической компании «Загорье»
 
В свете последних негативных событий на рынке путешествий и авиаперевозок, а именно: фактического банкротства киевского туроператора «Проланд» и московского «Ланта тур», прекращения полетов Венгерской авиакомпании MALEV и испанского перевозчика Spanair хотелось бы поделиться своими соображениями о защите пассажиров (туристов) и участников рынка от Влияния таких ситуаций.
 
Однобокая защита от ИАТА
Одним из необходимых условий аккредитации в ИАТА любой туристической фирмы является страховка или банковская гарантия на покрытие возможных финансовых рисков, возникающих в деятельности турфирмы как агента авиакомпании. Требование со стороны ИАТА весьма логичное и обоснованное. Необходимость предоставления таких гарантий, к сожалению, была неоднократно подкреплена на практике. Но обратной страховки от авиакомпаний (или ИАТА как представителя большинства авиаперевозчиков) перед пассажирами и агентами нет. Таким образом, получается, что все оплаты по аннулированным авиабилетам MALEV(по причине его банкротства ) никто гарантированно не вернет – ни ИАТА агентам, ни пассажирам, ни правительству Венгрии или ЕС. Офис MALEVв Украине только принимает заявки на компенсации, но при этом ничего не гарантирует, а ИАТА вообще отгородилась своими резолюциями и заняла выжидательную позицию.
Возможно, ИАТА и вернет часть денег в равных пропорциях всем клиентам через агентов, если у ИАТА будут на счету деньги от продажи билетов на рейсы MALEVза последние две недели января 2012 г. А если этих денег на всех не хватит? Или их вообще не будет? Отсюда следует весьма неприятный вывод: в таком случае за все заплатит не ИАТА, ни MALEV, ни правительство Венгрии (которое, кстати, обладает контрольным пакетом акций венгерского национального перевозчика), а граждане Украины и украинские ИАТА-агенты…
Но почему пассажиры и украинский бизнес должны платить за экономические ошибки украинских и иностранных авиакомпаний? Согласитесь, что в этом механизме что-то не так… С одной стороны, полная ответственность ИАТА-агентов перед авиакомпаниями и самой ИАТА, подкрепленная страховками и банковскими гарантиями. А с другой стороны, никакой гарантии и ответственности ни ИАТА, ни авиакомпании в такой, к сожалению, уже почти обыденной ситуации банкротства авиаперевозчиков.
Сегодня около 1000 пассажиров из Украины пострадали от банкротства венгерской авиакомпании. Они все еще надеются на возвраты от MALEV. Но суммарно это $400-500 тысяч, при этом, как я уже сказал, не существует какого-либо четкого механизма возмещения заплаченных за билеты денег. Так что напрашивается грустный вывод: тем, кто не сможет из Украины на борту самолета компании MALEVотправиться в полет, еще повезло по сравнению с теми, кто уже за пределами Украины и не может вернуться… Возможно, что спустя 2-3 месяца ИАТА или сам MALEVчто-то и вернет. Но рассчитывать на это не стоит…
Однако, кроме MALEV, в Украине работает еще более 50 национальных и иностранных перевозчиков. Многие из них также находятся в «прединфарктном» состоянии… Давайте вспомним о прошлых потерях агентов и пассажиров от банкротств КD-авиа, «Литовских авиалиний», Swissair
 
Как защитить пассажира и агента?
Я считаю, что с целью минимизации убытков агентов и пассажиров в случае банкротства авиакомпаний необходимо ввести страховку финансовой ответственности рисков ИАТА и авиакомпаний перед пассажирами и ИАТА-агентами. Технически это не сложно – есть уже и в Украине опытные и надежные международные страховые компании. Более того, авиакомпании могут эту страховку оформлять в обязательном порядке как очередную таксу при выписке билетов. Эта сумма явно будет незначительна на фоне общей стоимости билета, но избавит пассажиров и агентов от финансовых проблем в будущем.
Необходимо волевое государственное решение и готовность противостоять агрессивности и наглости некоторых иностранных перевозчиков, которые забыли, что они не у себя дома,
а в гостях. А все остальное – дело техники.
 
Финансовые риски по отношению к туроператорам
Впрочем, в выработке механизма защиты от банкротства нуждаются не только авиапассажиры и агенты авиаперевозчиков, но и агенты туроператоров вместе со своими клиентами, т.е. туристами. Ведь туроператоры точно так же подвержены этому, мягко говоря, весьма неприятному состоянию, именуемому «банкротство». Кто из профессионалов туристического рынка не помнит, что произошло с «Карьей» или «Зетой»? А теперь вот «Проланд»… А посему необходимо резко, в разы, увеличить страховую гарантию при получении туроператорской лицензии, сделать ее раскрытие на случай ЧП простым и понятным всем. Совершенно нелогичным, чрезмерно рискованным считаю то, что нынешние туроператоры с гарантией в $20000 организовывают разовые или регулярные программы стоимостью сотни тысяч, если не миллионы долларов. В этом случае риски и их покрытие совершенно неадекватные, в случае ЧП этой гарантии не хватает даже на 10% пострадавших клиентов. Практика подтверждает именно это: может ли кто-то из агентов похвастаться, что ему вернули средства, перечисленные той же «Карье»? Хотя бы даже в пропорциональном отношении?
Я не против конкуренции, и не призываю ее ограничивать путем финансового удушения небольших туроператоров. Но, согласитесь, это ненормально, когда в Украине туроператоров больше, чем в Германии. К тому же как в залоге, так и в обеспечении у наших туроператоров просто смешные суммы и активы, не высоколиквидные залоги на суммы, адекватные их реально действующим программам и рискам. А впереди большой весенне-летний сезон, и я не уверен, что у нас не будет больше неприятных сюрпризов…
На мой взгляд, необходимо сделать обязательной для туроператоров гарантию финответственности не только перед клиентами, но и партнерами, в первую очередь – туроператорами. Сумма этой гарантии не должна быть фиксированной, ее необходимо привязывать к фактическим показателям продаж за последний квартал или полугодие. В качестве примера можно взять ИАТА-га-рантии, которые регулируются ежеквартально по итогам продаж за последний квартал.
При подписании договора с иностранными партнерами туроператор обязан предоставлять копию такой гарантии.
Сегодня подобные схемы уже реализуются в Украине, но проблема в том, что лишь некоторые туроператоры, причем на добровольных началах, страхуют свою финотственность, да и то только перед клиентами. Но ведь есть еще и их партнеры – авиакомпании, принимающие отели и другие поставщики услуг для украинских операторов. И в нынешней ситуации с компанией «Проланд» отели в Шри Ланке и Дубае были вынуждены весьма недипломатичными мерами получать оплату с клиентов на месте, поскольку «Проланд» имел там давние долги. Но ведь клиенты в этом не виноваты – они свои услуги оплатили на 100%, но «Проланду»…
А если бы «Проланд» застраховал свою ответственность перед партнерами, то все было бы значительно проще – и для партнеров, и для клиентов.
 
Механизм есть. Требуется адаптация
Существует ли готовый механизм для минимализации последствий банкротства туроператоров? Разумеется, существует – об этом свидетельствует опыт как западных туроператоров, которые тоже время от времени обанкрочиваются (но при этом никого из отелей не выселяют), так и деятельности такой организации, как ИАТА. Другое дело, что у нас в стране эти механизмы не работают – пока еще. Увы, как показывает практика, сам по себе рынок, в том числе и туристических услуг, цивилизованным не
станет – для внедрения в практику туристических компаний системы предохранителей придется приложить определенные усилия. На мой взгляд, чтобы начать двигаться в необходимом направлении, нужно создать мониторинговый комитет при ГТА или какой-либо туристической Ассоциации для ежеквартального мониторинга рынка .и финансового состояния туроператров. О ситуации в «Проланде» знали все: еще в сентябре их исключили из ИАТА и АЛТУ (по состоянию на 6 февраля 2012 г. Ассоциация лидеров турбиз-неса не подтверждает исключение туроператора «Проланд» из числа своих членов – Ред.), но никто так и не удосужился проверить, что же на самом деле происходит в компании. И теперь все имеют результат. Особенно клиенты и небольшие агенты… Таким образом, все туроператоры обязаны в такой мониторинговый комитет ежеквартально сдавать свои отчеты и по необходимости (рост объема продаж) увеличивать свои гарантии.
Это технология отлично отработана в ИАТА, откуда ее можно позаимствовать – там этим занимается всего 2 человека на 340 ИАТА-аген-тов по Украине.
Кроме того, необходимо разрешить внешнеэкономическую деятельность (включая покупку валюты под туруслуги) только туроператорам с гарантией финансовой ответственности перед партнерами. А также разрешить агентам подписывать договора с клиентами от имени туроператоров. Именно тогда рынок туристических услуг в Украине начнет постепенное движение в сторону цивилизации, а покупка тура или авиабилета перестанет быть поступком, сродни игре в русскую рулетку…

назад >>>