Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Украинцы стали больше ездить за границу. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные управлением коммуникаций и доступа к публичной информации Госслужбы статистики (табл.1).
Такие данные свидетельствуют о том, что рынок туристических услуг Украины, а также стран-акцепторов потоков из Украины, активно развивается. Вместе с тем, совершенно очевидно, что приведенная Госста-том классификация не является оптимальной с точки зрения категоризации потоков, в том числе и туристических. Ведь, если рассматривать частные поездки, то ясно, что часть из них смело можно относить к индивидуальному туризму: в соответствии с классификацией WTO, каждый иностранец, который провел хотя бы одну ночь в отеле или другом средстве размещения, автоматически квалифицируется как турист. А в соответствии с классификацией Госслужбы статистики, граждане, которые отправляются в поездку за границу с целью посещения родственников или друзей и ночуют у них (следовательно, туристами не являются) и те украинцы, которые отправляются за границу индивидуально, но при этом пользуются услугами гостиничной инфраструктуры (к ним, следовательно, понятие «туристы» уже применимо), попадают в один класс – «частная поездка». Хотя на самом деле это 2 совершенно разных подвида тревеллинга. Такой подход можно объяснить довольно просто – данные Госслужбы статистики базируются на данных Госпогранслужбы, сотрудники которой, как правило, задают при выезде за границу вопрос о цели поездки, однако не имеют никакой возможности эту цель проверить.
Тем не менее, приведенные данные дают определенное представление о динамике выездных турпотоков из Украины. Конечно, в контексте приведенных цифр невозможно проследить динамику индивидуальных турпотоков. Предположим, однако, что она довольно значительна – ведь самостоятельное, в том числе онлайн, бронирование тревел-услуг, приобретает в нашей стране все большую популярность.
Не может не радовать большой прирост в категории, которую Госстат называет «организованный туризм», поскольку подавляющее большинство наших соотечественников, попавших в эту категорию, воспользовалось услугами туристических компаний. Конечно, можно предположить, что где-нибудь на предприятии группа сотрудников самостоятельно арендовала автобус и выехала в сопредельную страну – такие путешественники тоже попадут в категорию «организованный туризм». Однако вряд ли мы отклонимся от истины, если предположим, что количество таких туристов пренебрежимо мало по сравнению с числом клиентов туристических компаний, а на визовых направлениях и вообще стремится к нулю.
Таким образом, несмотря на то, что абсолютные цифры прироста потоков в классе «организованного туризма» (а значит, и клиентов туристических компаний) сравнительно невелики, в процентном отношении организованные турпотоки демонстрируют рекордные темпы роста.
Наконец, если говорить о служебных поездках, подавляющее большинство которых (кроме разве что однодневных) можно квалифицировать как бизнес-туризм, то они если и демонстрируют рост, то очень слабый, почти пологий. Ничего удивительного в этом нет, поскольку этот показатель является одним из самых надежных индикаторов темпов развития экономики в целом. А в национальной экономике, как всем известно, дела у нас не ахти... (табл.2)
Следующие данные демонстрируют разницу между общим количеством заграничных поездок и теми, которые Госстат квалифицирует как частные. Увы, что-либо извлечь из этих данных с точки зрения категоризации турпотоков весьма затруднительно, однако все же попробуем. Итак, в категорию «другие» (т.е. служебные, организованный туризм, бизнес, спортивные соревнования, делегации, культурно-просветительские акции и т.п.) в зависимости от страны отправляется разное количество украинцев. Совершенно очевидно, что доля потоков бизнес-туризма в Россию существенно больше, чем, скажем, в Молдову. С другой стороны, если говорить о той же самой Молдове, то всерьез говорить о каком-либо туризме в этом направлении не приходится. Очевидно также, что в общей структуре турпотока в Польшу и Венгрию организованный и бизнес-туризм занимает подавляющую долю – все-таки визовые направления (табл.3).
Интересно, что на второе место в рейтинге организованного туризма поднялась Россия (в прошлом году на втором месте был Египет). Доля организованного туризма в Россию невелика – очевидно, эту статистику в первую очередь формируют довольно популярные у украинцев туры в Санкт-Петербург. Возможно, ощутимый статистический вес имеют также туры в Москву и по Золотому Кольцу России, однако перспективы развития других направлений в Россию как-то не просматриваются.

назад >>>