Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Сергей СОЛНЦЕВ, генеральный директор туроператора NewsTravel
 
Укрепляем структуру операторского бизнеса
2012 год принес участникам рынка туристических услуг заметный рост выездных потоков на летних направлениях. Впрочем, нет сомнения, что и окончание года покажет подобные темпы роста. Например, в ноябре наша компания ожидает достижения 100-тысячной отметки по количеству отправленных туристов в 2012 году. По итогам года мы прогнозируем, что количество туристов, выбравших наш продукт, составит 110-115 тысяч человек.
Такие объемы не могут не радовать, однако всегда есть и обратная сторона медали: общеизвестно, что при резком росте потоков, так же резко может снизиться и качество предоставляемых услуг. Этого можно избежать, если компания заранее позаботится о подготовке структуры, способной выдержать такой натиск. Поэтому компания NEWSTravelс середины прошлого года осуществляеткомплекс мероприятий, направленных на создание именно такой структуры. Мы берем пример с крупных европейских туроператоров, оперирующих потоками туристов, измеряемыми сотнями тысяч человек без потери качества обслуживания. Для этого в структуре компании NEWSTravelсоздаются новые подразделения, принимаются новые сотрудники. Также мы находимся в процессе сертификации системы управления качеством на соответствие международному стандарту ISO9001. На данный момент сертификация еще не окончена, но я искренне надеюсь, что комиссия поможет нам выявить возможные недостатки в организационной структуре нашей компании и методы их устранения. Ведь незапятнанная репутация это одно из основных конкурентных преимуществ NEWSTravelна рынке, в частности, в отношениях с нашими партнерами. Поэтому мы сознательно идем на немалые расходы, чтобы сохранить ее, как в глазах наших акционеров, так и партнеров.
 
Реструктуризация рынка -не за горами
Хотим мы этого или нет, отечественная туристическая отрасль стоит на пороге масштабной реструктуризации, в результате которой погоду на рынке станут в основном определять крупные многопрофильные туроператоры. Уже сегодня практически на любом из популярных направлений более 80% турпотока (по объему, т.е. количеству отправленных туристов Ред.) обслуживают крупные операторы, к которым относится и наша компания. При этом, в десятке наиболее популярных направлений львиную долю обслуживают не более 5-ти компаний. Кстати, мы второй год подряд занимаем лидирующие позиции по таким направлениям, как Болгария, Черногория и Хорватия. На долю остальных нишевых направлений остается не более 20%.
Для примера приведу несколько направлений, которые еще не так давно считались вотчиной нишевых туроператоров. Так, по Болгарии четверка лидеров выглядит таким образом: NEWSTravel, JoinUp!, TUI, Тез Тур, которые суммарно отправляют более 80% турпотока. Подобная ситуация наблюдается на черногорском направлении: NEWSTravel, JoinUp!, TUI, Орбита, Тез Тур суммарно обрабатывают более 90% турпотока. Испания: Натали Type, TUI, Тез Тур. Со следующего сезона планируем работу на испанском направлении и мы: этот рынок растет и весьма перспективен.
Уникальная ситуация сохраняется на тунисском направлении: здесь по-прежнему лидирует нишевый туроператор «Оазис», при этом разрыв между участниками первой четверки («Оазис», TUI, NEWSTravel, TURTESS) составляет меньше 5% потока и постоянно сокращается. Из вышеизложенного становится понятно, что рынок сегодня требует глобальной реструктуризации розницы. Некоторые туроператоры уже начали строить «свою» систему розничных продаж — как собственные сети, так и лояльные. Методы для реструктуризации применяются разные, замечу лишь, что мало кто сегодня прибегает к каким-то ограничительным мерам или штрафным санкциям. Наша компания, к примеру, инвестирует немалые средства в различные семинары для агентов, мастер-классы и рекламные туры. Таким образом, мы формируем пул лояльных к нам агентов, заинтересованных в продаже нашего продукта в первую очередь.
Но от непопулярных мер мы никуда не денемся. Главным образом, благодаря законам математики: сегодня в Украине активно действует более 8000 агентов (только у нашей компании подписано 5.5 тысяч агентских соглашений). По отношению к прогнозируемому нами турпотоку это составит чуть более 200 человек в год на агента. Можно ли вести прибыльный бизнес, продав 100 туров (в среднем в тур едет 2 туриста) за год? Вопрос риторический... Поэтому — крупные туроператоры заинтересованы в сокращении количества агентов до 2-2.5 тысяч, что является оптимальным для украинского рынка. При этом мы также заинтересованы в повышении ответственности агента за партнерские отношения с туроператорами, в структуризации агентов и их объединений для начала — вокруг нескольких туроператоров, а потом и вокруг одного.
Разумеется, такие изменения будут достаточно болезненными, однако без них не обойтись: в туризме, как и любом виде бизнеса, должны работать профессионалы, а в результате структурных изменений на рынке именно таковые на нем и останутся.
 
Остерегайтесь «пирамид!»
В среде участников рынка постоянно циркулируют слухи о скором банкротстве тех или иных крупных туроператоров. Слухи эти небезосновательны: многие сегодня играют в демпинг, на протяжении длительного периода искусственно занижая цены на свой продукт.
Однако следует понимать: контракты с отелями, авиакомпаниями, у всех приблизительно одинаковы: разница между «хорошим» и «плохим» контрактом составляет пару-тройку долларов. И если оператор на постоянной основе выпускает на рынок продукт по сниженным ценам — на $50, а то и $100 дешевле себестоимости — мы имеем дело с «пирамидой» подобно печально известному «МММ». И когда эта «пирамида» рухнет лишь вопрос времени.
А то, что «пирамиды» начнут рушиться нет никакого сомнения. Я могу сказать, что многие из тех, кто сегодня кажутся успешными и прочно стоящими на ногах, не переживут нынешней зимы по этой самой причине.
Крах туроператора это трагедия для тысяч клиентов. Крах многих операторов это катастрофа на рынке, десятки тысяч оставшихся без отдыха клиентов, социальные потрясения... Но в то же время такая ситуация это очистительный катарсис, после которого туристы, наконец, начнут задавать себе (и, главное, агентам) вопросы наподобие: «а куда идут мои, тяжело заработанные, деньги? Кто это такой тот, кто прячется за красивым названием «туроператор»? Какова степень его ответственности передо мной?»
Уже сейчас каждый участник рынка может увидеть признаки «пирамиды» в работе многих туроператоров. Я не буду называть здесь имена, однако озвучу сами признаки.
Итак: если туроператор на регулярной основе представляет такой же продукт, что и у конкурентов, по заметно более низкой цене это признак неблагополучия его финансового положения. Если агентам на постоянной основе предлагаются повышенные (более 10-12%) комиссии это тоже признак «пирамиды»! Если туроператор выбрасывает на рынок продукт с нулевой (или близкой к нулевой) стоимостью перелета это тоже очень тревожный сигнал! Таких признаков достаточно много, и практически любой участник рынка, задавшись целью, может их увидеть в действиях многих отечественных операторов. Со всеми вытекающими последствиями...
Не могу обойти вниманием еще один аспект современного рынка туроператорских услуг. Сегодня среди туроператоров модно говорить о страховании ответственности перед партнерами. Такое страхование преподносится рынку как гарантия защищенности туристов, купивших тур застрахованного оператора. В качестве страховых сумм фигурируют довольно большие величины от миллиона долларов и выше. Однако, что интересно: текстов этих договоров никто никогда не публиковал. А на самом деле все просто: страховые события по таким договорам настолько сужены, что под их описание не попадает практически ничего, что может случиться с туроператором. Следовательно, получить какое-либо возмещение по такому страховому договору практически невозможно... Так что в большинстве случаев наличие такой страховки это дополнительный повод всерьез задуматься над финансовым состоянием такой компании.
Для того, чтобы продемонстрировать рынку стабильность нашего финансового положения, компания NEWSTravelвпервые в отечественной туристической отрасли пройдет процедуру финансового аудита в уважаемой компании, а результаты аудита, которые отражают состояние взаиморасчетов с нашими партнерами, опубликует в СМИ. Таким образом, мы документально подтвердим прочную финансовую основу, а значит, и устойчивость нашего бизнеса в глазах наших партнеров. Иначе и быть не может: ведь туристический бизнес это глубоко социальный вид деятельности, и мы несем ответственность за каждого из сотен тысяч наших туристов.

назад >>>