Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

В марте, когда весенняя погода вступает в свои права, а ласковое солнышко беспощадно уничтожает остатки снега и льда, туристические компании в своем абсолютном большинстве начинают всерьез задумываться о том. Что приближается летний туристический сезон. Да и не только весеннее солнышко, но и неумолимо приближающиеся туристические выставки напоминают о непреложной истине: хочешь прибыль иметь – умей вертеться! А что больше всего пользуется спросом летом? Правильно, пляжный отдых! А где можно работать на пляжном отдыхе? Турция отпадает – ее плотно оккупировали те, кого называют Большими Турками, и украинскому туроператору средней руки там делать нечего. Есть еще Греция, Испания и Португалия, однако они являются не просто визовыми, а еще и шенгенскими направлениями, что далеко не каждому «по зубам». Тунис? Не самое плохое направление – многочисленные пляжи, хорошие многочисленные отели, большое количество памятников истории и культуры, наконец, безвизовая страна… Вот только новости из тех краев доносятся не очень обнадеживающие: например, что новые власти Туниса организовали религиозную полицию, в обязанностью которой является следить за тем,
чтобы туристы исполняли ни много ни мало как… нормы Шариата! Вряд ли ошибемся, если предположим, что после такого вряд ли стоит ожидать больших потоков в Тунис…
 
Адриатика: направление почти идеальное?
Поэтому неудивительно, что взоры многих туроператоров и агентов с наступлением весны вновь и вновь направляются в сторону стран Адриатики. А именно, Черногории, Хорватии и в меньшей мере Словении. Ведь почему нет: это Европа – лететь недалеко, кроме того, стабильный регион без всяких шариатов и религиозных полицейских служб, направление неплохо «накатано» и хорошо
известно туристам. К тому же Черногория является полностью безвизовой страной для граждан Украины. Что же касается Хорватии, то на протяжении последних лет она ежегодно отменяет для украинцев визы на протяжении сезона. Скорее всего, так будет и в 2012 году. Что же касается Словении, то эта страна входит в Шенгенское соглашение, однако пляжный отдых там особым спросом не пользуется в силу ограниченности побережья. Словения, однако, привлекает туристов много чем другим, а ее консульство является одним из самых либеральных в шенгенской зоне. Так почему бы не поработать в сезон на Адриатику?
 
Отели: цены повышаются
Увы, желающих как следует «оседлать» Адриатическое направление в этом году ожидают несколько неприятных сюрпризов. Первый из них – это удорожание гостиничных услуг. Какое оно будет – пока неизвестно, однако большинство экспертов рынка утверждают, что в среднем оно составит 7-10% по сравнению с прошлым годом. Почему хорватские и черногорские отели дорожают, в то время как испанские или португальские остаются на уровне прошлого года, а, скажем, греческие и вовсе дешевеют – сказать трудно. Возможно, потому, что местные отельеры, чувствуя стабильный спрос со стороны крупных европейских туроператоров на свои услуги, решили немного увеличить свою прибыль – в рамках того, что в Европе считается приличным. Ну а нашим просто некуда деваться – несмотря на из года в год растущие турпотоки из Украины, нашим операторам трудновато тягаться с германскими или скандинавскими… Так что придется работать в условиях. Которые складываются.
Другой аспект этой проблемы – из года в год возникающий дефицит «хороших» отелей, которые выкупают привычные к ранним схемам европейские туроператоры. Наши же, по привычке откладывающие процесс бронирования на последний момент, вынуждены удовольствоваться тем, что осталось… А это далеко не всегда самые удобные с той или иной точки зрения отели. И ситуация из года в год не улучшается: в той же Черногории если и появляются новые отели, то на удаленных от чартерных аэропортов и традиционных для украинцев курортах… Вывод ясен: господа, привыкайте к европейским схемам работы на направлении!
 
Чартеры: наступаем на те же грабли?
Как известно, прямого регулярного авиасообщения между Украиной и курортами Адриатики нет. Поэтому 100% турпотока перевозится в те края авиачартерами (автобусные туры в тот регион благополучно отмерли несколько лет назад). В этом году ничто не указывает на попытки консолидации рынка авиачартеров, а значит. Как и в прошлые годы, каждый туроператор, мнящий себя экспертом по Адриатике, будет заказывать собственный чартер, а в разгар сезона от него отказываться из-за недогруза. Или сбрасывать кресла в свободную продажу – хорошо еще, если по себестоимости… А ведь против этого синдрома существует хорошо известное и не менее эффективное лекарство, именуемое консолидацией усилий и адекватным распределением нагрузки – исходя не из желаний и радужных прогнозов, а реальных потоков на прошлый
сезон. Скажете, таким образом появляется риск овербукинга? Он есть всегда, но и эта проблема решается – в конце концов, практически всегда у перевозчика найдется борт большей пассажи-ровместимости, чем заказанный. Но и в худшем случае кресла для овербукинговых туристов можно перекупить у конкурента – это, конечно, прибыли не принесет, но позволит сохранить репутацию.
Консолидация чартеров решает и еще одну проблему – а именно, наличия удобных слотов в аэропортах Адриатического побережья. Тем, кто работает на этом направлении, эта проблема хорошо известна. А лекарство от нее лишь одно: ранний заказ чартеров с соответствующими запросами слотов. Что, опять-таки, невозможно без консолидации.
 
Авиакомпании инициируют новый продукт
Как правило, адриатический продукт формируется с перелетом: туроператор «подвязывает» размещении е в отелях, экскурсии и т.д. под чартерные рейсы авиаперевозчиков. Однако в этом сезоне по крайней мере один из перевозчиков (компания Windrose) объявила о свободной продаже кресел на чартерные рейсы в регион Адриатического моря. Подобная инициатива в туристической отрасли заразительна, и, скорее всего, в ближайшее время мы услышим то же самое и от других авиакомпаний, осуществляющих чартерные перевозки в регион.
По всей видимости, Windrose учла опыт предыдущих лет, когда туроператоры массово заказывали чартеры перед началом сезона и так же массово отказывались от них в разгар из-за недогруза. Разумеется, на бортах хватит места и для туроператорских блоков, однако такая инициатива показывает, что последние (т.е. блоки) будут формироваться по другому, а именно, остаточному, принципу. Т.е. туроператорам будет отдаваться то, что останется от прямых продаж.
Такие изменения, на первый взгляд, вызовут у туроператоров определенный дискомфорт. Но если посмотреть на ситуацию шире, то она приводит к большей свободе для туроператоров, которые теперь могут предлагать туры в Адриатику как с перелетом, так и без. Что, вне всякого сомнения, если и не изменит ситуацию на рынке кардинально (в конце концов, трудно ожидать, что туристы массово кинутся скупать кресла на чартерные рейсы), то ощутимо повысит привлекательность самого продукта в глазах потребителя – за счет повысившейся возможности выбора.

назад >>>