Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Евро-2012 существенным образомповлияет напассажирские железнодорожные перевозки, причемдалеко невлучшуюсторону
В Украине под эгидой Евро-2012 проходит кардинальная железнодорожная реформа: Укрзалізниця начала отменять десятки поездов и остановок на некоторых станциях. Проанализировав заявления руководства «Укрза-лизныци», а также изменения в новом расписании, мы выяснили, что во время чемпионата пострадают пассажиры, которые планируют путешествовать по Украине. Для их перевозок просто не найдется поездов: большинство из них будут мобилизованы для обслуживания болельщиков… Да и после Евро, судя по всему, ситуация не изменится к лучшему.
Скоростные перспективы
В соответствии с новым графиком движения пассажирских поездов по территории Украины, который вступает в силу в конце мая, Укрзалізниця предусмотрела курсирование 298 пар поездов. Это на 58 пар меньше, чем в расписании пе-
риода 2011-2012 гг. (в 2010/2011 г.г. было снято всего 8 пар поездов). Такое радикальное сокращение в ведомстве объясняют изменением концепции перевозок. Вместо ночных поездов появятся скоростные дневные межрегиональные электропоезда Hyundaiи Skoda, которые смогут развивать скорость 160-180 км/ час. Корейские поезда будут обслуживать направление Киев – Львов (3 пары поездов), Киев – Харьков (3 пары), Киев – Донецк (2 пары). Чешские электропоезда обеспечат маршруты Харьков– Донецк, Харьков– Днепропетровск, Днепропетровск– Донецк, До-
нецк – Луганск, Донецк – Мариуполь. В дальнейшем с увеличением поставок этих поездов предполагается их использовать на маршрутах в Днепропетровск и Одессу. Время в пути должно радикально сократиться, а за счет большей оборачиваемости отпадет надобность в ночных перевозках. Ведь из Киева в Харьков или во Львов можно будет добраться за 4-5 часов. Такую модель планируется отработать во время Евро-2012 на болельщиках, а затем внедрить и на всей сети дорог.
Казалось бы, идея сама по себе неплоха, но когда начинаешь разбираться в нюансах, выясняется, что не все так гладко. Например, в России, когда внедрялось
скоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом, был изменен график десятков обыкновенных поездов – чтобы обеспечить скорость, необходимо было «разогнать» более медленные поезда. В Украине сложилась такая же ситуация. В частности, пострадало крымское направление. Так, изменено расписание поезда №12 Киев-Симферополь («Славутич»). Если сейчас он отправляется из столицы Украины в 18:55, прибывает в столицу автономии в 7:55, при этом тратит на дорогу 13 часов, то летом продолжительность поездки увеличится на 5 часов. Время отправления из Киева – 18:26, прибытия – 12:15. Это связано с тем, что теперь, вместо привычного маршрута Киев-Знаменка-Дне-пропетровск-Запорожье-Джан-кой-Симферополь (северный ход), поезд проследует из Киева через Гребенку, Миргород, Полтаву, Лозовую и затем выйдет на Запорожье.
Неудобством такого маршрута является увеличение расстояния на 51 км. Однако гораздо большее влияние на продолжительность поездки будет оказывать то, что северный ход полностью электрифицирован и является двухпутным. Однако на альтернативном направлении двухпутным является лишь участок Киев-Гребенка, а остальные имеют лишь двухпутные вставки. А это значит, что крымским составам придется пропускать экспрессы Hyundai, которым, естественно, будет отдано преимущество.
Аналогичная картина будет наблюдаться и с поездом №28 Киев-Севастополь. Если сейчас он отбывает из Киева в 20:21 и прибывает в 12:35, тратя на до-
рогу немногим более 16 часов, то новый состав №36 будет отправляться в 15:30 и прибывать в 11:23.
Реформа ждет и львовское направление – сразу четыре ночных поезда были отменены или подвержены изменениям в графике движения. Данный
факт вызывал целую бурю возмущений со стороны обыковенныъх пассажиров и руководство ведомства пообещало рассмотреть возможность изменить график.
Природа дефицита
В дополнение к скоростным новациям в «Укрзализныце» создают и так называемую ха-бовую систему. Вместо дальних поездов из одного конца страны в другую, предполагается создать ряд центров, между которыми будет осуществляться пассажирское сообщение – Киев, Харьков, Львов, Донецк, Днепропетровск и ряд других. Теперь из Донецка на Западную Украину можно будет попасть исключительно с пересадкой в Киеве или Днепропетровске. В Укрзалізниці объясняют такую новацию необходимостью унификации маршрутов и их оптимизации. С другой стороны, эксперты объясняют такую инициативу желанием повысить рентабельность пассажирских перевозок. Ведь вместо одного билета прийдется ^
покупать два, а это в любом случае будет дороже. С другой стороны такая оптимизация, скорее всего, приведет к отмене ряда поездов и остановок, что также ударит по пассажирам.
Почему появилась такая концепция и почему именно сейчас? Дело в том, что для перевозки десятков тысяч болельщиков во время Евро-2012 необходимо будет порядка 100-150 дополнительных поездов. На долю УЗ придется не менее 70 дополнительных составов. Еще столько же назначат иностранные дороги.
Только в направлении Харькова из Киева и Львова ожидается два десятка поездов во время проведения матчей. Для наглядности представим таблицу, содержащую прогнозы УЗ по дополнительным объемам перевозок:
Если взять хотя бы 70 поездов по 15 вагонов, то это около 1 тыс. вагонов только для болельщиков. При этом в ведомстве признаются, что в сравнении с прошлым годом в этом году к перевозкам подготовят на 1,5 тыс. вагонов меньше – вместо 6 тыс. вагонов, 4,5 тыс. Однако денег на закупку новых вагонов не выделяется. Есть только средства на 10 скоростных поездов корейского и чешского производства. Какими бы скоростными они ни были бы, но заменить 2,5 тыс. вагонов они не могут.
Более того, есть вопросы и к рентабельности таких перевозок. Ведь сейчас сектор межрегиональных пассажирских перевозок обслуживает в год 62 млн пассажиров парком в 300 поездов. При этом доход от этого сегмента составляет 5 млрд. грн.
в год. То есть один поезд в год перевозит около 200 тыс. пассажиров и приносит в среднем 15,6 млн грн. дохода. Один поезд Hyundaiпри условии ежедневного курсирования и 100% загрузки может перевезти более 400 тыс. пассажиров в год, и если средняя цена на билет составит 180 грн., это уже 72 млн грн. годового дохода. При загрузке хотя бы в 50% поезд выходит на те же 200 тыс. пассажиров и доход в 36 млн грн. Но выход на такую сумму возможен лишь благодаря повышению стоимости проезда в 2,5 – 3 раза (пока средняя стоимость билета на межрегиональных маршрутах составляет 75 грн.), а также с оговоркой, что спрос на проезд в новом поезде будет не ниже, чем есть сейчас на обычные поезда. Последнее условие практически перечеркивается фактором роста цены и может быть достигнуто лишь в случае, если «Укрзализны-ця» будет намеренно сокращать альтернативные предложения на маршрутах, отведенных под Hyundai. А если социальные перевозки будут сохранены – порог в 220 грн. придется переступать.

Все эти факты явно свидетельствуют, что идея со скоростным движением под Евро-2012 существенно ударит по пассажирам

Александр ГАЕВОЙ, Вячеслав КОНОВАЛОВ

назад >>>