Сергей СОЛНЦЕВ, генеральный директор туроператора NewsTravel Укрепляем структуру операторского бизнеса 2012 год принес участникам рынка туристических услуг заметный рост выездных потоков на летних направлениях. Впрочем, нет сомнения, что и окончание года покажет подобные темпы роста. Например, в ноябре наша компания ожидает достижения 100-тысячной отметки по количеству отправленных туристов в 2012 году. По итогам года мы прогнозируем, что количество туристов, выбравших наш продукт, составит 110-115 тысяч человек. Такие объемы не могут не радовать, однако всегда есть и обратная сторона медали: общеизвестно, что при резком росте потоков, так же резко может снизиться и качество предоставляемых услуг. Этого можно избежать, если компания заранее позаботится о подготовке структуры, способной выдержать такой натиск. Поэтому компания NEWSTravelс середины прошлого года осуществляеткомплекс мероприятий, направленных на создание именно такой структуры. Мы берем пример с крупных европейских туроператоров, оперирующих потоками туристов, измеряемыми сотнями тысяч человек без потери качества обслуживания. Для этого в структуре компании NEWSTravelсоздаются новые подразделения, принимаются новые сотрудники. Также мы находимся в процессе сертификации системы управления качеством на соответствие международному стандарту ISO9001. На данный момент сертификация еще не окончена, но я искренне надеюсь, что комиссия поможет нам выявить возможные недостатки в организационной структуре нашей компании и методы их устранения. Ведь незапятнанная репутация — это одно из основных конкурентных преимуществ NEWSTravelна рынке, в частности, в отношениях с нашими партнерами. Поэтому мы сознательно идем на немалые расходы, чтобы сохранить ее, как в глазах наших акционеров, так и партнеров. Реструктуризация рынка -не за горами Хотим мы этого или нет, отечественная туристическая отрасль стоит на пороге масштабной реструктуризации, в результате которой погоду на рынке станут в основном определять крупные многопрофильные туроператоры. Уже сегодня практически на любом из популярных направлений более 80% турпотока (по объему, т.е. количеству отправленных туристов — Ред.) обслуживают крупные операторы, к которым относится и наша компания. При этом, в десятке наиболее популярных направлений львиную долю обслуживают не более 5-ти компаний. Кстати, мы второй год подряд занимаем лидирующие позиции по таким направлениям, как Болгария, Черногория и Хорватия. На долю остальных — нишевых направлений — остается не более 20%. Для примера приведу несколько направлений, которые еще не так давно считались вотчиной нишевых туроператоров. Так, по Болгарии четверка лидеров выглядит таким образом: NEWSTravel, JoinUp!, TUI, Тез Тур, которые суммарно отправляют более 80% турпотока. Подобная ситуация наблюдается на черногорском направлении: NEWSTravel, JoinUp!, TUI, Орбита, Тез Тур суммарно обрабатывают более 90% турпотока. Испания: Натали Type, TUI, Тез Тур. Со следующего сезона планируем работу на испанском направлении и мы: этот рынок растет и весьма перспективен. Уникальная ситуация сохраняется на тунисском направлении: здесь по-прежнему лидирует нишевый туроператор «Оазис», при этом разрыв между участниками первой четверки («Оазис», TUI, NEWSTravel, TURTESS) составляет меньше 5% потока и постоянно сокращается. Из вышеизложенного становится понятно, что рынок сегодня требует глобальной реструктуризации розницы. Некоторые туроператоры уже начали строить «свою» систему розничных продаж — как собственные сети, так и лояльные. Методы для реструктуризации применяются разные, замечу лишь, что мало кто сегодня прибегает к каким-то ограничительным мерам или штрафным санкциям. Наша компания, к примеру, инвестирует немалые средства в различные семинары для агентов, мастер-классы и рекламные туры. Таким образом, мы формируем пул лояльных к нам агентов, заинтересованных в продаже нашего продукта в первую очередь. Но от непопулярных мер мы никуда не денемся. Главным образом, благодаря законам математики: сегодня в Украине активно действует более 8000 агентов (только у нашей компании подписано 5.5 тысяч агентских соглашений). По отношению к прогнозируемому нами турпотоку это составит чуть более 200 человек в год на агента. Можно ли вести прибыльный бизнес, продав 100 туров (в среднем в тур едет 2 туриста) за год? Вопрос риторический... Поэтому — крупные туроператоры заинтересованы в сокращении количества агентов до 2-2.5 тысяч, что является оптимальным для украинского рынка. При этом мы также заинтересованы в повышении ответственности агента за партнерские отношения с туроператорами, в структуризации агентов и их объединений для начала — вокруг нескольких туроператоров, а потом и вокруг одного. Разумеется, такие изменения будут достаточно болезненными, однако без них не обойтись: в туризме, как и любом виде бизнеса, должны работать профессионалы, а в результате структурных изменений на рынке именно таковые на нем и останутся. Остерегайтесь «пирамид!» В среде участников рынка постоянно циркулируют слухи о скором банкротстве тех или иных крупных туроператоров. Слухи эти небезосновательны: многие сегодня играют в демпинг, на протяжении длительного периода искусственно занижая цены на свой продукт. Однако следует понимать: контракты с отелями, авиакомпаниями, у всех приблизительно одинаковы: разница между «хорошим» и «плохим» контрактом составляет пару-тройку долларов. И если оператор на постоянной основе выпускает на рынок продукт по сниженным ценам — на $50, а то и $100 дешевле себестоимости — мы имеем дело с «пирамидой» подобно печально известному «МММ». И когда эта «пирамида» рухнет — лишь вопрос времени. А то, что «пирамиды» начнут рушиться — нет никакого сомнения. Я могу сказать, что многие из тех, кто сегодня кажутся успешными и прочно стоящими на ногах, не переживут нынешней зимы — по этой самой причине. Крах туроператора — это трагедия для тысяч клиентов. Крах многих операторов — это катастрофа на рынке, десятки тысяч оставшихся без отдыха клиентов, социальные потрясения... Но в то же время такая ситуация — это очистительный катарсис, после которого туристы, наконец, начнут задавать себе (и, главное, агентам) вопросы наподобие: «а куда идут мои, тяжело заработанные, деньги? Кто это такой — тот, кто прячется за красивым названием «туроператор»? Какова степень его ответственности передо мной?» Уже сейчас каждый участник рынка может увидеть признаки «пирамиды» в работе многих туроператоров. Я не буду называть здесь имена, однако озвучу сами признаки. Итак: если туроператор на регулярной основе представляет такой же продукт, что и у конкурентов, по заметно более низкой цене — это признак неблагополучия его финансового положения. Если агентам на постоянной основе предлагаются повышенные (более 10-12%) комиссии — это тоже признак «пирамиды»! Если туроператор выбрасывает на рынок продукт с нулевой (или близкой к нулевой) стоимостью перелета — это тоже очень тревожный сигнал! Таких признаков достаточно много, и практически любой участник рынка, задавшись целью, может их увидеть в действиях многих отечественных операторов. Со всеми вытекающими последствиями... Не могу обойти вниманием еще один аспект современного рынка туроператорских услуг. Сегодня среди туроператоров модно говорить о страховании ответственности перед партнерами. Такое страхование преподносится рынку как гарантия защищенности туристов, купивших тур застрахованного оператора. В качестве страховых сумм фигурируют довольно большие величины — от миллиона долларов и выше. Однако, что интересно: текстов этих договоров никто никогда не публиковал. А на самом деле все просто: страховые события по таким договорам настолько сужены, что под их описание не попадает практически ничего, что может случиться с туроператором. Следовательно, получить какое-либо возмещение по такому страховому договору практически невозможно... Так что в большинстве случаев наличие такой страховки — это дополнительный повод всерьез задуматься над финансовым состоянием такой компании. Для того, чтобы продемонстрировать рынку стабильность нашего финансового положения, компания NEWSTravelвпервые в отечественной туристической отрасли пройдет процедуру финансового аудита в уважаемой компании, а результаты аудита, которые отражают состояние взаиморасчетов с нашими партнерами, опубликует в СМИ. Таким образом, мы документально подтвердим прочную финансовую основу, а значит, и устойчивость нашего бизнеса в глазах наших партнеров. Иначе и быть не может: ведь туристический бизнес — это глубоко социальный вид деятельности, и мы несем ответственность за каждого из сотен тысяч наших туристов. назад >>>
|