Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Туризм – как международный, так и внутренний – в нынешних условиях является уникальным явлением, способным существенно повлиять на состояние национальной экономики государств. В отдельных случаях въездной туризм является базой наиональной экономики. Примеры такого известны каждому, к то работает в туристической отрасли: Шри Ланка после окончания гражданской войны, Вьетнам после начала своеобразной «перестройки» или те же Эмираты. Существуют и противоположные примеры, когда политические пертурбации и, как следствие, резкое снижение туристических потоков существенно ухудшает состояние национальной экономики в целом и приводит к обеднению широких масс – как это случилось в последние полтора года в Египте.
Таким образом, практически каждая страна в мире изыскивает возможности для привлечения иностранных туристов, которые привозят в страну валюту, а для удовлетворения их потребностей создаются новые рабочие места. Исключение из этого правила составляют разве что воинствующие исламисты наподобие афганских талибов… а также местные власти Украины, действующие совместно с финансово-промышленными группами. По крайней мере, именно такое впечатление создается после последних событий в столице нашей Родины городе-герое Киеве.
Аутентичность как фактор повышения туристической привлекательности
Давайте зададимся вопросом: что, собственно, является визитной карточкой украинской столицы для туриста? Разумеется, в первую очередь, это сохранившиеся исторические и архитектурные памятники: Софийский собор, Золотые ворота, Киево-Печерская Лавра, Выду-бицкий монастырь и некоторые другие. Однако с точки зрения многих, кто сегодня попадает в разряд иностранных туристов,
не меньшими достопримечательностями являются и другие объекты, несущие тот самый неповторимый дух киевской старины. Например, бульвар Тараса Шевченко, Андреевский спуск, Владимирская горка и прилегающий к ней одноименный спуск, поросшие вековыми деревьями Днепровские склоны, наконец, Крещатик и находящийся на нем ЦУМ… Вряд ли ошибемся, если скажем, что ежегодно десятки, если не сотни, тысяч граждан бывшего Советского Союза, руководствуясь ностальгическими чувствами, могли бы приезжать в Киев вспомнить молодость, ощутить тот самый дух древней, и в то же время вечно молодого города над Днепром? Но увы – в последние 20 лет тот самый киевский неповторимый дух из города, ставшего столицей
большого восточноевропейского государства, стремительно выветривается. Киев превращается в безликий и унылый, следовательно, малопривлекательный для туристов мегалополис. А значит, рассчитывать на ностальгический туризм с каждым годом приходится все меньше.
Событием, которое могло бы стимулировать возрождение интереса к Киеву как крупному региональному туристическому центру, мог бы стать Евро-2012. В том числе и с точки зрения ностальгического туризма. Но увы – скорее всего, не станет, поскольку киевские памятники, являющиеся привлекательными с точки зрения туристов этой категории, стремительно разрушаются. Причем в некоторых действиях их владельцев и/ или столичных властей не прослеживается никакой логики. Например, какой смысл было закрывать на реконструкцию киевский ЦУМ именно с февраля нынешнего года? Мы не сомневаемся в том, что реконструкция этого торгового центра назрела уже давно, и компания, купившая ЦУМ, превратит его в современный торговый центр (нужен ли еще один такой центр как киевлянам, так и туристам, да еще и в историческом здании – это уже совсем другой вопрос). Но этот объект работал долгие годы, и хоть и худо-бедно, но приносил своим хозяевам (старым ли, новым ли) прибыль. Так зачем его было закрывать именно сейчас и, таким образом, отсекать ностальгических туристов от одной из достопримечательностей? Что мешало инвесторам подождать окончания Евро?
Тот же самый вопрос возникает и в отношении Андреев-
ского спуска, который является не просто улица, но готовым брендом, который надо не разрушать, а культивировать. Ведь Андреевский – это и Арбат, и Монмартр в одном лице. Это еще и путь апостола Андрея на вершину киевских холмов, это улица Булгакова, это часть души каждого киевлянина, а для тысяч туристов со всего мира – место паломничества… Странно, что люди, достигшие выдающихся финансовых успехов, этого не
понимают, и допускают уничтожение успешного туристического бренда.
Но если даже и нужно было сносить старые постройки на Андреевском, опять возникает тот же самый вопрос: для чего это было делать накануне Евро и туристического сезона? Почему не подождать до октября-ноября? Ведь котлован, в который превратилась сакральная столичная улица, вряд ли послужит для кого-то в качестве туристической аттракции…Неуже-ли в Киеве закончились пригодные под стройплощадки участки?
Как-то сами по себе возникают нехорошие мысли: летом 1941 года отступающая советская власть уничтожила Крещатик, а в 2012-м уже, казалось бы, украинская власть дает «добро» на уничтожение всего города, начиная с самых узнаваемых и любимых объектов…
Перспективы трамвайного туризма
Отдельная история связывает Киев с таким видом городского  
транспорта, как трамвай – именно здесь, на бывшем Александровском (названном в честь одного из царей), а теперь Владимирском, спуске, летом 1892 года пошел первый в Восточной Европе и второй на европейском субконтиненте (после Женевы) электрический трамвай. Но этот вид транспорта почему-то невзлюбили современные градоначальники – в период независимости Украины протяженность трамвайных маршрутов в столице неуклонно снижалась. Особо в этом деле преуспел г-н Омельченко. «керувавший» столицей в 1996-2006 годах – при нем исчезла добрая половина исторических маршрутов. Например, «двойка» с ул. Воровского, «пятерка» с Урицкого, «девятка» с «десяткой» с подножия Байковой горы. Мэр Омельченко распорядился уничтожить колеи на Старонаводницкой и – что не подвластно никакой логике – единственный путь, пролегавший по мосту им. Патона и
соединявший Правый берег с Левым.
Нынешняя городская власть относится к трамваям несколько лучше – даже восстановила поставленную «молодой командой» пока еще действующего мэра-
«космонавта» линию скоростного трамвая – однако колею с набережной таки убрала. Чиновников можно понять – с точки зрения транспортной логистики, после уничтожения трамвайного сообщения через мост Патона эта колея вела в никуда (хотя, в принципе, ее можно было бы продолжить, например, до массива Корчеватое, но обсуждение этого вопроса уже выходит за рамки статьи – Ред.) и сколь-нибудь значительных пассажиропотоков не несла. Однако трамвайный маршрут с Подола до моста Патона обладал огромной туристической привлекательностью благодаря пейзажам, открывающимся на Левый берег Днепра, он вполне мог бы соперничать с тем же Будапештом, где существует специальный экскурсионный маршрут в обычном городском трамвае… А ведь можно было бы восстановить колею по Владимирскому спуску, реставрировать несколько исторических вагонов (один из таких в качестве музейного экспоната стоит около Куреневского депо) и пустить туристический маршрут, который, вне всякого сомнения, пользовался бы бешеной популярностью среди почитателей киевской старины! По Владимирскому можно было бы пустить даже однопутную колею– это лишь добавило бы маршруту аутентичности, а по тамошним тротуарам пешеходы все равно не ходят… Еще одна из возможностей ностальгического «трамвайного» туризма – восстановить несколько вагонов производства Киевского завода электротранспорта им. Дзержинского, которые выпускались в 1960-х годах и массово населяли Киев до тех пор, пока в середине 1970-х им на смену не стали приходить чешские «Татры» Т2. Эти вагоны уникальны – ничего подобного в мире не существовало, и нет сомнения, что туризм на
таком «трамвайчике», к примеру, с Подола до Пущи-Водицы пользовался бы большой популярностью среди означенной категории туристов.
В связи с поднятой в статье «трамвайной» тематикой следует заметить, что именно этот вид транспорта признан во всем мире самым удобным и экологичным. В развитых странах активно строятся трамвайные колеи, восстанавливаются когда-то уничтоженные маршруты, которые теперь служат в том числе и для передвижения туристов. Что же касается киевского трамвая, то похоже, что он лишь мешает передвижению дорогих иномарок по улицам, а поэтому сознательно доводится
до аварийного состояния. Но, быть может, проще не строить бизнес-небоскребы (что само по себе лишает Киев привлекательности) и развлекательные центры в исторической части города, а лучше выносить их на окраины? Например, на Левый берег Днепра? Тогда и трамвайная колея не будет похожа на «Дорогу жизни» после очередной бомбежки…
Послужит ли легенда туризму?
Наконец, нельзя не отметить еще один аспект затронутой в статье проблемы. Многие исторические города для привлечения туристов активно используют легенды (вспомним хотя бы легенду о Ромео и Джульетте, которая приводит в итальянскую Верону сотни тысяч туристов каждый год). Киев благодаря своей многовековой историей располагает огромным количеством таких легенд, поэтому новые изобретать не нужно.
Рассмотрим, например, лестницу, ведущую с Владимирского (бывшего Александровского) спуска к колонне в честь предоставления Киеву Магдебургско-го права (которая одновременно является памятником крещения Руси князем Владимиром). По легенде, сам князь спускался с Киевских холмов к Днепру по Андреевскому спуску, но нет никакого сомнения, что и по месту пролегания лестницы шло креститься достаточно много людей. Увы, вот уже много лет лестница закрыта, находится в аварийном состоянии и медленно разрушается…
Нет никакого сомнения, что жители украинской столицы должны защищать свой город от нашествия временщиков – иначе нашим детям просто будет негде жить. Не в физическом, но в морально-психологическом смысле: если капиталу, который, по Марксу, не имеет Родины, через десяток-другой лет Киев превратится в нечто похожее на Хараре – столицу Зимбабве, признанную не так давно худшим городом в мире для жизни.                   

Александр КАЛИНИЧЕНКО

назад >>>