Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

В прошлом году в составе Министерства инфраструктуры Украины (бывший Минтранссвязи) было организовано Государственное агентство Украины по туризму и курортам (Гостуризмкурорт) – новый регуляторный орган в туристической отрасли. Разумеется, с момента появления нового Госагентства профессионалы, работающие в отрасли, ждали кардинально новых подходов в решении насущных проблем, которые присущи отечественному рынку туристических услуг. Тем более, что возглавила Агентство Елена Шаповалова – профессионал с многолетним опытом работы в туристической индустрии. Однако молчание руководства Гостуризмкурорта несколько затянулось, поэтому журнал «Украинский туризм» обратился к г-же Шаповаловой с просьбой разъяснить, что ждет профессионалов отрасли при новом госрегуляторе. Ответы председателя Гостуризмкурорта приводим с максимальным сохранением стиля и пунктуации оригинала, ограничившись лишь минимально необходимой литературной правкой.
 
– Елена Алексеевна, расскажите, пожалуйста, в чем основное отличие Госслужбы по туризму и курортам и Государственного агентства Украины по туризму и курортам?
– В отличие от Госслужбы при Министерстве культуры, Государственное агентство Украины по туризму и курортам (Гостуризмкурорт) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого
координирует вице-премьер-министр – министр инфраструктуры Украины Борис Викторович Колесников. Таким образом, статус Агентства выше, а с его положением можно ознакомиться как на сайте Верховного Совета (по следующей ссылке: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/444/2011), так и самого Агентства.
 
– Как бы Вы охарактеризовали бизнес-климат в туристическом бизнесе? Какие основные проблемы ему присущи? Изменилось ли что-то после Вашего вступления в должность?
– В туристическом бизнесе, как вы знаете, штиля не бывает. Тем не менее, количество туроператоров не уменьшается – лицензионный реестр содержит около 2500 субъектов туристической деятельности. Необходимо подчеркнуть, что здесь речь не идет о турагентах, количество которых, по экспертным оценкам, в 2,5 раза больше. Точными данными, после отмены лицензирования данного вида деятельности, Агентство, к сожалению, не располагает.
Основной вопрос – уровень защиты прав потребителей туристических услуг. Полтора года назад в рамках курса на дерегу-ляцию экономики, провозглашенного Президентом Украины, было отменено лицензирование в т.ч. и турагентской деятельности. В то же время на туристическом рынке не были внедрены соответствующие компенсационные механизмы, направленные на предотвращение снижения уровня защищенности прав потребителей туристических услуг. Решить этот вопрос сегодня нужно и можно совместно с общественными организациями
и профильными ассоциациями. Позитивный опыт, накопленный во многих странах мира в вопросах создания и функционирования, так называемых, саморегулируемых организаций может оказаться весьма полезным и для отечественного туристического рынка.
Проблем как у сферы туризма в целом, так и у субъектов туристической деятельности в частности, довольно много. Один из наиболее актуальных вопросов – Налоговый Кодекс Украины, в частности статья 207, положения которой неоднозначно трактуются и могут быть использованы для изменения налоговой нагрузки на субъектов туристической деятельности. Для решения указанной проблемы была инициирована встреча с Государственной налоговой службой, в ходе которой были обсуждены вопросы применения статьи 207 Налогового Кодекса, а также возможные пути его совершенствования.
 
– Какие законодательные инициативы были предприняты Государственным агентством по туризму и курортам? Пожалуйста, поясните коротко их суть.
– Государственным агентством Украины по туризму и курортам разработаны и вынесены на публичное общественное обсуждение проекты Законов Украины «О туристических ресурсах», «О единой государственной базе данных в сфере туризма», «Об ответственности субъектов хозяйствования за правонарушения в сфере туризма».
Например, законопроект «О единой государственной базе данных в сфере туризма» предусматривает создание специальной государственной информационной системы – единой базы данных в сфере туризма. Ее внедрение поможет определить место туризма среди других отраслей экономики: оценить вклад туризма в ВВП государства, объемы инвестиций в туристическую отрасль, влияние туризма на платежный баланс страны, а также поможет рассчитать количество рабочих мест в различных секторах экономики, связанных с развитием туризма.
Только вдумайтесь – по данным Всемирной туристической организации туризм влияет на функционирование 47 отраслей экономики, а мы сегодня доподлинно не знаем как.
Законопроект «Об ответственности субъектов хозяйствования за правонарушения в сфере туризма» предполагает введение новой системы оценки категоризации отелей. Также предлагается привлечение к ответственности за предоставление недостоверной информации о виде объекта туристической инфраструктуры и его категории.
Законопроект «О туристических ресурсах» вводит понятия национальных туристических ресурсов и туристического продукта, выстраивает механизм его продвижения на международном туристическом рынке и порядок осуществления мониторинга и контроля за использованием ресурсов страны в туристической деятельности. Кроме указанных законопроектов, введен новый порядок предоставления административных услуг по лицензированию туроператорской деятельности. Цель нововведения – сделать процедуру выдачи лицензий более прозрачной и понятной для субъектов туристической деятельности. Например, установлены единые требования к срокам выдачи лицензий – Госту-ризмкурорт принимает решение о выдаче лицензии (копии лицензии) или об отказе в ее выдаче на протяжении 10 дней с даты поступления заявления со всеми необходимыми документами.
 
– Планируется ли взаимодействие Гостуризмкурортов с другими Госагентствам и Госслужбами по горизонтали с целью решения проблем отрасли?
– Благодаря тому, что деятельность Гостуризмкурортов координируется через вице-премьер-министра Украины, министра инфраструктуры, при Министерстве инфраструктуры было создано ряд рабочих групп. Цель их создания – повышение уровня защищенности прав потребителей и улучшение качества предоставления туристических услуг. В частности, создана совместная рабочая группа с Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины и субъектами туристической деятельности с целью выработки мер, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма на основе имеющихся возможностей в организации перевозок туристов железнодорожным транспортом.
 
– Предполагается ли участие Госагентства в решении конкретных проблем, свойственных туристической отрасли Украины, и мешающих ей развиваться естественными темпами? Например: – Искусственное сдерживание конкуренции и монополизация рынка авиаперевозок – Ухудшение условий оформления гражданам Украины иностранных виз, экспансия в Украину индийского визового посредника VFS Global…
– Безусловно, Государственное агентство Украины по туризму и курортам принимает участие в решении указанных проблем в рамках своей компетенции. Однако рынок авиаперевозок – в компетенции Государственной авиационной службы Украины, а визовый вопрос – в компетенции Министерства иностранных дел Украины. Полагаем, целесообразном обратиться за разъяснениями по этим вопросам к ним.
 
– Предполагает ли Госагентство взаимодействовать с другими органами государственной власти для совместного решения проблем отрасли? К примеру, с Министерством науки и образования, молодежи и спорта в направлении либерализации каникулярного режима для учебных заведений? По мнению ряда наших читателей, установление мировой практики, при которой учебное заведение само определяет каникулярный период, приведет к исчезновению острых пиков периодов спроса на туристические услуги, а значит, и к повышению их доступности.
– Государственное агентство Украины по туризму и курортам открыто для диалога и сотрудничества с заинтересованными министерствами и ведомствами, однако, сегодня подобных совместных проектов с Министерством образования и науки, молодежи и спорта у Гостуризмкурорта нет.
 
– Будет ли изменена государственная политика в отношении участия Украины в международных турвыставках?
– Продвижение Украины, как туристической страны, – это финальный аккорд, венчающий кропотливую, но необходимую работу по формированию национального и региональных туристических продуктов.
Однако сегодня наша страна не имеет своего национального туристического продукта. Не удивляйтесь – несмотря на то, что наша страна имеет богатое историко-культурное наследие, уникальный природно-запо-ведный фонд, государство до сих пор не имеет своего «туристического лица». Речь, как вы понимаете, идет не о конкретном туре, предназначенном для продажи, а об образе Украины, как страны, привлекательной для туризма. Подобный образ должен быть основан на точном знании потребительских характеристик и конкурентных преимуществ совокупности туристических ресурсов государства. Более того, сегодня практически отсутствует объективная информация о наиболее привлекательных туристических объектах, уровне их пригодности для туристического потребления. Не имея национального туристического продукта, невозможно целенаправленно и системно работать на целевых туристических рынках, привлекать соответствующие туристические потоки. Поэтому сейчас мы начали работы по проведению инвентаризации, паспортизации и комплексной оценки туристических ресурсов страны.

назад >>>