Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

СТОЛИЦА ПОЛУЧИЛА СОВРЕМЕННЫЙ POINT TO POINT АВИАТЕРМИНАЛ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ НАПРЯМУЮ ЗАВИСЯТ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ
17 мая 2012 г. в столичном аэропорту «Киев» был открыт новый терминал, предназначенный для обслуживания международных рейсов. Строение выполнено в современном стиле – светлое, довольно просторное и, на первый взгляд, технологичное с точки зрения логистики пассажиропотоков. Кроме того, по словам руководства «Жулян» (это традиционное название употребляется гораздо чаще и охотнее, чем официальное – Ред.), новый терминал оснащен самым современным оборудованием для регистрации пассажиров, обработки багажа, а также контроля безопасности. Подобные заявления выглядят несколько странно: сегодня нет никакого смысла строить авиатерминалы, не оснащенные в соответствии с современными стандартами авиабезопасности и обслуживания пассажиров. Однако те, кому пришлось летать международными рейсами через старый терминал, в полной мере оценят такое заявление.
Руководство аэропорта озвучило следующие параметры: при проектной пропускной способности 320 пассажиров в час за счет инноваций (наподобие электронных киосков регистрации или оптимизации внутреннего пространства аэровокзала) ее можно увеличить до 500-520 чел/час, при этом не жертвуя комфортом пассажиров.
Первый рейс из нового терминала состоялся через 4 дня – 21 мая в итальянский аэропорт Тревизо отправился лайнер первого и пока единственного отечественного лоу-костера Wizz Air Ukraine. В дальнейшем в новый терминал будут переведены все международные рейсы, внутренние же будут выполняться из старого – до тех пор, пока рядом с новым терминалом не появится его следующая очередь, предназначенная для обслуживания пассажиров, путешествующих по Украине. А точнее, если таковой появится…


Ставка на лоукостеры?
Терминал открывали вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, глава Киевской городской госадминистрации Александр Попов и председатель совета директоров коммунального предприятия «Международный аэропорт «Киев» Денис Костржевский. Как всегда на таких событиях, г-н Колесников озвучил несколько довольно интересных посылов, касающихся авиаиндустрии в целом и перевозок по Украине в частности. Так, по словам вице-премьера, за последний год количество пассажиров лоукостеров возросло в Украине вдвое – с 300 до 600 тысяч человек. Исходя из такого роста, возглавляемое им министерство ставит перед собой амбициозную задачу: за 2,5 года, т.е. до конца 2014 г., довести это количество до 5 млн. С этой целью Мининфраструкту-ры готово сотрудничать со всеми заинтересованными выполнять перевозки в Украину бюджетными авиакомпаниями.
Заметим, однако, что большого количества лоукостеров, желающих выполнять рейсы в Украину, пока что не наблюдается. Впрочем, вице-премьера это не смущает: по его словам, сегодня к завершению близятся переговоры с перевозчиками из Франции, Италии и Испании. Правда, конкретных названий г-н Колесников не озвучил, ограничившись лишь упоминанием об ирландском перевозчике Ryanair, который, несмотря
на уже полученные разрешения на выполнение рейсов из Киева в Дублин и Лондон, в Украину почему-то не торопится.
Почему так – стало понятно из дальнейшего. Оказывается, в условиях действующей нормативно-правовой базы, регулирующей авиасообщения между Украиной и странами Европейского Союза, авиаперевозчику необходимо отдельно согласовывать каждый маршрут и пункт прибытия. Поскольку лоукосте-ры, подобные Ryanair, получают прибыль за счет минимизации затрат и эксплуатации широких маршрутных сетей, становится понятно, что затраты на согласование каждого из маршрутов в довольно широкой сети в бизнес-
планы европейских авиакомпаний не входят. (Вариант создания, по примеру Wizz Air, в Украине своей «дочки», тоже не очень устраивает лоукостеров уже хотя бы потому, что Wizz Air Ukraine – никакая не «дочка», а отечественная авиакомпания, использующая торговую марку Wizz Air на условиях франчайзинга). Ситуацию могло бы существенно улучшить подписание договора с Евросоюзом об открытом небе, однако, опять-таки со слов Бориса Викторовича, такой договор будет подписан в тот же самый вечер, когда будет подписано соглашение о безвизовом режиме. А поскольку перспективы безвизового режима с Европой с каждым днем выглядят все более призрачными, похоже на то, что такие  лоукостеры, как Aer Lingus, easyJet или Air Berlin, появятся в украинском небе очень нескоро. Хотя дай Бог нам в этом отношении ошибиться…


Станут ли доступными внутренние перевозки?
Не менее оптимистичен Борис Колесников и в отношении перспектив развития внутренних авиаперевозок. Вице-премьер объявил, что возглавляемое им министерство готово пойти на беспрецедентные шаги для снижения стоимости авиабилетов на внутреннем сообщении. «Мы готовы отменить для внутренних перевозок пассажирские сборы и НДС на топливо», – заявил министр инфраструктуры, не пояснив, впрочем, что он имел в виду под пассажирским сбором. Если речь идет об аэропортовом сборе, то, к примеру, в «Борисполе» для внутренних рейсов он составляет около $4. А средняя стоимость билета по Украине, напомним, сегодня составляет около $200…
Отмена НДС на топливо звучит более заманчиво. Однако такие намерения как-то не очень
вяжутся с недавним случаем закупки Донецким аэропортом топлива по цене $1750 за тонну при рыночной цене в $1200. Хотя, возможно, это было какое-то особое топливо? Впрочем, вице-премьеру хочется верить. Уже хотя бы потому, что после отмены Укрзалізницею большинства ночных поездов возможностей для комфортного путешествия по территории Украины особо и не осталось… В то же время, авиаперелеты по разумным ценам могут стать хорошей альтернативой перемещению по железнодорожной колее.
На наш взгляд, существенно уменьшить стоимость билетов на внутренние рейсы могло бы уменьшение тарифов на обслуживание в аэропортах, услуги Украероруху и подобные составляющие, из которых складываются затраты авиаперевозчиков. И, конечно же, определенного рода джентльменское соглашение в рамках государственно-частного партнерства: государство авиакомпаниям – сниженные тарифы и сборы, авиакомпании– ограничение рентабельности с целью выработки взаимоприемлемых тарифов на внутренние перелеты. Впрочем, к последнему, т.е. джентльменскому соглашению, как раз и призывает авиаперевозчиков Борис Колесников. Если последние на него откликнутся, вполне возможно, что в этом случае реализуется мечта вице-премьера о густой сети лоукостеров, совершающих перелеты внутри Украины. Тем более, что для внутриукраинских перевозок не требуется никаких предварительных разрешений и согласований…


Логистика по-«жуляновски»
С точки зрения авиационной логистики, «Жуляны» являются типичным городским аэропортом point to point, и ничем иным. Однако в таком случае возникает вопрос о его связи с «Бориспо-лем», который в обновленном виде планируется как крупный региональный хаб. Но с установлением надежной связи между двумя столичными аэропортами, увы, ясности нет: в современном мире наиболее надежным видом сообщения «город – аэропорт – город» является железнодорожное. Казалось бы, для «Жулян» с этим проблем быть не должно: поблизости от аэропорта расположена ж/д станция Киев-Волынский, откуда легко можно было бы сделать ответвление ветки к аэропорту. Увы, это справедливо для старого терминала (да и то с оговорками). Что же касается нового, то плотность застройки вряд ли позволит проложить к нему ж/д колею, если, конечно, не упрятать ее под землю, как это сделали в Варшаве. Что же касается «Борисполя», то строительство железнодорожной ветки в главную воздушную гавань страны все время откладывается, и похоже, что поезда в «Борисполь» отправятся тогда же, когда Европа предоставит Украине безвизовый режим. Или, если кому больше нравится, когда рак на горе свистнет…
Впрочем, перед новым терминалом городские власти обустроили довольно неплохую транспортную развязку. Однако выходит она на узкий и перегруженный транспортом Воз-духофлотский проспект, планы же расширить улицу Медовую и напрямую соединить терминал с Краснозвездным проспектом пока не реализованы. По сути, из «Жулян» есть лишь один выезд – в сторону Севастопольской площади (если не считать проезд в сторону станции Киев-Волынский). Поэтому весьма вероятно, что подъезды к новому терминалу, по крайней мере в первое время, будут затруднены из-за «пробок» на городских магистралях.
Надо отдать должное столичному градоначальнику Александру Попову, который озвучил несколько путей решения этой проблемы. Один из них – введение специальных полос для общественного транспорта. Насколько такое решение станет эффективным в условиях глубокого правового нигилизма граждан Украины, судить трудно, однако оптимизм вызывает сам факт желания городских властей хоть как-то решить весьма актуальную для столицы проблему. В то же время вице-премьер Борис Колесников высказал пожелание городским властям протянуть к новому
аэровокзалу ветку метрополитена. Это, конечно, решило бы большинство транспортных проблем, однако сегодня выглядит малореальным.
 

Кто последует примеру «Жулян»
В данной статье мы сознательно опускаем многие вопросы, касающиеся, например, личности учредителей компании «Мастер-Авиа», заключившей с городскими властями договор долгосрочной аренды земли и аэропортовой инфраструктуры и построившей в аэропорту новый терминал. В коне концов, из бюджетов всех уровней – как государственного, так и городского – это строительство не
финансировалось. Хотелось бы обратить внимание на следующее: к нынешней власти можно относиться по-разному. Однако есть нечто, что она, в отличие от всех своих предшественников, реально воплотила в жизнь. А именно, государственно-частное партнерство. И новый терминал в «Жулянах» – прекрасный тому пример. Поэтому можно надеяться, что аэропорты и в других городах страны смогут, по примеру столичного, развиваться по такой же схеме. Ведь недаром Борис Колесников пообещал силами государства строить или восстанавливать в каждом городе населением свыше полумиллиона аэродромную инфраструктуру, при условии, если найдется инвестор, который построит в этом аэропорту современный авиатерминал…     
 

назад >>>