Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Одно из самых поразительных своих черт, которые явила Япония всему миру после катастрофического цунами и аварии на АЭС в Фокусиме – как сами японцы стоически реагировали на постигшие их беды. Ни паники, ни растерянных толп беженцев, никаких мародеров в оставленных населенных пунктах – самообладание и сдержанность. Разгадка этого феномена, возможно, кроется в исторических особенностях японского народа, одной из ярких страниц которых является многовековое существование сословия самураев.
 
Символ Японии
Влияние просуществовавшего более тысячи лет и ушедшего в историю военного сословия было настолько важно в Японии, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, и многие другие особенности современной Страны Восходящего Солнца.
Слово самурай напрямую связано не только с искусством профессионального воина. Оно напоминает и о самурайском кодексе чести Бусидо, о бесстрашии перед лицом смерти. Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. В то же время мы понимаем, что на военное сословие Японии оказала огромное влияние их религии. А точнее – учение сект дзэн, синто, конфуцианские догмы.
Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе консервтивных традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.
 
Появление на исторической арене
Появление сословия военно-служилого дворянства Японии относится к VII–VIII вв. н. э. Тогда они назывались не собственно самураями, а – Буси, букэ, цувамоно – «вооруженные люди». В древней Японии слово «самурай» («сабурай»), образованное от глагола «сабурахи», имело буквальное значение – «служить великому человеку, человеку высшего сословия». Со временем так стали называть воинов-дружинников, находящихся на службе.
Первые самураи вербовались феодалами из обеспеченной части сельского населения их владений. Другим источником пополнения дружин были низкоранговые представители аристократических родов, не занятые земледелием, охотники, рыбаки. Вскоре самурайские дружины выросли до внушительных размеров, они стали представлять собой настоящие частные армии. Их воинское мастерство оттачивалось в постоянных схватках с различными врагами: от соседей, претендующих на земли их господина, до отрядов айнов, от которых буси переняли не только многие военные навыки, но и некоторые культурные и религиозные моменты, в частности широко распространенный среди варваров обряд вспарывания живота. Традиционный обряд сэппуку (мы знаем его под названием – харакири) чаще всего применялся с целью смыть кровью свой позор. Со временем, когда сэппуку был официально принят в качестве казни для лиц самурайского сословия, процедура его проделывания была существенно «облегчена»: человеку, приговоренному к смерти через сэппуку, вполне достаточно было или слегка поцарапать себе на животе кожу, или просто взять кинжал в руки, после чего ему отрубали голову...
 
«Оружие души»
Основными видами оружия самураев были копье, меч для ближнего боя, и лук со стрелами, использовавшиеся в борьбе с противником на расстоянии. Самураями особо ценился меч. С глубокой древности его рассматривали как священное оружие для искоренения зла и утверждения добра. Именно поэтому меч был принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места.
В 710 г. нашей эры человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впервые применил в бою меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разнородных железных пластинок. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с XII по середину XIX просуществовал в такой форме почти без изменений.
Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в подобном мече – это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Прутки закапывали в болото на 8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющивалась – в результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла. Немаловажен факт, что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул – достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля. Последний этап в производстве – это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска – якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись. По окончании ковки и закалки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа считалась законченной.
Традиционно мастер создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт. Процесс изготовления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказывал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу».
В феодальной Японии проверка меча выглядела более чем жестоко – только что созданными катанами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие меч оказывает на кости и ткани.
Схватка на катанах продолжалась несколько секунд. В то же время, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. У них водились более хитрые приемы, нежели очевидное «ударить первым». Во всем этом лежит задумка – обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Самураи старой школы не размахивали своими мечами, сохраняя холодное спокойствие до решающего мгновенья. Они знали, что «если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника».
 
От буси до ронин
Сформировалась военная тактика самураев, остававшаяся неизменной до появления в Японии огнестрельного оружия в ХVI в. Несмотря на то, что во многих сражениях участвовали крупные массы войск и японские полководцы, несомненно, были знакомы с трудами китайских стратегов, большинство битв сводилось к стычкам одиночных воинов. В таких условиях самураям легче было продемонстрировать свое мастерство во владении боевыми искусствами, мужество и презрение к смерти.
Во второй половине ХV в. участившиеся междоусобные стычки переросли в настоящую гражданскую войну. Столетие с 1467 г. по 1568 г. называют Сэнгоку дзидай, т.е. «Эпоха воюющих провинций». Вся страна оказалась залита кровью. Для самураев наступили благословенные времена. Все воевали со всеми. Из 250 родовитых даймё к концу войны осталось лишь около десятка. Зато им на смену появились сотни сэнгоку-даймё – небогатых первоначально, но честолюбивых и ни перед чем не останавливающихся военных феодалов.
В конце ХVI в. при Тоётоми Хидэёси было установлено четкое социальное деление всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за императором и аристократами, стояли самураи. Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право ношения воинами двух мечей. Кроме них, этого права не имел никто. Каждого простолюдина или крестьянина, который, по мнению самурая, проявил к нему недостаточное уважение, он мог безнаказанно зарубить на месте.
В эпоху Токугава (1603-1867 годы) окончательно утвердились основные принципы отношений в обществе, а также права и обязанности четырех японских сословий. И если еще в период Адзути-Момояма (1568-1600 годы) рядовой воин, обладавший изрядным честолюбием, вполне мог стать даже сегуном, а обыкновенный крестьянин – преобразиться в воина, то с установлением диктатуры Токугава такие трансформации стали абсолютно невозможными. К началу XVII века число всех самураев и членов их семей составляло около двух миллионов человек, то есть около 10 % всего населения Японии.
Над всеми сословиями номинально стояли император и придворная аристократия. Император, с середины VII века носивший титул – «Сын Неба», всегда оставался для японского народа олицетворением его божественного происхождения.
Вне сословия самураев стояли ронины, бывшие буси, в большинстве своем вставшие на путь разбоя и грабежей.
 
Закат
Начиная с эпохи Гэнроку (1688–1704) вся военно-феодальная система начала переживать серьезный кризис. Усиление экономической роли низших сословий торговцев и ремесленников привело к зарождению капиталистических отношений, в которых самураи не могли найти себе достойного места.
В условиях экономического и социального кризиса оказалось, что тяжелее всего было поколебать дух настоящего воина.
Социально-этические нормы воинского сословия, сложившиеся на протяжении веков в сложную и не знающую мировых аналогов систему взглядов и правил поведения самураев – Бусидо, оказались настолько сильны и живучи, что их не смогли сломить никакие перемены. Сложные для всех буси годы Гэнроку неожиданно дали всплеск активности Бусидо. В этот период были написаны книги, излагающие суть воинственной самурайской морали и принципы следования воинскому долгу, — «Будо сёсин-сю» («Начальное наставление о воинском искусстве») и «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»).
Гражданская война 1866–1869 гг., когда был свергнут режим военного правительства Токугава, стала последней войной в истории самураев. Они сражались в армиях обеих сторон, но независимо от того, на чьей стороне оказалась бы победа, сами самураи победить уже не могли. Реставрация Мэйдзи в 1868 г. привела к необратимым изменениям в жизни буси.
В 1871 г. указом императора была сформирована новая армия численностью около 100 000 человек. В отличие от прежних времен, воинов набирали призывным способом, причем не только из воинского сословия, но и из всех остальных. В 1876 г. самураям был нанесен последний удар – запрещено ношение мечей. Их эпоха кончилась.

назад >>>