События времен гражданской войны между Севером и Югом США у нас мало известны. Старшее поколение имеет представление о тех событиях, благодаря некогда мега популярному фильму «Унесенные ветром» по роману Маргарет Митчелл с легендарными Кларком Гейблом и Вивьен Ли в главных ролях. Выдающий актер своего времени Кларк Гейбл в этом фильме играл Ретта Батлера, повесу и сорвиголову. Показательно, что его герой в период гражданской войны занимался морской контрабандой оружия и потребительских товаров из Европы в рабовладельческие штаты Юга. Подобная полулегальная торговля была жизненно необходима для южан. Как говорит сам Батлер, указывая на то, что Югу нечего противопоставить индустриальному потенциалу Севера: «У них есть флот, шахты, судоверфи, а у нас только рабы, хлопок и дикая спесь. Это не мы, а они разобьют нас в один месяц!» Однако кое в чем наш герой ошибался – флот у Южан все же был, и не простой, а достаточно передовой для своего времени. Именно благодаря этим кораблям, Батлер почти беспрепятственно проводил в порты Юга свои торговые суда. Война между Севером и Югом США Общепринятая версия гласит, что гражданская война в США велась за освобождение черных рабов, которых нещадно эксплуатировали на хлопковых плантациях южных штатов. Это правда, но лишь отчасти. Северяне, или янки, как их называли плантаторы, с удовольствием приобретали белоснежные ткани из южного хлопка, ничуть не смущаясь, что он добыт благодаря поту и крови чернокожих невольников. Одна из главных причин предстоявшего конфликта крылась в экономическом противостоянии Севера и Юга. На Севере началось перепроизводство товаров, для которых нужно было обеспечить новые рынки сбыта, кроме того, промышленность северных штатов нуждалась в дешевом сырье и рабочей силе, которыми не хотели делиться южане. По очень похожим причинам за полвека до описываемых событий произошел военный конфликт между США и Канадой 1812-1815 годов. С целью захватить новые территории, американские отряды Гуля и Ведсворта перешли границы северного соседа летом 1812 года. Однако канадцы не проявили теплого приема к американцам и с помощью регулярных войск имперского Лондона разбили непрошенных гостей. Любопытно, что сегодня эти события в американской историографии называются второй Войной за независимость. Ее результатом стало расширение территории США за счет захвата на западе индейских территорий, которые до этого находились под британским контролем. Это достаточно легко объясняет, почему гражданская война была неизбежна после того, как южные штаты в феврале 1861 г. Создали собственное административное образование – Конфедеративные штаты Америки. Началом войны считается обстрел форта Самтер в гавани Чарльстона 12 апреля 1961 г. Конфедерация вступила в войну, к которой готова не была. Большая протяженность ее береговой линии стратегическую ситуацию только усугубляла. Береговой обороны не существовало совсем, а между тем, в океан впадало множество рек, по которым враг мог легко проникнуть в глубинные территории. В феврале 1861 г. президент Джефферсон Дэвис отдал указание о формировании департамента военного флота. Во главе департамента был поставлен сенатор от Ки-Уэста Стефен Р. Мэллоури. Гордое имя – броненосец Мэллоури справедливо полагал, что превзойти многочисленный флот северян можно только за счет использования новых кораблей. Глава департамента сделал ставку на броненосцы. Изначально южане считали, что корабли нового типа будут способствовать снятию морской блокады, установленной северянами. Однако после 1862 г. броненосцы конфедератов составили основу обороны южан на реках и в прибрежных морских акваториях. Броненосцы защищали от противника важнейшие административно-промышленные центры Юга: Чарльстон и Саванна, охраняли столицу южного союза Ричмонд и препятствовали продвижению северянам по рекам в сердце Каролины от побережья Атлантики. Броненосцы южан выглядят однообразными, их главной конструктивной особенностью стали наклонные борта в 35 градусов. Подобный наклон при толщине бортов в два фута (0,6 м) и плюс железная обшивка – в два слоя по 2 дюйма (до 4 см) давала кораблю высокий уровень защищенности. На протяжении всей войны конфедератам так и не удалось запустить в производство паровой двигатель необходимой мощности. В эксплуатации паровые машины часто выходили из строя, из-за отсутствия квалифицированных механиков, нехватки запасных частей и низкого качества деталей. Все броненосцы южан сильно недобирали в скорости, что затрудняло маневрирование кораблей. Проще говоря, получался тихоходный утюг с малым радиусом действия, в отличие от парусников, которые могли полагаться на силу ветра, но с устрашающей эффективностью в прибрежных водах и на реках. Первый броненосец нарекли «Вирджиния». Это был захваченный в Норфолке паровой фрегат «Мерримак», который переоборудовали в таранный броненосец. Срезав обгоревшую верхнюю часть фрегата почти до ватерлинии, южане соорудили на нем длинный каземат с наклонными стенками, в котором разместили шесть гладкоствольных и четыре нарезных орудия. Толстые 55-см деревянные стены каземата были обшиты двумя перекрещивающимися слоями 50-мм железных полос, полученных из сплющенных рельсов, а в подводной части форштевня был укреплен 700-кг чугунный бивень. Корабль отличался низкой скоростью, отвратительной управляемостью и большой осадкой (23 фута – 7 м). Однако «Вирджиния» в битве 8-9 марта 1862 г. при Хэмптон Роад показала, что основные конструктивные решения броненосца оправдывают себя. Изначально тактика боевого применения броненосцев южан диктовалась казематным расположением артиллерии. Корабли южан всегда старались развернуться к противнику бортом, хотя расчеты носовых и кормовых орудий также тренировались вести огонь на правый или на левый борт. Однако с появлением у северян собственных бронированных мониторов (по названию первого корабля «Монитор»), ситуация изменилась. Монитор так же не пользовался парусами, и представлял собой обшитое броней корыто. Но главной изюминкой его дизайна являлось наличие одной или двух поворотных орудийных башен. Это техническое новшество давало существенное тактическое преимущество. Интересно, что по примеру древних галер, броненосцы использовали таран. Использование тарана экономило порох и боеприпасы. Однако таранить мониторы или верткие канонерские лодки небольшого размера представлялось делом бесперспективным. Команда броненосца сражалась в темноте при высокой температуре и влажности. Пробить борта вражеские снаряды не могли, но от попаданий снарядов в борта отлетало дерево внутренней обшивки. Так обломками древесины было ранены 50 моряков из команды броненосца «Атланта». Опасность представляли поломки машины, провоцировавшие прорыв горячего пара из котлов в обитаемые помещения корабля; самопроизвольный взрыв пушек. До конца войны в строй военного флота конфедератов вступили 22 броненосца, еще один броненосец для южан построила Франция. Несколько заложенных броненосцев достроить не успели в силу нехватки материалов и окончания войны. Хэмптонский бой Самое известное морское периода гражданской войны столкновение между броненосцами «Монитор» и «Вирджиния». Впервые бортом к борту сошлись представители новейшего типа кораблей. Этот бой оказал огромное влияние на дальнейшее развитие военно-морской силы, на тактику и на стратегию использования кораблей. В полдень 8 марта 1862 года этого дня «Вирджиния», вышедшая из Норфолка, достигла мыса Сьювелс Пойнт и, повернув на запад, начала обходить отмель Мидл Граунд с юга, направляясь к 30-пушечному парусному шлюпу северян «Кумберленд». Первыми открыли огонь северяне – сначала канонерка «Зуав», потом парусники «Кумберленд», «Конгресс» и береговые батареи. И тут моряки с ужасом убедились, что ядра их орудий отскакивают от вражеского корабля, как горох от стенки. Целый час «Вирджиния» упрямо шла вперед, не отвечая на огонь противника. Лишь в два часа пополудни открылась амбразура носового орудия, и моряки «Кумберленда» увидели, как выдвинулся из амбразуры ствол 179-мм нарезной пушки. Грянул выстрел – и поворотное орудие «Кумберленда» вместе с расчетом буквально смело с палубы корабля... Обменявшись бортовыми залпами с отчаянно палившим по нему «Конгрессом», «Вирджиния» устремилась к осыпавшему ее ядрами «Кумберленду» и со всего хода ударила его в борт тараном. Когда, дав задний ход, «Вирджиния» отошла от тараненного корабля, в борту «Кумберленда» открылась огромная пробоина, и он стал быстро погружаться в воду. В предвидении подобной участи «Конгресс», испытавший уже опустошительный бортовой залп «Вирджинии», поднял несколько парусов и поспешил выброситься на отмель, где пылал ярким факелом. Быстро надвигавшиеся сумерки побудили капитана «Вирджинии» Джонса отойти к мысу Сьювелс Пойнт, где броненосец стал на якорь, чтобы окончить разгром северян на следующее утро. И как раз в это время на Хэмптонский рейд вошел «Монитор» – неказистое, низко сидящее в воде суденышко с круглой башней. Утро 9 марта выдалось тихое и ясное, и тысячи зрителей – южан и северян – стали свидетелями исторического события — первого поединка двух броненосцев. В 8.30 «Мерримак» сделал первый выстрел из носового 179-мм орудия, но комендоры промахнулись: цель была слишком непривычна и мала. Пользуясь своим преимуществом в скорости и маневренности, «Монитор» подошел к врагу почти вплотную и разрядил свои 280-мм гладкоствольные орудия почти в упор, но ядра отскочили от брони «Вирджинии». Став к противнику правым бортом, «Вирджиния» обрушила на него град бомб, но ни одна из них не смогла пробить броневых плит «Монитора». Корабли скрылись от глаз зрителей в клубах белого порохового дыма, в которых время от времени мелькали сполохи выстрелов. Видя бесплодность канонады, командир «Монитора» лейтенант Уорден решил таранить противника и направил свой корабль в кормовую часть «Вирджинии», надеясь повредить его винт и лишить хода. Капитан броненосца южан Джонс увернулся от тарана чудом: «Монитор» прошел в каком-нибудь полуметре от «Вирджинии», но, не задев его форштевнем, он смог сделать по врагу залп почти в упор. На этот раз ядра проломили железные полосы, хотя толстенные деревянные стены каземата устояли. Джонс понял: еще пара подобных попадания – и самый ценный корабль южан будет погублен, и тогда он решил таранить противника, подмять его низкий борт под форштевень своего корабля. Разогнав «Вирджинию» до предельной скорости, он ухитрился исполнить свое намерение. Корабли сцепились, и Джонс уже вызвал наверх абордажную партию, но в это время грянул выстрел 280-мм орудия, и ядро снова проломило железную броню «Вирджинии», нос которой соскользнул с палубы «Монитора», оставив на ней лишь незначительные шрамы. Броненосцы разошлись, словно собираясь с последними силами. Повторную атаку начал «Монитор». Но вскоре комендоры «Вирджинии» нащупали его слабое место: бомба, разорвавшаяся над боевой рубкой «Монитора», в результате чего оторвалась крыша башни. Капитан Уорден, прильнувший в это время к смотровой щели, был ослеплен осколками обшивки, голова его была обожжена и кровоточила. Сочтя свое ранение смертельным, он приказал артиллеристу лейтенанту Грини принять командование и вывести корабль из боя. Двадцать минут «Монитор» дрейфовал на отмели, после чего Грини снова повел его в бой против «Вирджинии». Но броненосец южан уже уходил в Норфолк, ибо не мог больше продолжать бой: быстрый отлив затруднял его маневрирование, боеприпасы были на исходе, корпус от неоднократных посадок на мель, от потери чугунного бивня при таране «Кумберленда» и от сотрясающих ударов артиллерийских ядер дал течь. После подведения итогов боя выяснилось, что «Монитор» получил 22 попадания бомб, не причинивших особого вреда ни броне, ни членам экипажа: самым серьезным оказалось ранение Уордена. Из 41 выпущенного «Монитором» ядра в «Вирджинию» попало 20, причем в самых тяжелых случаях они проломили только слои железной брони, но не пробили толстых деревянных стен каземата. Исходя из этого, обе стороны провозгласили сражение на Хэмптонском рейде своей победой. Но, как написали тогда газеты, бой на Хэмптонском рейде закончился триумфом, но это был триумф не одного корабля над другим, а триумф брони над парусами. назад >>>
|