Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Госрегулятор в отрасли туризма прогнозирует в нынешнем году рост въездного турпотока до 40%. насколько оправданы такие ожидания?
В преддверии начала Евро-2012 среди представителей власти появилась мода на оптимистичные заявления и утешительные прогнозы, касающиеся развития экономики Украины в целом и различных ее отраслей в частности. Поскольку Чемпионат Европы по футболу – явление по определению интернациональное, большинство прогнозов так или иначе касаются области международных отношений. Не в последнюю очередь, въездного туризма. Логика в таких рассуждениях простая: приедут болельщики на футбол, увидят насколько прекрасна Украина, и обязательно вернутся в нашу страну вместе с семьями, друзьями и знакомыми. Как правило, после такого рода заявлений следуют ритуальные фразы о положительном влиянии въездного туризма на экономику страны, возрастании экономической эффективности туристической и сопутствующих отраслей, наполнении бюджетов всех уровней и т.п.
Вот и глава Госагентства Украины по туризму и курортам Елена Шаповалова озвучила прогнозы, в результате которых рост въездных турпотоков в нынешнем году составит 30-40%, а в абсолютных числах превысит 2 млн. человек (при
этом самих болельщиков и экскурсантов во время проведения игр Чемпионата, по мнению руководителя Госагентства, ожидается не менее 1 млн.). Аргументация г-жи Шаповаловой проста: после Евро-2004 въездной турпоток в Португалию увеличился на 50%, после Евро-2008, который проходил в Австрии и Швейцарии, количество туристов, приезжющих в эти страны, возросло на 30%.
Имеют ли такие прогнозы под собой какое-либо основания?
С одной стороны, в Украине идут масштабные преобразования: возводятся новые стадионы, авиатерминалы, реконструируются вокзалы, запускаются современные поезда, строятся отели (в том числе и такие, которые в любом случае открыться к Евро не успеют), улучшаются автодороги… С другой – вокруг нашей страны в Европе и мире образовался весьма негативный информационный фон, разнообразные скандалы следуют друг за другом, и редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь где-нибудь в Европе в очередной раз не призвал бы бойкотировать украинскую часть Евро.
Действенность таких методов можно оспаривать – в конце концов, такова уж у политиков работа– однако весьма настораживает кое-что другое. К примеру. Несколько ведущих туроператоров Германии (например, Dertour) объявили о запуске специальных авиационных чартерных программ, которые можно условно назвать «Только футбол». Программы основываются на чартерных авиарейсах в города, где будут проходить игры с участием германской сборной. Т.е. борт прилетает, скажем, в Донецк за пару часов до матча, и через несколько часов после его окончания улетает назад, в Германию. При этом руководитель одного из этих туроператоров прямо заявил: «Для всех нас было бы гораздо лучше, чтобы матчи с участием нашей сборной проходили в Польше».
Нет никакого сомнения, что подобное мнение разделяет большое количество западноевропейских представителей туристического рынка. А вместе с ними – и туристов. Иначе, чем объяснить, что УЕФА выпустило в свободную продажу довольно большое количество билетов на матчи первенства, причем в основном на те, что пройдут в Украине. Да и от тех, кто к нам все-таки приедет, вряд ли стоит ожидать большой заинтересованности в посещении туристических достопримечательностей нашей страны. По крайней мере, в их число точно не войдут участники туров «Только футбол».
Разумеется, стадионы на матчи Евро пустыми не будут – но заполнят их, в основном, россияне, белорусы и граждане других стран СНГ, а также европейские экстремалы, которые приедут
к нам, несмотря ни на что. Но основывать прогнозы роста турпотоков на такой категории туристов, на наш взгляд, слишком оптимистично. А вот европейский средний класс в своем большинстве дальше Польши не попадет. Главным образом, потому, что для представителей этой категории туристов отсутствуют необходимые условия. Например, так и не построены новые погранпереходы на украинско-польской границе (не говоря уж о других) – в результате туристам, которые решатся въехать в Украину во время Евро на автомобилях или на автобусах, придется выстаивать в многочасовых очередях. Не налажено и железнодорожное сообщение: предложение Укрзалізниці пересаживать пассажиров из состава в состав на приграничных станциях попахивает XIX веком: так путешествовали при царе-батюшке. А всего-то необходимо было установить на переходе Ягодин – Доро-хуск, а также в Чопе, систему раздвижных колесных пар SUW-2000, на польском вагоностроительном заводе в Быдгоще заказать необходимое количество соответствующих колесных тележек, а на украинском заводе в Крюковке – нужное
количество современных вагонов класса Intercity. В период чемпионата они бы перевозили гостей Украины через границу, а после часть осталась бы на международных маршрутах, а часть можно было бы использовать в качестве скоростных поездов по территории Украины (предварительно поменяв тележки на стандарт 1520 мм)? Возможно, тогда и не пришлось бы заказывать скоростные поезда в далекой Корее?
Да и аппетиты отельеров вполне можно было бы обуздать – для того, чтобы избежать скандалов, в которые оказалось вовлечено даже руководство УЕФА…
На наш взгляд, озвучивая радостные ожидания, в том числе и насчет роста въездных турпотоков, чиновники всех уровней смотрят на ситуацию через розовые очки. Это можно понять в отношении тех, кто никогда не работал в туристической отрасли, но слышать подобные слова из уст г-жи Шаповаловой, которая, как известно всем, является в туристической отрасли профессионалом высокого класса, довольно странно. Ведь, в результате всех приведенных выше факторов, реальные цифры турпотоков могут очень сильно отличаться от озвученных, а значит, реальность может жестоко разочаровать.

назад >>>