Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Геннадий ДРУЗЕНКО, координатор по развитию туризма в регионах Украины, проект USAID «ЛІНК»
 
Взаимодействие общественных организаций, местной власти и объектов туристической инфраструктуры как способ создания конкурентоспособного туристического продукта
Интерес к исторической реконструкции в той или иной форме сегодня, как никогда, высок во всем мире. Многочисленные объединения любителей и энтузиастов истории, клубы исторической реконструкции, военно-патриотические организации и другие объединения подобного рода занимаются реконструкцией исторических событий, например, известных сражений прошлого, деталей быта и обстановки ушедших веков, в том числе проводя различные акции наподобие фестивалей средневекового боя. На определенном этапе такие мероприятия перестали носить исключительно любительский характер, приобретя коммерческую составляющую и превратившись в туристический продукт благодаря высокой заинтересованности общественности: так, ставшие традиционными реконструкции Геттисбергской битвы времен Гражданской войны в США или битвы при Ватерлоо собирают десятки тысяч посетителей. Следовательно, исторические реконструкции являются сегодня полноценным подвидом фан-туризма.
В Украине такой вид туризма активно развивается в последние 5-7 лет. В качестве примера довольно успешных (в том числе и с коммерческой точки зрения) акций можно привести фестиваль TerraHeroica, ежегодно проводившийся в Каменце-Подоль-ском в период с 2005 по 2010 годы, или фестиваль средневекового боя «Битва націй» в Хотине (2010 и 2011 гг.). Существуют и другие фестивали исторической реконструкции, например, «Генуэзский шлем» в Судаке. Однако хорошо сохранившиеся на Подолье и Буковине средневековые сооружения плюс правильный подход к организации мероприятий подобного рода привели к тому, что фестивали, проводимые именно в этом регионе, являются сегодня наиболее «раскрученными», а значит, и коммерчески успешными. Иными словами, они представляют собой законченный туристический продукт.
Упомянутые регионы имеют еще одну отличительную черту: здесь, как, пожалуй, нигде более в нашей стране, наиболее тесно и конструктивно проявляется взаимодействие местной власти, бизнеса и третьего сектора, т.е. общественных организаций и объединений граждан, преследующих отличные от извлечения прибыли цели. (Это справедливо в отношении формирования туристического продукта – Ред.). Именно стараниями местных властей Каменец-Подольского – города и района, а также Хотина, который формально расположен на территории Черновицкой области, в 2012 году начал воплощаться в жизнь своеобразный туристический кластер «Каменец – Хо-тин – Черновцы». В рамках этого кластера запланирован целый ряд мероприятий фестивального характера, ориентированных на самую различную аудиторию, в том числе и на зарубежных туристов.
В последние годы в нашей стране много говорят о развитии государственно-частного партнерства, о повышении доверия между госорганами и предпринимателями. Однако здесь я хотел бы подчеркнуть, что описывать процесс формирования такого специфического турпродукта, как фестивали, лишь в рамках государственно-частного партнерства не совсем корректно: в формировании фестивалей как туристического продукта весьма значительную роль играют общественные организации, а также граждане-энтузиасты. Т.е. тот самый третий сектор. К примеру, в случае фестивалей исторической реконструкции именно они – т.е. объединения любителей средневекового боя, исторической реконструкции, военно-патриотические общества и т.п. – выступили в качестве инициаторов проведения подобных мероприятий. Поскольку такие организации поддерживают тесные связи со своими заграничными собратьями, реализованные проекты такого рода довольно быстро приобретают характер международных: сначала касательно участников, а потом и зрителей. Т.е. являются мощным стимулом для повышения показателей въездных турпотоков в страну.
Исходя из всех приведенных выше условий, военно-исторический клуб Каменца–Подольского, во главе которого стоит известный краевед и энтузиаст исторической реконструкции Игорь Данилов, инициировал разработку еще одного фестиваля под названием PortaTemporis, или «Врата времени». Для того чтобы новый продукт отличался от череды уже существующих, в концепцию фестиваляизначально был заложен интерактивный принцип. Иными словами, зрители фестиваля являются одновременно его участниками и, в зависимости от желания каждого из них, могут «погрузиться» в пучину времени на желаемую глубину: от пассивного наблюдения за действием до полноценного в нем участия.
Отдельно я хотел бы акцентировать внимание на фестивальной площадке. Такая концепция фестиваля предполагает и наличие специфической, характерной только для него, площадки. В Каменце-Подольском существует несколько аутентичных средневековых объектов, пригодных для проведения такого рода мероприятий. Один из таких объектов – Руська брама, долгие годы лежавшая в руинах. Однако силами каме-нецких энтузиастов – членов Военно-исторического общества почитателей истории фортификации, при участии фестивальной агенции «Ратуша», которую возглавляет вице-мэр Каменца-Подольского в 2004-2010 гг. Олег Демчук, а также при всестороннем содействии городского головы Каменца-По-дольского Михаила Симашкеви-ча, который неоднократно сам приезжал на объект и принимал непосредственное участие в его восстановлении, нам удалось создать площадку для проведения фестиваля, обладающую высокой степенью аутентичности, и в то же время, достаточно удобную для туристов.
Восстановительные работы велись в основном силами энтузиастов, серьезную помощь которым оказывали владельцы объектов туристической инфраструктуры, напрямую заинтересованные в повышении количества прибывающих на фестивали в Каменец-Подольский фан-туристов. При этом необходимо пояснить, что Руська брама находится на дне каньона реки Смотрич в районе города, который его жители называют «Шанхай». В частности, на территорию исторического объекта в течение многих лет свозился мусор, поэтому задача по его очистке и восстановлению оказалась довольно нетривиальной.
Тем не менее, с помощью партнерства местного самоуправления, третьего сектора и бизнеса ее удалось решить, причем довольно малой кровью (стоимость первой очереди восстановления объекта составила всего несколько десятков тысяч гривен). Первый фестиваль, который прошел с 18 по 20 мая, даже несмотря на вынужденный перенос сроков его проведения (из-за погодных условий организаторы вынуждены были перенести фестиваль, который изначально планировался на 20-22 апреля – Ред.) прошел успешно, и есть все основания полагать, что в ближайшие 2-3 года он превратится в хорошо узнаваемый бренд, а значит, приобретет черты коммерчески успешного турпродукта. Тем более что работы по восстановлению Руської брами и оборудованию фестивальной площадки не прекращаются: к примеру, в планах городской власти – ликвидация «Шанхая» и отведение его территории для нужд комплекса.

назад >>>